Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Разворот конверта 02. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1983

Развитие в нашей стране «важнейшего из искусств», как назвал В. И. Ленин кино, неразрывно связано с историей советской музыки. Сегодня, когда советской художественной кинематографией накоплен огромный опыт, музыка советского кино в ее лучших образцах перешагнула границы жанра и получила право на самостоятельную жизнь. Развиваясь параллельно, влияв друг на друга, кино и музыка прочно вошли в жизнь советского человека, обогащая его духовный мир, способствуя его эстетическому совершенствованию. Нет, наверно, на свете человека, который не любил бы кино. Современный кинематограф - это искусство синтетическое, оно объединяет искусство драматурга, художника, актера, режиссера, оператора и, конечно же, композитора. Музыка - одно из самых значительных средств выразительности современного кино. Оно органически входит в драматургию произведения, способствует яркому воплощению главной идеи. Но сразу ли музыка заняла в кино столь ответственное место? Обратимся к истории. Первые русские фильмы, которые появились в начале
века, демонстрировались, как известно, в музыкальном сопровождении пианистов-иллюстраторов. От таланта и профессионализма каждого из них в большой степени зависело восприятие зрителями кинофильма. Попытки придать музыке большую кинематографическую активность предпринимались на протяжении всей истории «великого немого». Уже тогда создатели нового искусства чувствовали, что музыка помогает целостному восприятию фильма, усиливает его эмоциональный эффект. Первая русская художественная кинолента с музыкальным сопровождением «Понизовая вольница» («Стенька Разин") вышла в 1908 году. В сущности, это была иллюстрация к популярной народной песне «Из-за острова на стрежень». В начале фильма звучала музыкальная картина «На Волге", написанная для небольшого состава симфонического оркестра. Эту своего рода увертюру к фильму по специальному заказу написал профессор Московской консерватории композитор М. М. Ипполитов-Иванов. Далее, когда в кадре появлялись поющие люди, симфоническая музыка сменялась песней «Вниз по матушке по Волге», которую исполняли находящиеся за экраном певцы. Но хотя уже в 1908 году было ясно, что хорошая музыка обогащает кинопроизведение, делает его более впечатляющим, еще два с лишним десятилетия музыкальное оформление в кино оставалось случайным и не выходило за рамки самой обыкновенной иллюстрации. При этом иллюстраторы чаще всего пользовались готовыми мелодиями, заимствованными из произведений различных композиторов. (Иногда со вкусом и умело выполненная компиляция в общем контексте приобретала определенную художественную ценность). Но вот появились такие фильмы, как «Броненосец «Потемкин» (1925 год) С. Эйзенштейна и «Мать» (1926 год) В. Пудовкина. Создание столь глубоких произведений, выдвинувших грандиозные социальные
проблемы, являло собой появление нового киноискусства, рожденного революцией. Масштабность тем требовала иных музыкальных решений. Сопровождать такие киноленты звучанием одного лишь фортепиано было невозможно. Создатели фильмов начали обращаться к сочинениям Чайковского, Глинки, Скрябина, Бетховена, Вагнера. Впервые появились произведения советской музыки: в кино приходят работать наши крупнейшие музыканты Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Кабалевский и другие. Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел в 1931 году. С приходом звука началась новая эра в развитии отечественного кинематографа. Перед композиторами была поставлена серьезная задача; из дополнения, иллюстрации музыка должна стать органичным компонентом фильма. Произошло взаимное обогащение. Важную роль звуковой кинематограф сыграл в развитии одного из ведущих жанров советского музыкального искусства массовой песни. Отражая реальные события 30-х годов - годы строительства первых пятилеток, кинематограф не мог не вобрать в себя
песенно-музыкальную сферу самой жизни тех лет. Формирующееся новое общество родило новую массовую песню, которая зазвучала на митингах, демонстрациях, на полях, заводах, фабриках. Назрела острая необходимость в песнях, выражавших патриотические чувства народа, его дерзания, надежды, уверенность в будущем, в песнях, которые «строить и жить помогают». В это время в кино пришел И. О. Дунаевский. «...Стоит только вспомнить, с какой жадностью были подхвачены мелодии из фильма «Веселые ребята», чтобы понять, как остра была нужда народа именно в таком певце», - писал в одной из своих статей Д. Д. Шостакович. Дунаевского по праву называют нашим песенным классиком. Простые и доступные мелодии, передающие стремительность рабочего ритма, бодрое настроение, романтику подвига, не утратили своего обаяния и сегодня. Итак, песня зазвучала в полную силу, получив небывалую до тех пор тематическую и идейную нагрузку. Вслед за музыкой к кинофильму «Веселые ребята" уже повсюду распевали только что сошедшую с экрана замечательную «Каховку", а в 1936 году появился фильм «Цирк», в котором прозвучала широкая, распевная, мужественная мелодия «Песни о Родине». Сразу же завоевав сердца советских людей, она стала музыкальным символом нашей страны. Этой песне - музыкальному образу глубокой любви советских людей к своей Родине - было суждено сыграть важную роль в годы Великой Отечественной войны. С этой песней бойцы шли в бой на врага. Стремясь к художественному совершенству, к созданию гармонического целого (где все части, все элементы были бы созвучны друг другу и направлены к одной цели), каждый из постановщиков фильма в меру своих способностей стал добиваться стилистического единства музыки с другими его компонентами. Музыка все в большей степени становилась выразителем
переживаний, чувств, внутренней жизни героев, иными словами - нащупывала главную область приложения своих сил в кино. Уже в начале 30-х годов одним из кардинальных вопросов в создании художественных звуковых кинофильмов стал вопрос о творческом единении режиссера и композитора. Классическими примерами подобного творческого содружества являются совместные работы Эйзенштейна, Прокофьева, Александрова и Дунаевского. В содружестве с Дунаевским плодотворно работал Пырьев, с Шостаковичем - Юткевич, Козинцев, Трауберг. В кинематограф приходят Д. Кабалевский, Т. Хренников, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой, позднее Г. Свиридов, М. Вайнберг, Р. Щедрин, А. Пахмутова, М. Фрадкин, В. Баснер и многие, многие другие. Невозможно перечислить фильмы, музыку к кото-рым создали эти композиторы; впервые прозвучавшая на экране, она выдержала испытание временем, живет и по сей день. Это относится не только к песне, но и к музыке инструментальной, которая, как известно, н кино занимает : начительное место. Все мы знаем о счастливой судьбе инструментальной киномузыки, впервые прозвучавшей в фильмах «Время, вперед!" (Г. Свиридов), «Овод" (,Д. Шостакович), «Баллада о солдате» (М. Зив), «Укрощение огня" (А. Петров), «девять дней одного года" (Д. Тер-Татевосян), «Человек идет за солнцем" (М. Таривердиев), «Мой ласковый н нежный зверь" (Е. Дога, «Чужие дети" и многих других. Музыка эта зажила самостоятельной и очень успешной творческой жизнью - она звучит в исполнении лучших отечественных и зарубежных оркестров. Сегодня ответственность композиторов, работающих над киномузыкой, особенно велика: утверждать передовые идеалы современности, формировать эстетический вкус зрителя, воспитывать и направлять его мировоззрение на пути активного участия в строительстве ком-мунистического общества - вот главные задачи, которые стоит перед деятелями советского искусства. Композиторы, работающие в кино, передовой его отряд. Массовость советской песни, обращенной к сердцам миллионов людей, особенно ярки раскрывается в современную эпоху широчайшего
распространения радио, телевидения, звукозаписи. Всесоюзное объединение «Союзинформкино» совмест-но с Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия" начинают выпуск серии пластинок под общим названием «Музыка советского кино". Составители первой пластинки из этой серии предлагают вниманию слушателей музыку, которая пришла к нам из кинофильмов} последних лет. Это мелодии разных жанров; все они нам хорошо знакомы, так как неоднократно звучали по радио, в телевизионных программах и на концертах. Их авторы - и уже известные композиторы, песни которых мы давно знаем и любим, и совсем молодые, только лишь начинающие свой путь в кино.

Т. Якжина