Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Ансамбль «одного инструмента» — художественно впечатляющее явление, особенно если этот инструмент по своим свойствам близок к человеческому голосу. Объемное, стереофонически наполненное, сочное и единое по тембру звучание напоминает хор, поющий в огромном, напоенном воздухом пространстве.
История ансамбля «одного инструмента» восходит к XVII веку, когда при дворе Людовика XIV Жаном-Батистом Люлли был создан уникальный оркестр скрипок, прозванный «Двадцать четыре скрипки короля». Аналогов подобного ансамбля любители музыки знают немало. Широко известен знаменитый Ансамбль скрипачей Большого театра СССР. В этом же театре родился ансамбль виолончелистов под руководством Юрия Лоевского, успешно выступавший в нашей стране и за ее пределами.
С приходом в 1983 году Юрия Лоевского в качестве концертмейстера группы виолончелей в Государственный академический симфонический оркестр СССР здесь создается квартет виолончелистов, который сразу активно входит в концертную жизнь страны.
Индивидуальность квартета обусловлена прежде всего исполнительской манерой самого оркестра и его главного дирижера Евгения Светланова. Ее определяют эмоциональная щедрость, открытость чувства, создающая ощущение живой музыки, творящейся при самом непосредственном участии слушателя; сочный, полнокровный, тембрально окрашенный звук; прекрасное чувство партнера, дающее возможность «дышать в унисон». Главный художественный принцип квартета можно сформулировать словами Евгения Светланова: «Оркестр определяют два понятия — качество звука и ансамблевая слаженность». Следует добавить также тонкое ощущение жанра ансамблевой миниатюры, сочинений разных эпох и стилей.
Эти качества квартета виолончелистов Госоркестра отмечала газета «Советская культура» 23 мая 1985 года: «Ария Баха показала, какой огромный звуковой объем способны создать артисты. От нежнейшего, глубокого пиано до терпкого, страстного форте у них простирается целое море оттенков. Конечно, мы сразу ощутили стиль “большого оркестра”, крупный масштаб в подаче звукового материала, концертный размах. Видно, что молодой, “отпочковавшийся” коллектив прочно связан со своим родным стволом. От миниатюры же у музыкантов тонкость в штрихах, текучие линии, трепетная, интимная манера выражать эмоции. А главное — любовная сольная подача своего инструмента. Виолончель — это очень красивый инструмент, очень богатый, очень выразительный, — словно каждой нотой, в каждом такте напоминают они нам».
Кто же эти музыканты, столь преданно любящие свой инструмент?
Юрий Лоевский — заслуженный артист РСФСР, создатель и руководитель квартета. Исполнитель организующей творческой воли, блестящий концертант. Эту устремленность к концертной деятельности Лоевский проявляет и в созданном им квартете, подбирая репертуар, объединяя ансамбль в целостный живой, подлинно творческий коллектив.
Светлана Жук — лауреат Всесоюзного фестиваля советской молодежи (1957). В Госоркестре играет с 1958 года. В квартете виолончелистов она — непосредственный продолжатель исполнительских традиций оркестра, выражающихся в ярком, сочном, летящем звуке, музыкальности, артистизме.
Аркадий Буданицкий — заслуженный артист Удмуртской АССР, в Госоркестре с 1967 года. Серьезный, вдумчивый музыкант, отличающийся высокой культурой исполнения, вкусом и чувством стиля.
Олег Созинов играет в Госоркестре с 1972 года. Обладает красивым звуком в сочетании с технической свободой исполнения.
Ансамбль постоянно выступает в концертных залах Москвы и Подмосковья, гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом. Любовь к музыке, яркий артистизм его участников сделали квартет интересным явлением нашей концертной жизни. Основное направление их репертуара, привлекающего самую широкую демократическую аудиторию, можно определить так: «маленькие шедевры большой музыки». Такова программа этого диска.
Жанна Дозорцева,
заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР

Зак. 518 Тир. 5740
1990 год