9 дней
О сайте17 | Д 00032887-8 1972 |
10 | Д 12545-6 1963 |
30 3 | СМ 03577-8 1972 |
30 3 | СМ 03577-8 1972 |
АОЛЗ, ГОСТ 80 год выпуска 1988 |
30 3 | СМ 03577-8 1972 |
Пятая симфония относится ко времени творческого расцвета композитора (оперы — «Чародейка», «Пиковая дама», балет — «Спящая красавица»). Написана она в селе Фроловском с быстротою, редкою даже для сё автора: к весне 1888 года (март — апрель) относятся первые замыслы, в начале июня композитор вплотную приступает к сё сочинению, в конце июня симфония вчерне закончена, к 14 августа окончательно отделана и инструментована. Осенью симфония была издана П. Юргенсоном, в ноябре дважды исполнена под управлением автора в Петербурге, в том же месяце он дирижировал ею в Праге, 10 декабря — в Москве, и с тех пор симфония прочно и навсегда вошла в золотой фонд мировой инструментальной музыки. Пятая симфония не имеет опубликованной программы, но в записной книжке композитора сохранились наброски программы «для себя». Центральный образ произведения — «тема рока» — проходит через все четыре части симфонии. Чайковский в своих записях определил ее «как полнейшее преклонение перед судьбой». После медленного вступления, построенного на теме рока, появляется тревожная порывистая тема первой части; «сомнения, жалобы, упреки», — так охарактеризовал её автор. Вторая часть симфонии — вдохновенная лирическая поэма. Лирическое настроение лишь дважды нарушается «темой рока», которая, безжалостно вторгаясь, вносит смятение и ужас... В третьей части — вальсе — «тема рока» утрачивает свою напряженность. И, наконец, в финале, где драматический конфликт получает разрешение, «тема рока» принимает очертания ослепительного, радостного гимна-шествия. • • • Многолетняя работа на радио и в Большом театре СССР, широкая концертная деятельность, частые гастрольные выступления за рубежом, наконец, огромное число записей, среди которых и удостоенные международных премий (например, записи балета «Золушка» и всех семи симфоний Прокофьева, получившие золотые медали французской Академии грамзаписи имени Шарля Кро), — все это принесло дирижеру Геннадию Рождественскому признание и популярность во всем мире. Народный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. Музыкальная одаренность будущего дирижера сказалась рано. По окончании Центральной музыкальной школы Рождественский поступает в Московскую консерваторию, где занимается по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова. В 1951 году еще студентом консерватории Рождественский начал стажировку в Большом театре, и в том же году блистательно прошел его дирижерский дебют в балете «Спящая красавица» Чайковского. На протяжении 19 лет (с небольшим пере рывом) Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, а с 1965 по 1970 год был его главным дирижером. С 1961 года Г. Рождественский возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. |
30 3 | СМ 03577-8 1972 |
экспорт |
15 1 | C 0801-2 1964 |
15 1 | C 0801-2 1964 |
АОЛЗ, ТУ-43.10.1.74 |
15 1 | C 0801-2 1964 |
Николай Яковлевич Мясковский принадлежит к старшему поколению советских композиторов. Творческое наследие композитора огромно. Он — автор многих симфонических произведений, двух кантат, скрипичного и виолончельного концертов, 13 квартетов, более 100 фортепианных сочинений, свыше 125 романсов, песен, хоров и других сочинений. Большинство сочинений крупной формы Мясковский создал после Октябрьской революции. В них воплощены идеи и образы современной композитору действительности. Пятнадцатая симфония Н. Мясковского писалась в 1933—1934 годах. Впервые она была исполнена 28 октября 1935 года в Москве под управлением Л. Гинзбурга. В Пятнадцатой симфонии Мясковский стремился раскрыть сложный внутренний мир современного человека. В произведении светлым лирическим повествовательным образам (вступление и побочная партия первой части, основная тема медленной части) контрастируют взволнованные и устремленные (главная партия первой части, основные темы третьей части и финала) образы. В музыке Пятнадцатой симфонии заметно воздействие бытовых жанров — марша, вальса. Инструментовка произведения отличается прозрачностью и большим изяществом. Повествование открывает эпически-величавая тема вступления, звучащая у английского рожка, кларнета и фагота. Главная партия сонатного аллегро — подвижная, активная — выделяется упругим чеканном ритмом. Идиллически светлая, песенная побочная партия (соло кларнета) развивает материал вступления. Ее спокойное течение неожиданно обрывается патетическим возгласом, с которого начинается разработка, исполненная драматического звучания. Реприза восстанавливает первоначальное настроение части. Вторая часть (написана в трехчастной форме) — вдохновенное лирическое размышление. Плавная, проникновенно песенная мелодия проходит сначала у солирующего фагота, а затем в дуэте гобоя и фагота на шелестящем фоне струнных инструментов. В среднем разделе возникает более оживленная тема (виолончели с выразительными подголосками у деревянных духовых). Музыку третьей части характеризуют яркие контрасты: танцевальные эпизоды сменяются речитативно-декламационными и песенными. Целостности композиции способствует частое возвращение основной вальсовой темы, особую мягкость и лиричность которой придают тембр струнных и тонкая гармонизация. Финал открывает краткое призывно звучащее вступление. Главная партия, перекликающаяся по настроению с основной темой первой части, состоит из двух мотивов: динамически-активного (струнные инструменты) и радостно-ликующего (кларнет). Побочная партия песенного характера (на мягком фоне струнной группы) вновь поручена кларнету. Развернутая кода — смысловой итог симфонии. Здесь суммируется важнейший тематический материал сочинения: проходят главная и побочная партии финала, а в заключительном разделе возникают реминисценции темы вступления к первой части, интонации вальса. Сочинение завершает одновременное проведение главной темы финала и темы вступления к симфонии. Е. Долинская |
15 1 | C 0801-2 1964 |
экспорт |
11 2 | 10603, 10609 1940 |
11 2 | 10603, 10609 1940 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |
13 | Д-021403-4, Д-019973-4, Д-019975-6 |