А. ГЛАЗУНОВ (1865-1936)
СИМФОНИЯ № 1 ми мажор, соч. 5
Сторона 1
1. Allegro — 10.47
2. Scherzo. Allegro — 5.15
Сторона 2
3. Adagio — 8.27
4. Finale. Allegro — 10.06
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский
Звукорежиссер Э. Шахназарян. Редактор H. Захарьев. Художник С. Нелюбин
Запись 1982 года
Александр Константинович Глазунов, младший современник композиторов «Могучей кучки», обогатил русскую музыку многими прекрасными произведениями. Среди них выделяются его симфонии, самостоятельно продолжающие эпическую традицию близких ему по характеру дарования Балакирева и Бородина.
Живя в эпоху расцвета программной музыки. Глазунов отдал ей дань в симфонической поэме «Стенька Разин», посвященной памяти Бородина, и в некоторых других произведениях. Однако в своих симфониях он далек от программности, строя их на основе законов композиторской логики, умея «развертывать музыку на широчайшем протяжении» (Б. Асафьев), возводя стройное, соразмерное во всех частях музыкальное здание. Не следует думать, что композитор решал чисто формальные, конструктивные задачи — содержательность и эмоциональное воздействие его симфоний несомненно, хотя в них нет лирических волнений и душевных бурь, проносящихся по страницам романтических симфоний, — они объективны по характеру образов. Глазунов вступает в область эпического симфонизма, где перед умственным взором открываются широкие просторы, звучит голос спокойного раздумья, возникают картины народных празднеств. Он — великий мастер музыкального зодчества, светлого, пластичного и уравновешенного в своих элементах искусства, полного душевного здоровья и ясности.
Творческие замыслы Глазунова выступают в ярком и эффектном оркестровом наряде. Он тяготеет к полнозвучию, любит пышность красок звуковой палитры. Подчас они использовались несколько расточительно, но это не нарушало общего равновесия партитуры. Композитор явно предпочитает классические формы, что было необычным для времени, когда так сильно проявилась тенденция к отходу от них. На этом фоне он несколько академичен, но вполне самостоятелен в выражении своих художественных замыслов.
Во время возникновения Первой симфонии, Глазунову тогда не исполнилось еще семнадцати лет, за плечами было всего полтора года занятий с Римским-Корсаковым и советы Балакирева. И этого оказалось достаточным для создания крупного оркестрового произведения!
Сыгранная в Петербурге 13 марта 1882 года под управлением Балакирева Первая симфония вызвала живейшее одобрение публики. «То был поистине великий праздник для всех нас, петербургских деятелей молодой русской школы», — вспоминал присутствовавший на концерте Римский-Корсаков, добавляя: «Публика была очень удивлена, когда пред ней предстал автор в гимназической форме». Вскоре симфония была сыграна в Москве, а летом 1884 года в Веймаре — по рекомендации Листа, высоко оценившего талант Глазунова.
Так начался путь замечательного русского симфониста. Его первый успех был вполне заслуженным, хотя, конечно, партитура столь юного автора не могла быть свободна от недостатков. Они стали ясными и самому композитору, дважды перерабатывавшему партитуру (на этой пластинке исполняется окончательная редакция). Поправки коснулись главным образом инструментовки и не затронули сущности музыки, сохранившей юношескую свежесть и непосредственность. поражавшие первых слушателей симфонии, посвященной Н. А. Римскому-Корсакову.
Глазунов следовал классической четырехчастной симфонии с традиционным сопоставлением частей. В то же время он вносил в музыку истинную самобытность, получившую законченное выражение в произведениях зрелого периода. Это — пролог ко всему его симфоническому творчеству.
Основной, светлый и радостный характер музыки устанавливается в первой части. Allegro, с ее бодрыми, энергичными, широко развернутыми в своем изложении темами.
Она построена по традиционной схеме с четко разграниченными разделами, причем в разработке преобладает не контрастность, а сопоставление близких друг к другу музыкальных образов. Богатство ритмических и тембровых оттенков оживляет музыку первой части, динамичную и цельную в своем эмоциональном облике.
Вторая часть — веселое и бойкое Скерцо, Allegro, построенное на двух темах — первой с ее краткими, точно и четко ритмованными фразами и перекличками инструментов и второй — задорной мелодии польской песни, услышанной летом 1880 года в Друскениках, где юноша начинал работу над симфонией. Живость темпераментного скерцо оттенена спокойствием третьей части. Adagio, лишь изредка слегка нарушаемым взволнованными интонациями.
Финал. Allegro — самая развернутая часть симфонии, сочно написанная картина народного празднества, создаваемая чередованием ярких и жизнерадостных тем. Вначале звучит мелодия польской песни — еще одно воспоминание о лете в Друскениках. Финал захватывает размахом, широтой дыхания и силой жизнеутверждения, характерной для творчества Глазунова. В этом тайна воздействия музыки юношеской симфонии, возвестившей появление большого таланта. В своем искусстве он полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды.
И. Мартынов,
заслуженный деятель искусств РСФСР
Многолетняя работа на радио и в Большом театре СССР, широкая концертная деятельность, частые гастрольные выступления за рубежом, наконец, огромное число записей (более 200 пластинок), среди которых и удостоенные международных премий (например, записи балета «Золушка» и всех семи симфоний Прокофьева, получившие золотые медали французской Академии грамзаписи имени Шарля Кро), принесли дирижеру Геннадию Рождественскому признание ипопулярность во всем мире.
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. По окончании Центральной музыкальной школы поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и по классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова.
На протяжении тридцати двух лет Рождественский дирижирует спектаклями Большого театра, а с 1965 по 1970 год был его главным дирижером. С 1961 по 1974 год
Г. Н. Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с 1974 года он является музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра.
Во время зарубежных гастролей Г. Рождественский выступал с крупнейшими оркестрами мира: Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Амстердамским «Консертгебау»,
Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, оркестром Чешской филармонии и многими другими.
В период с 1974 года по настоящее время Рождественский возглавлял крупнейшие симфонические коллективы Европы — Стокгольмский филармонический оркестр, Лондонский оркестр «Би-Би-Си» и Венский симфонический оркестр.
Он избран почетным членом Шведской королевской академии и Королевской академии музыки Великобритании.
В 1982 году Г. Рождественский возглавил недавно созданный Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.
* * *
Современная проигрывающая аппаратура предъявляет высокие требования к качеству грампластинок. В связи с этим разрабатываются новые способы записи, позволяющие улучшить звучание. Одним из наиболее перспективных является цифровой способ, осуществляемый с применением электронно-вычислительной техники. Цифровая запись существенно расширяет динамический диапазон и сводит к минимуму уровень шумов.
Фирма «Мелодия» начала выпуск грампластинок с использованием записей, выполненных цифровым способом.
Одна из них представлена на данной грампластинке, которую рекомендуется проигрывать на аппаратуре высшего класса.