5 дней
О сайте17 1 | С60 27173 002 1988, дата записи: 1987 |
Сторона 1 Разговор о Сибири — 3.00 Старый трамвай — 2.08 Краски — 2.38 Хочу я в небо — 2.50 Последняя мечта — 2.18 Песня ночного странника — 1.52 Вот и всё — 2.30 Кони — 2.30 (С. Матвеенко) Сторона 2 Челнок — 2.01 Гилёвка — 3.29 Паровоз — 1.27 Вороненок — 1.30 Марья-молодушка — 2.18 Соловей — 1.55 Снежная королева — 2.40 Старая пластинка — 3.40 (С. Матвеенко) Сергей Матвеенко, пение, гитара Наталья Матвеенко, пение (2, 4, 8, 9, 11, 13) Звукорежиссер А. Самовер Редактор А. Качалина Художник А. Григорьев Фото А. Градобоева |
Сергею Матвеенко, наверное, потому удалось так точно увидеть, прочувствовать круг драматических ситуаций в отношениях между людьми и между человеком и природой, что первая его профессия была монтажник-высотник. А с высоты птичьего полета многое видится шире и обобщеннее. В многоголосом хоре сегодняшнего «бардизма» трудно услышать голос, способный на соло. И тем не менее. Сергея Матвеенко не услышать невозможно. Помню, как на Первом всесоюзном фестивале авторской песни в Саратове меня «зацепил» его «Вороненок»: ...Вороненок, ты, картаворечистый, Предназначен для работы нечистой, Так и знай, что ты плохой, нехороший Потому, что не сумел выйти рожей. Больно, страшно, но справедливо, и не придумано, а пережито. Оказалось, что это уже достаточно популярный сибирский автор, хотя от роду ему всего 30 лет. Когда же я прослушал кассету с песнями Матвеенко, присланную на фирму «Мелодия», понял, что не ошибся: передо мной талантливый, темпераментный и самобытный автор. В творчестве С. Матвеенко есть как бы два течения: одно пробивается сквозь буреломы и пороги человеческих скорбей и страстей, второе — через лесоповалы, тонны нефтяных отходов и мертвой рыбы, сквозь загрязненный воздух и замутненную воду: Я при свете света не вижу, Я не верю в лучшего друга... Меня очень взволновала тема человеческого одиночества в толпе. Крик одинокой души человека у Сергея звучит крещендо. Это вопиющая проблема нашего века. Вокруг привычная морока. Пройдите дальше, ваш билет? А человеку одиноко, А он один на болый свет. И мы еще не научились За суетой локтей и плеч Беречь, беречь... Не могу удержаться, чтоб не процитировать еще: ...Но в пору нашего ненастья Одно желаем я и ты — всего-то капельку участья. Всего крупицу доброты. Вот так и катимся по миру: Трамвай битком, толпа тесна. Стена, стена! Лирика Сергея Матвеенко отличается не только тонкостью и теплотой отношения к людям, пейзажу, но и обостренным чувством родины: Вот станция Гилёвка, где кружка на цепи Прикована, как верная собака, И нет воды вкусней во всей степи, Чем та вода из цинкового бака... В сегодняшнем мире, где все разбито на блоки, секции, этажи, где невозможно зацепиться глазу за зеленую ветку или за летящую птицу, где мы настолько привыкли к благам прогресса (джинсам, дезодорантам, кассетным магнитофонам, видео), особенно горько и иронично звучит голос человека, раненного цивилизацией: «соберем по городу всех кошек и собак...». У меня в душе еще по-прежнему тепло, Но не всякий случай обрела душа клыки. Давит на нее бетон, железо и стекло, Слушай, соловой, давай повоем от тоски? А песню «Разговор о Сибири» я назвал бы песней протеста, ибо протестовать можно не только против эксплуатации человека человеком, против звездных войн, против насилия власть имущих над бессильными. Не менее страшны обгоревшие леса, избиение зверей и рыб, иссушение недр земли. Это тоже преступление, требующее протеста и наказания. Потому так обличающе страстно звучит голос автора: ...От дремучей тайги только топи, болота. Расстреляли тайгу ни за что с вертолетов. Не вернутся сюда глухари боровые, И Сибирь, как вампиры, сосут буровые. От могучей тайги наши корни и сила. Но сегодня тайга о пощаде просила. Я люблю этот край, здесь прошло мое детство. Так прости меня, сын, за такое наследство. Ну что ж, являясь представителем нового поколения, Сергей Матвеенко не ограничивается «усмешкою обманутого сына над промотавшимся отцом...». Жаждой свободы, бесшабашностью, цыганской напевностью веет от «стреноженных» «коней» Матвеенко: В небе звезды — капли крови, Месяц острый, лютый, Вот зажать ого в ладони, Перерезать путы. Запустить коней галопом. Пусть гуляют в поле. Ох, не дело быть холопом Этой вольной воли... Матвеенко находится в середине бурного потока, называемого жизнью, он сильный пловец. Его творчество будоражит, не дает уснуть, возвращает душу к простым, но ускользающим истинам. Я думаю, мы все переплываем этот поток, разница лишь в том, в какой части его каждый из нас находится, каждый ли сумеет переплыть. Мне хотелось бы закончить это короткое предисловие к первой пластинке С. Матвеенко его стихами: Если этой реки одолеть но дано, Если все так нелепо за нас решено, Так и стоило ль жить, а старик, не спеша: «Там твоя средь людей остается душа»... ЕВГЕНИИ БАЧУРИН |