1 сторона
Ю. ГРУОДИС (1884—1948)
Соната для скрипки и фортепиано — 21.32
1. Allegro rna non troppo
2. Adagio quasi andante
3. Scherzo
4. Finale
2 сторона
Ю. КАРОСАС (p. 1890)
Сюита литовских народных танцев для скрипки и фортепиано — 10.13
Ольга Штейнбергацте, фортепиано
Э. БАЛЬСИС (р. 1919)
Концерт № 2 для скрипки и оркестра — 12.15
1. Речитатив
2. Скерцо
3. Импровизация
4. Юмореска
Ульяновский государственный симфонический оркестр. Дирижер Эдуард Серов
Архивная запись (1, 2)
Запись из концертного зала (3)
Звукорежиссер-реставратор В. Бичюнас
Редактор Р. Яутакас
Художник Г. Юркунене
Тридцать лет продолжалась исполнительская деятельность народного артиста Литовской ССР, скрипача Александраса Ливонтаса (1920—1974). Он получил музыкальное образование в Московской консерватории, которую окончил по классу профессора Д. Ф. Ойстраха. Вместе со своей женой, пианисткой, тоже выпускницей Московской консерватории Ольгой Штейнбергайте Ливонтас приехал в Литву, где активно включился в музыкальную жизнь республики. Он стал участником государственного трио, много выступал как солист. Очень значительной была и педагогическая работа в Каунасской и Вильнюсской консерваториях и школе искусств им. М. К. Чюрлёниса.
Отличительная черта исполнительства А. Ливонтаса — эмоциональность, экспрессия. Характеризуя игру скрипача, Д. Каткус писал: «Ливонтас на сцене — это артист. Еще более — это оратор, трибун» («Пяргале», № 11, 1970 г.).
Репертуар исполнителя поражает своим разнообразием: его диапазон — от Й. Гайдна до И. Стравинского и А. Хачатуряна. Но особое место в нем принадлежит литовской музыке. Начав с Сонаты Ю. Груодиса, Ливонтас стал не только страстным пропагандистом литовской скрипичной музыки, но часто инициатором создания новых опусов, их редактором. В тесном содружестве с А. Ливонтасом были сочинены многие произведения Э. Бальсиса, В. Баркаускаса, Б. Дварёнаса, Ю. Каросаса, С. Вайнюнаса,
А. Рачюнаса и других. Скрипач исполнял их в Литве и других республиках Советского Союза, за рубежом.
А. Ливонтас говорил: «Что может сравниться с ответственностью артиста, который первым должен высказать свое мнение о музыке, дать оценку ее художественной значимости! Литовская скрипичная музыка — это мое сердце, мое счастье, мои слезы...» Она была и его лебединой песней.
А. Ливонтас умер во время выступления на эстраде, где исполнял одно из самых любимых своих произведений — Концерт № 2 для скрипки и оркестра Э. Бальсиса (эта последняя запись скрипача включена в предлагаемую вашему вниманию пластинку).
Ольга Штейнбергайте (р. 1920) окончила Московскую консерваторию в 1947 году по классу фортепиано профессора Я. И. Зака. Как и А. Ливонтас, с которым был связан весь ее жизненный и творческий путь, она до консерватории училась в Одесской-музыкальной школе и посещала класс камерного ансамбля П. Столярского — первого педагога Александраса Ливонтаса.
Долгие годы О. Штейнбергайте была постоянным партнером А. Ливонтаса, аккомпанируя ему в концертах.
О. Нарбутене
1980 1159 1000