Возникшее на заре нашего века искусство джаза сразу завоевало широкое признание. Легко запоминающиеся мелодии, красивые гармонии, ритмическое разнообразие, танцевальность пришлись по сердцу миллионам людей на всех континентах, породив самое серьезное отношение к этому жанру.
Как и все другие жанры музыкального искусства, джаз имел периоды спада и взлета. Но одно несомненно: джаз никогда не топтался на месте, бурно развивался, шел в ногу с веком, а подчас и опережал его.
К джазу обращались многие серьезные композиторы; рождались разные национальные школы джазового искусства. Немало выдающихся музыкантов, внесших весомый вклад в развитие советского джаза, было и в нашей стране.
В течение многих десятков лет модифицировался состав джаз-оркестров. Многие инструменты включались и исключались, изменялся количественный и качественный состав, но постоянным в джаз-оркестре было и остается фортепиано. Нередко именно пианисты являлись и руководителями коллективов и авторами произведений, пишущими для джаза. В последнее десятилетие роль пианиста во всех джазовых коллективах возросла еще больше. Стали обычными даже сольные концерты джазовых пианистов.
Советский джаз, дал миру немало ярких пианистов, искусство которых далеко перешагнуло границы нашей Родины. Однако без всякого преувеличения можно сказать, что одним из самых ярких и талантливых в этой плеяде был композитор и пианист, заслуженный артист Азербайджанской ССР Вагиф Мустафа-заде (1940—1979)
Отличительными чертами самобытного таланта Вагифа Мустафа-заде являются глубокие корни азербайджанской народной музыки и острый, современный стиль, которые придают его творчеству особую неповторимость.
Известно, что джаз всегда находится в постоянном поиске новых форм, в поисках нового гармонического, ритмического и мелодического решения. Многие, даже талантливые композиторы и исполнители не могли вырваться из плена уже устаревшего стиля. Искусство Вагифа Мустафа-заде и в этом является приятным исключением. Он неизменно находился в поиске. (Его джазовые композиции 1979 года отличаются от его, же сочинений и обработок предыдущих нескольких лет). Единственно постоянным в его творчестве оставалась национальная основа композиций, что безусловно резко выделяло его среди коллег.
Вагиф Мустафа-заде часто обращался к неисчерпаемому источнику народной музыки: азербайджанским мугамам, тэснифам, рэнгам и песням. Им немало создано парафраз на темы азербайджанских композиторов, но, пожалуй, больше всего в своих композициях он обращался к творчеству известного советского композитора, народного артиста Азербайджанской ССР Тофика Кулиева.
Думаю, что это не случайно, ибо Тофик Кулиев сам является первым азербайджанским композитором, который в конце 30-х годов и в начале 40-х положил начало джазу в Азербайджане. Его песни, полные мелодического очарования и красивых гармонических сочетаний, интонационно и ритмически глубоко национальные, по сей день популярны и любимы не только у себя на родине. Творческие достижения Тофика Кулиева стали традициями, на которые опираются последующие поколения
азербайджанских композиторов, работающих в области песни. Если к этому добавить, что Тофик Кулиев сам является блестящим пианистом, то станет очевидным и тяготение Вагифа Мустафа-заде к обработкам его песен.
Я не сомневаюсь, что этот очередной диск, составленный из произведений Тофика Кулиева в исполнении Мустафа-заде, займет видное место в коллекциях любителей джазовой музыки.
Ниязи,
народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР
Художник Б. Дударев
АЗГ
Зак. 340—О—3000—