Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
375769 комментариев
Первая
  «  
Предыдущая
  «  
 / 18789
  »  
Следующая
  »  
Последняя
Изображение
7
3
3 участника имеют этот альбом
С60 28801 006
1989, дата записи: 1988
Изображение
ЛЗ Выпуск 1989 Сторона 1
Изображение
37
8
8 участников имеют этот альбом
С60 29267 008
1990, дата записи: 1989
Изображение
Тбилисская студия грамзаписи Заказ № 66 Тираж 3000
Изображение
37
8
8 участников имеют этот альбом
С60 29267 008
1990, дата записи: 1989
Изображение
Тбилисская студия грамзаписи
Изображение
37
8
8 участников имеют этот альбом
С60 29267 008
1990, дата записи: 1989
Изображение
Тбилисская студия грамзаписи
Изображение
29
С60—18435-6
1982, дата записи: 1982
Изображение
Ташкентский завод им.Ташмухамедова
Изображение
29
С60—18435-6
1982, дата записи: 1982
Изображение
Ташкентский завод им.Ташмухамедова
Изображение
44
С60—10433-34
1978, дата записи: 1978
Изображение
ТЗГ
Изображение
44
С60—10433-34
1978, дата записи: 1978
Изображение
ТЗГ
Изображение
16
6
6 участников имеют этот альбом
С60 29225 007
1990, дата записи: 1988, 1989 гг.
Изображение
ТашЗГ Сторона 2 1990
Изображение
16
6
6 участников имеют этот альбом
С60 29225 007
1990, дата записи: 1988, 1989 гг.
Изображение
ТашЗГ Сторона 1 1990
Изображение
4
4
4 участника имеют этот альбом
М10-42733-4
1980, дата записи: 1980
Изображение
Музыка Бориса Чайковского принадлежит к самым своеобразным и глубоким явлениям искусства наших дней. Яркая оригинальность звучания сочетается в его сочинениях с подлинной общезначимостью художественного содержания, интеллектуальная насыщенность мысли — с захватывающей эмоциональностью выражения, философская сложность и многогранность — с ясностью и доступностью музыкального языка. Истинно национальный, русский художник, Б. А. Чайковский органически переосмысливает традиции мировой культуры, в его произведениях отчетливо слышатся созвучия и ритмы двадцатого столетия, жаркий пульс современности и в то же время уводящие в глубь веков преемственные связи с музыкальной классикой. Борис Александрович Чайковский — воспитанник Московской консерватории. Его педагогами по композиции были выдающиеся музыканты В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский, одновременно он занимался по фортепиано в классе Л. Н. Оборина. Говоря о своем выпускнике, Николай Яковлевич Мясковский еще четверть века назад, в 1949 году отмечал его высокую одаренность, «несомненно, значительную творческую индивидуальность», «своеобразно русский склад» его музыки. Творчество Бориса Чайковского весьма разнообразно по жанрам. Среди написанного им — сонаты, трио, струнные квартеты, фортепианный квинтет, ряд одночастных симфонических сочинений (Фантазия на русские темы, Славянская рапсодия, Увертюра, Каприччио на английские темы), четыре инструментальных концерта, Симфонические вариации, три симфонии, Симфониетта для струнного оркестра. К выдающимся созданиям композитора принадлежат его вокальный цикл «Лирика Пушкина» на слова великого поэта и кантата «Знаки Зодиака» на слова Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого. Особое место в творчестве Б. А. Чайковского занимают его прекрасные музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Новое платье короля», «Слоненок-турист», «Слоненок пошел учиться», «У Слоненка день рождения», «Кот в сапогах», которые уже вошли в советскую музыкальную классику для детей. Наконец, среди киноработ композитора можно назвать такие известные ленты, как «Айболит-66», «Убийство на улице Данте», «Сережа», «Гори, зори, моя звезда», «Женитьба Бальзаминова», «Москва, любовь моя». Центральное место в музыке Б. Чайковского принадлежит крупным симфоническим концепциям, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия. Размышления о жизни, о времени, о предназначении человека, о роли и судьбах искусства, долге и ответственности художника — вот главные темы таких монументальных созданий, как Вторая симфония, виолончельный, скрипичный, фортепианный концерты. Их музыка проникнута сильным взволнованным чувством. Явления действительности предстают в этих произведениях в напряженном, драматическом, порою трагическом освещении. Симфонические концепции Бориса Чайковского не всегда легки для восприятия. Его музыка, как и музыка многих других композиторов наших дней (впрочем, как всякое содержательное искусство вообще), требует напряженного вслушивания, творческого участия, сотворчества. Но ей присуще и другое качество: в этой музыке постоянно присутствует нечто притягивающее, захватывающее, все время заставляющее с интересом следить за движением мысли автора. Одна из важнейших коллизий больших инструментальных композиций Б. Чайковского — сопоставление одухотворенной мысли, живого человеческого чувства и внешних, безжизненных, враждебно противостоящих человеку сил. Столкновение возвышенной духовности и бездуховной, внеличной механичности лежит в основе драматургии Концерта для фортепиано с оркестром. концерт был закончен в 1971 году и впервые прозвучал 21 сентября того же года в Большом зале Московской консерватории в исполнении автора и Московского камерного оркестра. Пять частей Концерта образуют очень цельную, оригинальную драматургическую последовательность. Пятичастное строение, как известно, не было характерно для классического инструментального концерта, но в произведениях музыкантов XX века такая структура встречается неоднократно: таковы, например, Пятый фортепианный концерт Сергея Прокофьева, концерт для оркестра эстонского композитора Яна Ряэтса. При этом, как правило, в основе конструкции лежит простейший принцип контрастного чередования темпов: все нечетные части излагаются в быстром движении, а медленные вторая и четвертая образуют «островки лирики». Последование частей в концерте Бориса Чайковского основано на более глубокой и сложной внутренней логике развития. Первая часть концерта — грозная токката. С первого же такта музыки устанавливается непрерывное, абсолютно равномерное ритмическое движение, сохраняющееся на протяжении всей части. Настойчиво, требовательно, властно, десятки и сотни раз повторяется у солиста и в оркестре неизменная ритмическая фигура, создавая образ зловещей, неумолимой стихии. Резким контрастом звучит вторая часть Концерта. Ее главная тема безмятежно светла и возвышенна. Теплая и сердечная музыка передает состояние какого-то особого гармонического успокоения, умиротворенности духа. Более взволнованная и напряженная вторая тема лишь подчеркивает ее просветленную, почти идиллическую атмосферу. Следующие две части наиболее богаты и разнообразны ио материалу, насыщены по развитию. Здесь переплетаются, сталкиваются, преобразуются два мира образов, которые оыли раздельно показаны в первых частях. Острые, активные интонации, резкие, нервные, порою словно судорожные ритмы заставляют вспомнить механично-стремительное движение токкаты, а возвышенные настроения, утонченные прозрачные звучания ассоциируются с лирико-психологической сферой второй части. После напряженнейшего развития, приобретающего в четвертой части предельную остроту, финал фортепианного концерта Б. А. Чайковского воспринимается как подлинно катарсисная развязка этой музыкальной инструментальной драмы. Музыка пятой части, развертывающейся в подчеркнуто сдержанном темпе, полна трагической силы и волнующей значительности. М. Якубов «Тема и восемь вариаций» Б. А. Чайковского — сочинение, написанное в 1973 году в честь юбилея Дрезденской государственной капеллы (425 лет со дня основания). Приподнятая атмосфера торжества определила облик музыки — яркий, рельефный, романтически устремленный. Вместе с тем, в этом праздничном сочинении постоянно ощущается беспокойный дух искусства Бориса Чайковского. Тревожный мир контрастов композитора напоминает о себе углубленной атмосферой высокоразвитого инструментального стиля, полнокровной, темпераментной манерой высказывания. Сочинение монолитно в своей интонационной целостности. Варьированию подвергается не только тема, но и нарождающиеся в процессе ее развития подголоски. Оркестр четверного состава выступает как богатый виртуозными возможностями инструмент. Фресковая манера письма сменяется тонкой кружевной звукописью; нарядная, затейливая вязь мелодических извивов сливается в аскетически графичное одноголосие. среди инструментальных циклов Бориса Чайковского «Тема и восемь вариаций» выделяются гармоничностью архитектоники, выверенностью пропорций, чеканной монолитностью формы. Музыкальное действие разворачивается с захватывающей увлекательностью, ступень за ступенью подготавливая завершающее финальное нарастание. В начале цикла музыкальные мысли сменяют друг друга плавно, неспешно. С каждой новой вариацией все сильнее обостряются контрасты, все неожиданнее повествование переключается из одного плана в другой, все чаще установившееся течение музыки прерывается вторжением новых контрастных образов. Начало сочинения завораживает. Кажется, из волнующегося воздушного пространства рождается прекрасное одушевленное звучание трезвучного аккорда, широко и стройно пропетого струнными. Свободно изломанный абрис одноголосной линии темы словно набросан легким прозрачным штрихом. Воздушные звучности струнных флажолетов настороженны и немного таинственны. Сверкающая вереница чудесных превращений темы разворачивается перед слушателем словно по волшебству. В разнообразных модификациях трудно различить знакомые очертания темы — они меняются, прячутся, ускользают. Тихо шелестящий подголосок у высоких струнных сопровождает тему в первой вариации. Неспокойный, немного нервный тон — в коротких хроматизированных попевках, однотипных, но постоянно варьируемых, неуловимо изменчивых. Во второй вариации характер и фактура изложения меняются. Размеренные виолончельные «шаги» изукрашены короткими гаммообразными фигурками у альтов. Высоко над этим фоном деревянные неторопливо вырисовывают свободный размашистый контур темы. С наступлением третьей вариации, изложенной в форме фугато, в музыку проникают беспокойство, напряженность. Расширяется диапазон звучания, ткань расслаивается на множество контрапунктирующих линий; в напряженных очертаниях мелькают интонации темы и «шелестящего» подголоска из первой вариации. Быстрый спад динамики приводит к рождению нового образа. Холодноватыми хрусталинками звенят арфа, челеста — и на этом фоне музыка четвертой вариации расцветает и крепнет в веселых нарядных вариациях духовых. Трубы и тромбоны с восторженным ликованием интонируют тему. Н. Савкина
Изображение
11
1
1 участник имеет этот альбом
Д-10515-6
1962
Изображение
Изображение
11
1
1 участник имеет этот альбом
Д-10515-6
1962
Изображение
Изображение
11
1
1 участник имеет этот альбом
Д-10515-6
1962
Изображение
Изображение
11
1
1 участник имеет этот альбом
Д-10515-6
1962
Изображение
Изображение
14
1
1 участник имеет этот альбом
Д 4954-5
1959
Изображение
Изображение
14
1
1 участник имеет этот альбом
Д 4954-5
1959
Изображение
Изображение
16
1
1 участник имеет этот альбом
С10—10115-16
1978
Изображение
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием советской музыки. Концертмейстер, хормейстер и дирижер Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, профессор и ректор Тбилисской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР и министр культуры Грузии — таковы вехи музыкально-общественной деятельности О. Тактакишвили. Композитор пользуется заслуженным международным авторитетом: в течение ряда лет он выполняет обязанности члена Президиума Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности: заняли прочные места в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора композитора позволили ему проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям. Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого в русле традиций XX века; при этом они органически связаны с древним и самобытным фольклором Грузии. Центральная творческая тема композитора — тема созидания, величие исторического пути, пройденного народом, пафос социальных преобразований в нашей стране. Скрипичный концерт фа минор относится к важнейшим инструментальным сочинениям Тактакишвили. Написанный в 1976 году, он некоторыми стилевыми особенностями перекликается с оперой «Похищение луны», созданной примерно в тот же период творчества композитора. Концерт состоит из четырех частей, приближаясь по форме к симфонии. Основная черта Концерта — напевность. Тематическая основа произведения — протяженные мелодии то лирического, то лирико-драматического характера. Скрипка трактована, в первую очередь, как «поющий» инструмент, по вместе с тем здесь широко продемонстрированы и ее виртуозные возможности, порой вызывая в памяти характерные жанровые образы грузинской народной музыки. Оркестровка сочетает в себе предельную строгость с необычайной выразительностью. Взволнованно-повествовательная главная тема первой части контрастирует с лирически-одухотворенной, поэтичной побочной партией. Во всей части господствуют углубленно-задумчивые, сдержанные тона. Вторая часть, скерцо, несмотря на виртуозность изложения, носит мечтательный лирический характер. «Мерцающее» звучание солирующей скрипки перебивается то задорными «посвистами» малой флейты, то широкой мелодией виолончелей. Третья часть написана в форме свободной поэмы. Музыка ее, светлая и поэтическая, построена на протяженном мелодическом развитии, в котором слышатся строгие хоральные черты старинных грузинских песнопений. Финал — наиболее конфликтная часть сочинения — начинается с проникновенной лирической мелодии, которая затем прерывается затаенно-грозной и напряженной музыкой. В каденции снова проходят образы всего произведения, заканчивающегося развернутой драматически-приподнятой кодой. Первый фортепианный концерт, написанный в 1950 году,— одно из ранних сочинений Тактакишвили, в котором тем не менее достаточно полно выявлены характерные черты стиля композитора. Суровая мелодия вступления, открывающего первую часть, в дальнейшем проходит и в других частях цикла. В сонатном аллегро драматической главной теме отвечает светлая и напевная побочная партия. Вторая часть, жанровое задорное скерцо, построена на народной мелодии «Идет девица по воду», фигурирующей в качестве второй темы. Третья часть соединяет в себе суровый напев струнных, проникновенную основную тему, изложенную солистом, и реминисценцию музыки первой части. Виртуозный финал начинается с преображенной мелодии вступления из первой части, за которой звучит тема с вариациями, носящими самый разнообразный характер: здесь и шуточные, и праздничные, и лирические, и активно-напористые. Концерт завершается блестящей и яркой кодой. * * * Лиана Исакадзе родилась в Тбилиси. Там же училась в Центральной музыкальной школе имени З. Палиашвили у профессора Л. Шицкашвили. В 1961 году скрипачка приняла участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и была удостоена второй премии. С 1963 года Лиана Исакадзе продолжила образование в Московской консерватории под руководством профессора Д. Ф. Ойстраха. Летом 1965 года Лиане Исакадзе была присуждена первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже, а в 1970 году скрипачка завоевала третью премию на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве и первую премию на Международном конкурсе имени Сибелиуса в Хельсинки. Скрипачка ведет широкую концертную деятельность, с неизменным успехом выступая в СССР и за рубежом — во Франции, Японии, Югославии, Италии, ГДР, ФРГ, Румынии, Нидерландах. Рецензенты отмечают необычайную музыкальность артистки, свежесть интерпретаций в сочетании с серьезностью исполнительских замыслов и благородством вкуса. * * * В отзывах об исполнительском мастерстве молодой талантливой пианистки Марины Мдивани часто говорится о самых характерных особенностях ее творческой индивидуальности — о тонком вкусе, ослепительной технике и глубоком проникновении в сущность музыкального произведения. В 1944 году Марина Мдивани, будучи восьмилетней девочкой, начала заниматься музыкой в Центральной музыкальной школе в своем родном городе Тбилиси. Через несколько лет она уже выступала с Государственным симфоническим оркестром Грузии. С 1955 года Мдивани занимается в Московской консерватории в классе прославленного советского пианиста и педагога Эмиля Гилельса. На конкурсе Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году Марина Мдивани завоевывает золотую медаль. В 1960 году она с отличием оканчивает консерваторию и ее зачисляют в аспирантуру для совершенствования мастерства. На Девятом конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже молодая пианистка была удостоена Первого Большого приза. II Международный конкурс имени Чайковского в Москве принес Марине Мдивани звание лауреата. Окончив аспирантуру, Мдивани целиком посвящает себя концертной деятельности. Она выступает в крупнейших городах Советского Союза, много гастролирует за рубежом — во Франции, в Марокко, Венгрии, Чехословакии, Канаде, США, на Ямайке. Советская и зарубежная пресса свидетельствует об огромном успехе выступлений Марины Мдивани. На лицевой стороне конверта: К. Э. Гурули. Декоративное панно. Чеканка
Изображение
16
1
1 участник имеет этот альбом
С10—10115-16
1978
Изображение
Изображение
16
1
1 участник имеет этот альбом
С10—10115-16
1978
Изображение
Первая
  «  
Предыдущая
  «  
 / 18789
  »  
Следующая
  »  
Последняя