2 дня
О сайте11 4 | М60—43255-6 1981 |
Сторона 1 1. Ради меня, фокстрот (обработка А. Семенова) 2.10 2. Куплеты лоцмана из к/ф «Волга-Волга» (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач) 2.15 3. Ночные муки, танго (обработка А. Семенова) 2.42 4. Курносый (Б. Фомин — И. Финк) 2.52 5. Мама (М. Табачников — Г. Гридов) 3.03 6. Дядя Ваня (М. Табачников — А. Галла) 2.40 7. Роман с квасом (А. Владимирцов — А. Ставроцкий) 2.51 Ленинградский джаз-оркестр п/у А. Семенова Ефрем Флакс (2), Клавдия Шульжеико (4 — 7), Владимир Коралли (7) Сторона 2 1. Гавайский вальс (обработка И. Дунаевского) 2.55 2. Блюз (М. Зарх) 2.47 3. Любимая мелодия, фокстрот (обработка А. Семенова) 2.03 4. Забвение (Г. Варе — Ф. Рефрен) 2.45 5. Ничего не знаю (Г. Варе — Ф. Рефрен) 2.50 6. Первый знак (Г. Варе — П. Григорьев) 3.00 7. Прощальная песенка (Г. Варе — П. Григорьев) 2.53 Ленинградский джаз-оркестр п/у А. Семенова Алексей Семенов, труба (2) Львовский теа-джаз п/у Г. Варса Альберт Гаррис (4), Евгений Бодо (5, 7), Рената Яросевич (6) Архивные записи Редактор Г. Скороходов Художник А. Зазыкин Фото Государственного Ленинградского фотофоноархива Записи 1930—1940 гг. конверт АОЛЗГ. Типография АЗГ. Зак. 927—О—11260 |
Концерт начался необычно. Открылся занавес — сцена пуста. Зрители с недоумением заглядывали в программки: первый номер назывался «Джаз-невидимка». Тогда, в 30-х годах, был очень популярен фантастический фильм «Человек-невидимка», но чтобы стал невидимым целый оркестр! Нет ли здесь розыгрыша? Вдруг на черном фоне появилась труба — она сделала плавный виток и, зависнув в воздухе, запела. Вслед за ней неведомо откуда возникли барабанные палочки и, спикировав на барабан, начали отбивать ритм. Саксофоны, кларнеты, тромбоны, словно паря в невесомости, повели свою мелодию. Весь джаз-ансамбль был налицо за исключением самих музыкантов. Но вот в воздухе ярко вспыхнула, засияв, дирижерская палочка, по ее мановению черный бархат занавеса осветился всеми лучами радуги, и из-за него выступили оркестранты во главе с дирижером и трубачом-солистом Алексеем Семеновым. Зал разразился аплодисментами. Ленинградский джаз-оркестр под управлением Семенова был создан в 1937 году по инициативе "И. О. Дунаевского. «За время работы, — писал композитор год спустя, — ансамбль достиг такого уровня, что я с полной ответственностью считаю его лучшим джаз-оркестром Ленинграда. Прежде всего его выгодно отличают от других ансамблей следующие качества: простота, отсутствие всякой манерности, лишенное всякой дешевки исполнение произведений и очень ровный состав исполнителей, создающих настоящее ансамблевое звучание. Серьезное стремление джаза к углубленной работе над советской тематикой, связанное с весьма высоким уровнем общественной сознательности музыкантов, делает этот джаз исключительно ценным». Коллектив часто выступал с концертами на лучших эстрадных площадках Ленинграда, на заводах, принимал участие в творческих вечерах Дунаевского, произведения которого составляли большую часть репертуара семеновского джаз-оркестра. Объединив в своих рядах талантливых музыкантов (тромбониста Ю. Подгоецкого, саксофониста Б. Гаврилова, пианиста Я. Рассина, ударника В. Иванова и других), ансамбль вскоре достиг известности, вышедшей за пределы города. С большим успехом прошли гастроли коллектива во Владивостоке, Чите, Киеве, Воронеже и других городах, и повсюду пресса отмечала отличную сыгранность оркестра, высокое мастерство его трубача-дирижера. «Ведущую роль в джаз-ансамбле играет трубач Алексей Семенов, в совершенстве владеющий своим инструментом, — писала центральная газета Армении. — Исполненный Семеновым «Блюз» более чем убедительно говорит об этом». А «Советская Украина», высоко оценив виртуозное владение Семеновым трубой, назвала музыканта «подлинным украшением джаз-ансамбля». Творческая судьба Алексея Владимировича Семенова сложилась счастливо. Окончив школу-семилетку, он поступил на ленинградский завод имени Кулакова учеником механика, а все свободное время отдавал занятиям в самодеятельном духовом оркестре и вскоре стал лучшим заводским трубачом. Музыкальные способности механика-трубача были столь значительны, что он вскоре получает рабочую путевку в Ленинградскую консерваторию, где занимается по классу трубы у профессора А. П. Павлова. Еще будучи студентом, Семенов организует свой первый оркестр — небольшой, в десять музыкантов-«духовиков» ансамбль, который выступал в обеденные перерывы на предприятиях или играл на заводских и студенческих вечерах танцевальные мелодии — вальсы, польки, танго и входившие в моду фокстроты. С тех пор начинается профессиональная деятельность молодого трубача, по праву считавшегося одним из самых перспективных инструменталистов в классе Павлова. Студента второго курса зачисляют в сценический оркестр Ленинградского театра оперы и балета, а через два года, блестяще пройдя конкурс, Семенов становится членом прославленного коллектива — симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии. Однако увлечение джазом взяло верх: в 1933 году Алексей Семенов становится трубачом-солистом самого знаменитого в стране джазового коллектива Леонида Утесова. И здесь сказалась известная закономерность: пройдя утесовскую школу, Семенов, подобно другим утесовским музыкантам Якову Скоморовскому, Николаю Минху, организует собственный оркестр — сначала при ленинградском Доме кино, а затем (по предложению Дунаевского) — при Театре миниатюр. Коллектив этот стал вскоре самостоятельным концертным ансамблем, получившим название «Ленинградский джаз-оркестр». Известность ансамбля особенно возросла, когда в него в начале 1940 года пришли Клавдия Шульженко (только что удостоенная звания лауреата Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады) и чтец и куплетист Владимир Коралли, ставшие художественными .руководителями коллектива. Певица и дирижер искали яркую сценическую форму для каждого номера программы. Вскоре на суд зрителей были вынесены новые театрализованные обозрения «Скорая помощь», «Говорящий саксофон» и другие. С первых дней Великой Отечественной войны участники ансамбля, вступившие добровольцами в ряды Красной Армии, становятся «боевым подразделением песни» при ленинградском Доме Красной Армии им. Кирова. Сотни концертов дал этот коллектив на фронте и в тылу для тех, кто вел бои с фашизмом на полях сражений, и для тех, кто своим трудом помогал фронтовикам. На пластинке представлены танцевальные пьесы («Гавайский вальс», «Любимая мелодия», «Ночные звуки», «Ради меня»), записанные 25 марта 1938 года в Большом зале Ленинградской филармонии выездной бригадой московского Дома звукозаписи, и песни («Куплеты лоцмана», «Курносый», «Роман с квасом», «Мама»), которые были записаны ленинградскими фабриками и московским Домом звукозаписи в предвоенные и военные годы. В программу пластинки вошли также записи Львовского теа-джаза, которым руководил известный польский композитор и дирижер Генрик Варе. Оркестр исполнил эти произведения в студии Дома звукозаписи 26 и 27 сентября 1940 года во время своих московских гастролей. Г. Скороходов Для составления программы были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, на московском опытном заводе «Грамзапись», а также в коллекции ленинградского филофониста А. Е. Павлова. |