Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23

Сторона 1:
Allegro Non Troppo E Molto Maestoso. Allegro Con Spirito

Сторона 2:
Andantino Semplice
Allegro Con Fuoco

Венский симфонический оркестр, дирижер Герберт Караян
Святослав Рихтер - фортепиано

Всесоюзная студия грамзаписи

Моно-вариант: Д 011275-6
Стерео-вариант: С 0473-4

Rec. in Vienna, September 1962

Концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор сочинен в ноябре — декабре 1874 года, окончен и оркестрован, как значится в партитуре, 9 февраля 1875 года, посвящен Гансу фон Бюлову. Последний проявлял повышенный интерес к творчеству Чайковского и в ответ на присланный ему концерт написал композитору восторженное письмо.
1 ноября 1875 года состоялось первое исполнение концерта в России профессором Г. Кроссом в Петербурге. Первым исполнителем концерта в Москве 21 ноября 1875 года явился юный С. И. Танеев. Этому прекрасному, «объективному», по выражению Чайковского, исполнению концерта Танеевым композитор был обязан выдающимся успехом, выпавшим на долю этого произведения. С тех пор Первый фортепианный концерт Чайковского получал все большее распространение, пока наконец не стал одним из наиболее популярных сочинений этого жанра. Деятельным пропагандистом его явился Ганс Бюлов. Н. Г. Рубинштейн с огромным успехом играл этот концерт в России и за границей. Чайковскому неоднократно приходилось управлять оркестром при исполнении его Первого концерта различными пианистами как на родине, так и в Западной Европе и в Америке.
Самый первый и самый проницательный отзыв о концерте Чайковского принадлежал восемнадцатилетнему С. И. Танееву, писавшему своим знакомым 17 декабря 1874 года: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич».
В настоящее время Первый фортепианный концерт является одним из популярнейших произведений Чайковского во всем мире. Этот успех обусловлен совокупным действием многих достоинств сочинения: праздничным блеском некоторых музыкальных тем, в их сочетании с подлинно глубокой лирикой других мелодий, изяществом и
тонкостью обработки деталей, крайне разнообразной фортепианной фактурой, стоящей на высоком уровне тогдашних передовых достижений пианизма, а главным образом народностью, настоящей массовостью музыки, способной увлечь и захватить большие аудитории.
(Из книги А. Альшванга «П. И. Чайковский»)
* * *
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
В 1947 году Рихтер блестгще оканчивает консерваторию, уже завоевав популярность выдающегося пианиста с огромным репертуаром. Программы его концертов, проходящих в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев.
Исполнительская деятельность Святослава Рихтера — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глубины, воли, фантазии, он, по словам одной из английских газет, «принадлежит к тому разряду музыкантов, которые пролагают новые пути в развитии искусства».