6 час.
О сайте59 6 | СМ 03231-4 (2 пл.) 1972, дата записи: 1967 |
Адольф Шарль АДАН (1803–1856) «Жизель», балет в 2 действиях (редакция Большого театра СССР) Первая пластинка: Сторона 1: 1. Увертюра I действие 2. Выход Альберта (№ 2) 3. Выход Жизели (№ 3) 4. Па-де-де Жизели и Альберта (из № 3): а) Адажио б) Вариация Альберта в) Вариация Жизели г) Кода 5. Вальс и танец Жизели и Альберта (№ 4, 4–bis, 5) Сторона 2: I действие (окончание) 6. Появление с охоты отца Альберта и сцена (№ 5–bis) 7. Вариация Жизели (№ 7–bis) 8. Па-де-де и танцы подруг Жизели (из № 7) 9. Сцена сумасшествия (финал I действия), (№ 8–bis) |
Вторая пластинка: Сторона 3: II Действие 10. Выход и сцена Мирты (№ 10): а) Выход б) Вариация Мирты № 1 в) Вариация Мирты № 2 г) Сцена виллис д) Вариация Мирты № 3 и сцена 11. Выход и сцена Жизели (№ 11) 12. Выход и сцена Альберта (№ 13) Сторона 4: 13. Танцы виллис (№ 14) 14. Па-де-де Жизели и Альберта (№ 15) а) Адажио б) Вариация Альберта в) Вариация Жизели г) Кода 15. Финал (№ 16) Оркестр Большого театра СССР, дирижер Альгис Жюрайтис. Солисты: Леон Закс – скрипка, Петр Тарасевич – скрипка, Н. Сибор – скрипка, Б. Лейтман – скрипка, Александр Шейдин – альт, Э. Айнгорн – арфа, Виктор Эльстон – гобой, Юрий Кривов – английский рожок, Григорий Носенко – английский рожок, Ромуалд Владимиров – фагот, Павел Савельев – фагот. |
В лучших образцах французской балетной музыки всегда особенно радует слух три природных качества: мелодичность, наделенная ясностью очертании и грацией оборотов — всё в меру, всё образно, всё пластично; ритмика, с одной стороны, гибко отвечающая человеческой поступи, обнаруживающая характеры и движения, а с другой — корнями глубоко уходящая в народную французскую танцевальную культуру с её реалистическим отражением многовековой жизни— быта, нравов и обычаев; третье свойство — колоритность, красочность музыки, уменье дать движениям оркестра впечатление живой смены явлений в их цвете и свете. Три-четыре композитора Франции с особой поэтичностью чувства и изысканностью мастерства сочетали в своих досугах, отдаваемых балетному музыкальному театру (все трое не являлись композиторами только балетов), острое понимание законов сочетаний пластики и весомости звучаний с законами человеческого танца. Им удалось создать непререкаемо убедительные образцы музыкально-хореографических произведений различных жанров, но главным образом в области романтической легенды и опоэтизированной бытовой комедии. Разумею, конечно, композитора «Жизели» и «Корсара» — Адольфа Алана (1803–1856), особенно отличного мастера в области французской комической оперы, затем Лео Делиба (1836–1891), композитора тончайшего вкуса и поэтического чувства человека, как пластического явления, автора лирических опер (в их числе «Лакме») и непревзойденных балетов: «Копеллия» (1870) и «Сильвия» (1876), а также выдающегося французского симфониста Камилла Сен-Санса (1835–1921) с его колоритнейшей жизнерадостной «Жавоттой» (1896) и, наконец, Жоржа Бизе (1838–1875), так чутко ощутившего жизненный нерв народного танца в музыке к «Арлезианке» и в мелодике и ритмике «Кармен». Среди всех упомянутых выше балетов старше всех «Житель» Адана, и все вышеперечисленные качества ощущаются в этой неувядаемой партитуре при каждом возобновлении балета с прежней живостью и смелостью. И в первой бытово-драматической стадии легенды, и во второй — её романтической стадии, в столь трогательном, еще и еще одном варианте народных сказаний о «любви сильнее смерти» композитор достигает простейшими, но в том-то и дело, с глубоким. продуманным отбором, словно отточенными средствами ярких, сильнейших впечатлений {например, драма Жизели в финале первого акта). Как мастерски выпуклы характеры, как лаконичны ситуации, как гибки в своей простоте и незатейливости напевы танцев и вместо с тем как они упруги, давая опору движениям, как искренне чувствительны лирические моменты, но с каким чувством меры они формируются, и как строг рисунок этих мелодий при всей их нежной отзывчивости!.. Впрочем, лучшую похвалу, какую можно сейчас высказать мастерству композитора «Жители» и музыке, это напомнить об одной примечательной записи в дневниках П. И. Чайковского. В самый разгар работы своей над сочинением балета «Спящая красавица» в мае 1889 г. он под 24-м числом находит нужным отметить: «Усердно читал партитуру балета «Жизель» Адана...» А Чайковский был одним из тончайших знатоков и ценителей французской музыкальной культуры it балета. Б. АСАФЬЕВ |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-80 сторона 1 экспорт |
ЛЗГ, ГОСТ-73 - другое расположение текста |
ЛЗГ, внутренность, правая сторона Деревушка в горах. Крестьяне идут на сбор винограда. Через сцену проходит принц Альберт, его сопровождает оруженосец. Они поспешно прячутся в хижине. За ними следит лесничий Ганс, которому незнакомец в плаще кажется подозрительным. Переодевшись в крестьянское платье, Альберт выходит в сопровождении оруженосца. Напрасно слуга пытается уговорить его отказаться от опасной затеи. Альберт приказывает ему уйти, а сам стучится в дверь к Жизели. Жизель выходит и начинает танцевать. К ней присоединяется Альберт. Танец переходит в любовную сцену. Однако Жизель сомневается в любви Альберта. Она гадает, обрывая лепестки ромашки: «не любит. . .» Жизель в горе. Альберт подбирает на другом цветке «любит». Они танцуют снова. Их танец прерывает лесничий Ганс. Он предупреждает Жизель, что из этой любви добра не будет. Разгневанный Альберт выгоняет Ганса. Приходят крестьянки и танцуют с Жизелыо. Появляется мать Жизели. Она недовольна поведением дочери — у той ведь больное сердце, ей нельзя так много танцевать. Но Жизель ничто не страшит, она счастлива. Слышны звуки рога. Приближается охота. Альберт встревожен: он боится быть узнанным. Сцена пустеет. Входит Ганс. Он хочет узнать, кто возлюбленный Жизели. Ганс проникает через окно в хижину, где переодевался Альберт. На сцену выходят охотники, невеста Альберта, его отец и свита. Они решили передохнуть. Вызывают мать Жизели. Мать с дочерью хлопочут по хозяйству. Внимание Жизели всецело приковано к нарядной невесте Альберта. 'Жизель с любопытством смотрит на шлейф Батильды. Той нравится наивная крестьяночка. Она спрашивает у Жизели о ее занятиях. Девушка с увлечением рассказывает о хозяйничании по дому, о сборе винограда, но главное — это танцы. Они — страсть Жизели. Она танцует. Батильда дарит ей золотую цепь, которая и радует и смущает Жизель. Отец Альберта устал. Он идет отдохнуть в хижину Жизели. Охотники тоже расходятся на отдых. Из хижины крадучись выходит Ганс. Он ошеломлен своим открытием. В его руках графское оружие Альберта, Так вот кто незнакомец, вскруживший голову бедняжке Жизели! Начинается сельский праздник. Жизель и Альберт о увлечением танцуют. Ганс расталкивает их и объявляет всем, что Альберт обманщик. Жизель смеется, она знает, что Альберт любит ее. Тогда разгневанный Ганс показывает удивленной толпе оружие Альберта, Живель подавлена, она бросается к Альберту, требуя опровержения Альберт пытается успокоить ее. Жизель хочет верить Альберту. Напрасно. Ганс доводит месть до конца. Протрубив в рог, он вызывает из дома охотохотников во главе с отцом Альберта. Охотники почтительно кланяются Альберту. Последние надежды Жизели обмануты. Она бросается к Батильде. Альберт солгал дважды. Вот его невеста! Альберт молчит. Батильда возмущена претензиями крестьянки. Жизель швыряет золотую цепь, подарок соперницы, рыдая подбегает к матери и падает. Жизель сходит с ума. В смятенном сознании проходят обрывки воспоминаний — гадание, клятвы, нежный тапец. Жизель замечает шпагу Альберта, хватает ее, но Ганс отнимает шпагу. Потрясенная происшедшим, Жизель падает и умирает. Ночь. Сельское кладбище. Свежая могила Жизели. Сюда приходит неутешный Ганс. В лесу слышны таинственные шорохи, вспыхивают болотные огни. Напуганный Ганс спасается бегством. Лунный свет падает на вырастающую из земли тень. Это — повелительница виллис Мирта. Из-за кустов появляется хоровод виллис. Они уходят к озеру и словно купаются в лунном свете. По знаку Мирты они окружают могилу Жизели, готовясь к встрече с новой подругой. Из могилы поднимается призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты — и Жизель обретает силу. Ее движения становятся-все более быстрыми и уверенными. Слышен шум. Виллисы разбегаются. На кладбище приходит Альберт в сопровождении оруженосца. Оп разыскивает могилу Жизели. Напрасно оруженосец предостерегает его о возможной опасности. Альберт остается один в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели. Не веря глазам, он устремляется к ней. Видение исчезает. Несколько раз оно появляется снова. Хороводы виллис проследуют Ганса. Цепь хоровода разрывается, и виллисы выстраиваются стеной па пути к озеру. Лесничий бежит вдоль этой «стены», надеясь спастись, но мстительные виллисы сталкивают его в озеро и одна ва другой скрываются. Из темноты выходит преследуемый виллисами Альберт, Он падает к ногам Мирты, моля о спасении. Но Мирта безжалостна. Простирая руки к возлюбленному, вбегает Жизель, она уводит Альберта к надгробному памятнику и защищает его. Но Мирта, желая погубить Альберта, приказывает Жизели танцевать. Скорбно-лирический танец Жизели превращается в драматический дуэт. Виллисы начинают свой губительный хоровод, вовлекая в него Альберта. Неожиданно приходит спасение. Бьет шесть часов Розовеет горизонт, Виллисы лишаются власти и скрываются. Альберт в отчаянии, Неужели Жизель исчезнет? Слышны звуки рога. Альберта ищут. Появляются слуги и обеспокоенная отсутствием жениха Батильда. Жизель прощается с Альбертом и исчезает. Альберт воввращаптся к действительности, оплакивая свою мечту. "75 балетных либретто", Л., Советский композитор, 1960 |
ЛЗГ, внутренность, левая сторона Творческая деятельность Адана развернулась тридцатых годах XIX века, в годы расцвета романтического направления в европейской музыке. Близ ко соприкасаясь с парижскими музыкальными театрами, Адан уделял театральной музыке особое внимание. Наряду с операми (наиболее известны его комические оперы «Почтальон из Лонжюмо» и «Когда я был королем») Адан писал много балетной музыки. Его балет «Жизель», впервые поставленный в 1841 году, больше столетия не сходит со сцены, так же как и «Корсар» (1856). Музыка «Жизели» эмоциональна, образна и мелодична. «Жизель» — яркий образец романтического балета. Первое представление состоялось на сцене Гранд-Опера в Париже 28 июня 1841 года. Либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа. |