3 дня
О сайте9 | С20 26311 009 (2 пл.) 1988, дата записи: 1986 |
9 | С20 26311 009 (2 пл.) 1988, дата записи: 1986 |
9 | С20 26311 009 (2 пл.) 1988, дата записи: 1986 |
5 | С30-14791-4 (2 пластинки) 1980 |
14 2 | С10-17039 002 1982, дата записи: 1976 г. |
14 2 | С10-17039 002 1982, дата записи: 1976 г. |
14 2 | С10-17039 002 1982, дата записи: 1976 г. |
14 2 | С10-17039 002 1982, дата записи: 1976 г. |
14 2 | С10-17039 002 1982, дата записи: 1976 г. |
АОЛЗ, 88 |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
В верхнем течении Днепра, между Белоруссией и Подмосковьем, Псковщиной и Полесьем исторически сложилась особая народная музыкальная культура, которую условно можно обозначить как песенную традицию Смоленского Поднепровья. Насколько когда-то была богата и полна эта традиция, может свидетельствовать тот факт, что еще в третьей четверти XX века в памяти коренного крестьянского населения Смоленщины хорошо сохранились обрядовые и необрядовые песни, восходящие к древнейшим слоям славянского языческого календаря: масленичные, постовые, благовещенские, волочебные, майские, купальские и т. п. припевки и заклички, свадебные и лирические песни, хороводы, духовные стихи. Фольклорная песенная традиция Смоленского Поднепровья, будучи классическим сводом устойчивых интонационных форм и поэтических текстов среднерусской песенности, начиная уже с творчества М.И. Глинки — уроженца этих мест, активно влияла на формирование русской профессиональной музыкальной культуры. Собирание и изучение смоленского фольклора началось в XIX веке В. Н. Добровольским. В настоящее время наиболее активно работают в Смоленском Поднепровье сотрудники Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Одной из несомненных удач фольклористов-собирателей ИРЛИ можно считать знакомство с выдающейся русской певицей Ольгой Владимировной Трушиной летом 1981 года. О. В. Трушина — певица-самородок. Всю свою жизнь (родилась в 1919 г.) она проработала на селе в Кардымовском районе Смоленской области. Петь специально нигде не училась, на сцене до встречи с фольклористами не выступала. Она пела только «для себя», но пела всегда и везде, чутко прислушиваясь к тому, что и как поют другие. Ольга Владимировна Трушина принадлежит к тому удивительному кругу людей из народа, которые олицетворяют собой характерный национальный тип; именно о таких людях, о таких «певцах» писал И. С. Тургенев. От природы одаренная во всем, она не только творит в своих песнях прекрасное, но и воспринимает весь мир сквозь призму прекрасного и сама постоянно тяготеет к нему. Поэтому она, вероятно, сначала стихийно, а затем уже вполне осознанно стала самобытным собирателем русской народной песни. При этом ее особое внимание было обращено на лирику, на песни, посвященные тяжелой доле русской крестьянки прошлых времен. Трагическая окраска образов этих песен была, вероятно, в чем-то созвучна у О. В. Трушиной с ее собственной судьбой, в которую наиболее драматические страницы вписала прошедшая сорок лет назад война. Помимо великолепного сильного и красивого голоса, прекрасной памяти и поразительного по своему разнообразию и объему фольклорного репертуара (около 400 песен) О. В. Трушину отличает еще одна важная особенность — она певица-солистка. В ее исполнении многоголосная хоровая песня получает обобщенное, принципиально одноголосное воплощение. Ее исполнительской манере присущи артистизм и мастерство, одухотворенность и глубина познания и передачи фольклорной традиции. В настоящем издании основное место занимают традиционные крестьянские лирические песни с квартово-квинтовой ладовой основой № 1 —7, 9— 11, 14— 19, 26, 27). Большинство из них, за исключением «осенской» песни (№ 27) имеет характерную для Смоленщины летне-весеннюю календарную приуроченность. Четыре свадебные песни (№ 8, 23 — 25) представляют здесь основные напевы-формулы. Из «святковских» песен — две (№ 20, 21) хороводно-плясовые и одна обрядовая (№ 22), исполнявшаяся девушками при гаданиях, «когда перстни трясут». Особое место занимают два «поминальных» стиха (N9 12, 13), восходящих к древнейшим слоям языческой погребальной обрядовости. В целом же основное содержание публикуемых песен из репертуара О. В. Трушиной — это высокая лирика, это повествование о вечных проблемах человеческой жизни, о женской доле, о любви, о горестях, о счастье. Над публикацией работали звукорежиссеры А. В. Осипов, В. П. Шифф и музыковед С. В. Фролов. В расшифровках текстов отражены особенности местного говора, редакция музыкальных примеров ориентирована на передачу типологических закономерностей напевов. С. В. Фролов |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
10 1 | М20 46433 009 (2 пластинки) 1985, дата записи: 1984 |
10 | С90 30125 002 (2 пластинки) 1990, дата записи: 1989 |
10 | С90 30125 002 (2 пластинки) 1990, дата записи: 1989 |
10 | С90 30125 002 (2 пластинки) 1990, дата записи: 1989 |
Коран является основой религии ислама, главной священной книгой мусульман, крупным религиозным, философским и правовым произведением, единственным в своем роде памятником арабо-мусульманской и мировой литературы. По масштабам воздействия на духовное и общественное развитие народов Востока Коран принадлежит к культурному наследию всего человечества. В истории мировой культуры он стоит в одном ряду с Библией. Коран содержит регламентации религиозных обрядов, моральное предписание и правовые установления, определяет обычаи и традиции, важнейшие моменты уклада жизни и образа поведения людей. Различные слова и выражения из Корана вошли в литературу и обиходную речь мусульман разных стран независимо от их языка и национальности. Исторические, религиозные и литературные произведения и фольклор народов, принявших ислам, насыщены строками из Корана. Коран не только философский и правовой памятник, в нем воплощены идеи гуманности, морали — почитание родителей и родственников, честность, правдивость, оказание помощи сиротам и беднякам, опрятность, он призывает не посягать на чужое имущество, не злоупотреблять доверием, дружбой, братством. Коран строго осуждает пьянство, азартные игры, взяточничество, ростовщичество, воровство, прелюбодеяние, лживость, злословие, неоправданное проливание крови и другие недостойные поступки. ИСМАТУЛЛА АБДУЛЛАЕВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения АН Узбекской ССР, заслуженный деятель науки Узбекской ССР Коран — это священная книга мусульман, представляющая собой собрание божественных откровений и предписаний исламского шариата. Коран состоит из 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры. Самая длинная сура — это «Дакара», которая состоит из 286 аятов, а самая короткая «Кавсар» — 3 аята. Аят — это фраза или фрагмент фразы. Коран, по учению ислама,— слова Аллаха, переданные устно пророку Мухаммаду архангелом Гавриилом на протяжении 23-х лет.--Он был ниспослан пророку не сразу, а частями — сначала в Мекке, затем в Медине. В Коране содержится обращение к пророку Мухаммаду, ко всем верующим и неверующим и ко всему человечеству. Коран в основном содержит призывы к единобожию (таухид), овладению такими высокими нравственными качествами, как честность, справедливость, доброта, совестливость, скромность, дружба, интернационализм, почитание родителей и старших и другие моральные нормы. В нем строго осуждаются несправедливость, ложь, клевета, обман, распутство, хищение, убийство. Кроме того, Коран включает в себя ценные материалы по философии, логике, риторике, медицине, математике, истории, астрономии, по политическим, экономическим, социальным и другим наукам. Желаю успехов этому благородному делу, которое, надеемся, послужит обогащению духовной жизни людей нашего общества АБДУЛАЗИЗ МАНСУРОВ, заведующий отделом фетвы при духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана |
9 | С30—17659 001 1982 |
9 | С30—17659 001 1982 |