54 мин.
О сайте6 2 | A10 00035 008 1983, дата записи: 1982 |
Т. ХРЕННИКОВ (р. 1913). «Гусарская баллада», сюита из балета. СТОРОНА 1 — 23.18 1. Увертюра 2. Вариация Шуры (в гусарском мундире) 3. Иван учит Шуру фехтованию 4. Азаров, Ржевский и кузины 5. Ржевский, Шура (в гусарском мундире) 6. Азаров, Ржевский, выход Шуры, дуэт Шуры и Ржевского 7. Пробуждение любви у Шуры 8. Съезд гостей, начало бала. Полонез 9. Барышни просят Нурина показать новый парижский танец 10. Мазурка 11. Прощание Шуры с домом. Отъезд СТОРОНА 2 — 21.00 12. Войско французов движется по русской земле 13. Прибытие фельдмаршала 14. Вариация Шуры 15. Сигнал к параду. Парад 16. Вступление к третьему действию 17. Французский лагерь в разрушенном доме Азарова 18. Появление Шуры в костюме французского офицера 19. Французская сцена 20. Дуэт Шуры и Ржевского Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер Владимир Федосеев Звукорежиссер М. Кожухова. Редактор Л. Абелян Художник П. Морозов. Фото В. Пищальникова Запись 1982 г. (цифровая) Истоки возникновения балета «Гусарская баллада» были связаны с драматическим театром. Исходным моментом стала музыка к героической комедии Александра Гладкова «Давным-давно», созданная Т. Н. Хренниковым в 1942 году. Этот замечательный спектакль еще во время Великой Отечественной войны был поставлен на сцене Центрального театра Советской Армии. Настоящий спектакль-долгожитель вместе с чудесной музыкой Тихона Хренникова прошел основательную проверку временем: до сих пор мы видим это название на афишах. Над «Гусарской балладой» Хренников работал в конце 70-х годов в тесном творческом контакте с либреттистом и первым постановщиком балета Олегом Виноградовым. Вновь обратившись к теме Отечественной войны 1812 года, композитор стремился воссоздать на балетной сцене правду жизни, передать достоверность человеческих чувств. «Следует ли сводить результат работы над «Гусарской балладой» к созданию сугубо исторического спектакля? — подчеркивает сам Хренников. — Думаю, такая постановка вопроса была бы не совсем правомерной. Обращаясь к исторической теме, каждый художник, во-первых, подходит к ней с точки зрения нынешнего дня и изо всего огромного материала выделяет то, что именно сегодня считает главным. Для меня это цельность натуры наших героев, объединенных стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества. Во-вторых, минувшая эпоха лишь тогда интересна нашим современникам, когда характерные для нее мысли, поступки, чувства вызывают самые злободневные ассоциации». И действительно, ленинградская премьера в Кировском театре (1979), а вслед за тем и постановка Большого театра (1980) оказались созвучными нашим дням, пронизанными высоким патриотическим пафосом, а вместе с тем — лиризмом поэтического высказывания, столь свойственным всему творчеству Тихона Хренникова. Если в драматическом спектакле, а затем и в известном фильме музыкальными «центрами» становились, разумеется, такие популярные мелодии, как «Колыбельная Светланы», гусарская песенка «Давным-давно», песня о короле Анри Четвертом и другие, то здесь драматургия балета в целом цементируется и иными средствами, иными важными музыкальными эпизодами. Среди них батальные сцены второго и третьего актов и другие «военные» номера («Войско французов движется по русской земле», «Прибытие фельдмаршала», «Сигнал к параду. Парад», «Французский лагерь в разрушенном доме Азарова»). Новые музыкальные страницы были вызваны к жизни и самой хореографической спецификой жанра. В этих случаях и знакомые мелодические «импульсы» получили совершенно иное обличив, обрастая необходимой дансантностью, не говоря уже о вновь созданных чисто балетных эпизодах. Многие из них органично вписались и в симфоническую сюиту, записанную на этой пластинке. Назовем, в качестве примера, вариации Шуры, «Иван учит Шуру фехтованию», «Съезд гостей, начало бала. Полонез», «Барышни просят Нурина показать новый парижский танец», «Мазурку», «Прощание Шуры с домом», «Французскую сцену». А восхитительное Адажио Шуры и Ржевского в финале балета воспринимается не только зрительно, но и на слух как симфоническая кульминация произведения — кульминация огромного накала и внутренней насыщенности. Итак, балет «Гусарская баллада», а вслед за ним и симфоническая сюита, представляет собой совершенно новое и законченное произведение, отличающееся лишь тем, что отдельные темы и мелодические обороты известны слушателям-зрителям и неизбежно вызывают в сознании знакомые им художественные образы. Однако общая драматургическая структура этого яркого сочинения такова, что уже знакомое предстает новым, ярким и не «стирает», а, наоборот, усиливает как зрительское, так и слушательское восприятие. И в этом лучше всяких слов убеждает пластинка, на которой записана талантливая музыка Тихона Хренникова. М. Яковлев |