После неудачи с постановкой оперы «Огненный ангел» С.С. Прокофьев решил использовать богатый тематизм оперы в крупном оркестровом сочинении – Симфонии № 3 до минор, соч. 44. Богато разработанная симфоническая ткань оперы составила отличную основу для быстрого и органичного рождения симфонии. В начале августа 1928 года автор сообщал о начале работы, а уже к октябрю почти вся партитура была готова. Первое исполнение состоялось в Париже 17 мая 1929 года (дирижер Пьер Монте).
Третья симфония слушается как вполне самостоятельная звуковая поэма о людских тревогах, о бурных взлетах энергии, сменяющихся тихими лирическими озарениями. Русский национальный строй музыки в еще большей степени отдаляет ее от театрального первоисточника, напоминая о современных стимулах, питавших вдохновение Прокофьева. За мятежными экспрессиями, наполняющими симфонию, угадывается драматическая атмосфера недавних лет России.
Наиболее капитальной работой Прокофьева в 1930 году следует считать лироэпическую Четвертую симфонию до мажор, в основу которой положены фрагменты балета «Блудный сын», начатую еще прошедшей осенью и впервые сыгранную Бостонским оркестром под управлением С. Кусевицкого 14 ноября 1930 года. В том же сезоне (18 декабря) ее сыграл в Париже П. Монте. Оба исполнения были встречены холодно – часть французской публики упрекала его в упрощенности стиля и измене музыкальному прогрессу. Некоторые претензии были справедливыми – первая редакция соч. 47 страдала конструктивными недочетами. Спустя семнадцать лет Прокофьев осуществил капитальную реконструкцию произведения. Премьера новой редакции, соч. 112 состоялась лишь в начале 1957 года – через четыре года после смерти автора (дирижер Г. Рождественский).
Сравнение двух редакций показывает, насколько усилилось тяготение композитора к масштабной эпике‚ к импозантным празднично-волевым звучностям. Четвертая симфония далека от преобладающей в «Блудном сыне» лирической созерцательности. Здесь на первом плане образы, исполненные героического действия либо богатырской эпичности. Светлая мажорная окраска естественно выражает эмоциональную гамму сочинения.
По книге И. Нестьева «Жизнь Сергея Прокофьева». Москва, 1973 г.
Народный артист СССР Дмитрий Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е.П. Кудрявцевой, а в 1966 году – аспирантуру Московской консерватории у профессора Л.М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). В 1966-1967 годах стажировался и Венской академии музыки и изобразительного искусства у Х. Сваровского и К. Эстеррайхера. В 1969 году Д. Китаенко завоевал вторую премию на I Международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась его концертная деятельность в СССР и за рубежом. С 1969 года Китаенко дирижировал в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1976 года он является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.