«Такой триумф случается не часто, – заявил французский дирижер Пьер Мишель Ле Конт после выступления Зураба Соткилавы в Париже. – Работа с таким выдающимся певцом – настоящее счастье. Это человек необычной мягкости и простоты, с чуткой душой артиста, с богатым темпераментом. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто...».
Зураб Соткилава получил образование в Тбилисской консерватории у профессора Д. Андгуладзе. В течение двух дет стажировался в миланском театре Ла Скала у знаменитых педагогов Д. Барра и Э. Пьяцца, под руководством которых подготовил партии Герцога в «Риголетто» Верди, Хозе в «Кармен» Бизе и Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Большим успехом сопровождались выступления певца на международных конкурсах: IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (1968, золотая медаль и специальный приз «Золотой Орфей»), имени П. И. Чайковского в Москве (1970, серебряная медаль), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (1970, золотая медаль).
После нескольких лет работы в Тбилисском театре оперы и балета имени 3. Палиашвили Соткилава дебютировал в 1973 году на сцене Большого театра СССР в опере Бизе «Кармен». Сильный, выразительный по тембру голос полного диапазона, яркий темперамент, музыкальность, свобода и естественность сценического поведения позволили ему быстро освоить новый репертуар. Он поет Манрико в опере Верди «Трубадур», Водемона в «Иоланте» Чайковского, Арзакана в опере «Похищение луны» Тактакишвили, Отелло.
Критика высоко оценивает достижения Соткилавы. «Замечательное вокальное мастерство дает ему огромные выразительные возможности. Все, что происходит с Манрико, все, чем он живет в каждой сцене и отдельном куске роли, прежде всего выражается артистом музыкально-вокальными художественными средствами. И этим определяется во многом большой успех Зураба Соткилавы в спектакле “Трубадур”»,– писала газета «Советский артист».
Одна из лучших работ певца – образ Арзакана в «Похищении луны» Тактакишвили. «Мелодическое богатство оперы, своеобразие грузинских песенных интонаций, каждый оборот, слово, пауза – все это оживает в несравненном исполнении 3. Соткилавы», – отмечал журнал «Музыкальная жизнь».
В интерпретации артистом партии Отелло, одной из труднейших партий мировой оперной классики, рецензенты подчеркивают богатство чувств и настроений – от нежной поэтичной лирики до сильнейшего драматизма, свободное владение голосом.
3ураб Соткилава обладает и прекрасными качествами концертного певца, что делает его творчество разнообразным и богатым. На концертной эстраде он поет народные песни, арии из опер, романсы, участвует в исполнении крупных вокально-симфонических произведений (среди них специально для Соткилавы написанный вокальный цикл О. Тактакишвили «Мегрельские песни»).
Аудитория на концертах Соткилавы всегда многочисленна, будь то выступления в концертных залах Москвы и других городов Советского Союза или за рубежом. Советский артист успешно гастролировал: в США, Англии, Франции, Шотландии, Австрии, Югославии, в социалистических странах.
Л. Рыбакова