16 час.
О сайте8 1 | А10 00099 005 1985, дата записи: 1984 |
1. Introitus et Kyrie. 2. Graduale. 3. Dies irae. 4. Offertorium. 5. Sanctus. 6. Pie Jesu. 7. Agnus Dei На латинском яз. Гос. камерный хор и Гос. симф. орк. Министерства культуры СССР, худ. рук. хора В. Полянский, дирижер Г. Рождественский На лицевой стороне конверта: Д. Переда. Натюрморт с часами Оформление художника С. Нелюбина |
С.-ПЕТЕРБУРГ. ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК ГОСТ 5289-88 |
Л. Керубини (1760—1842) РЕКВИЕМ до минор для хора и оркестра Сторона 1—25.17 1. Introitus et Kyrie 2. Graduale 3. Dies irae 4. Offertorium Сторона 2—27.39 4. Offеrtorium (окончание) 5. Sanctus 6. Pie Jesu 7. Agnus Dei Государственный камерный хор и Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Художественный руководитель хора ВАЛЕРИЙ ПОЛЯНСКИЙ Дирижер ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор И. Орлова Луиджи Керубини (1760—1842) — один из крупнейших представителей великой итальянской музыкальной культуры, оставивший неизгладимый след в истории французской музыки, наследник эстетических идеалов и художественных традиций XVIII столетия. Талант и мастерство Керубини, само его искусство вскормлены не только превосходной школой (он ученик Дж. Сарти), не только обилием богатейших музыкальных впечатлений, но и постоянно возрастающим в эпоху Просвещения социальным напряжением, духом всестороннего обновления европейской цивилизации и культуры, наконец, событиями Великой французской революции 1789 года. События эти сыграли особую роль в жизни и творчестве Керубини. Если в 1770-х — 1780-х годах (годы постоянных переездов из Ливорно во Флоренцию, из Рима в Венецию, из Мантуи в Турин) композитор создает музыку в церковных жанрах мессы, литании, мотета, пишет традиционные оперы-сериа на либретто Метастазио и первые свои комические оперы, то с конца 80-х годов, когда Керубини решает навсегда остаться в Париже, и в первые годы революции в его творчестве наступает важный поворот к новым жанрам и к новым художественным идеям. Вместе со своими знаменитыми современниками — Госсеком, Мегюлем, Лесюэром, Плейелем — композитор становится создателем музыки Революции: ее многочисленных «гимнов» и «песен», маршей, пьес для торжественных шествий, празднеств и траурных церемоний. Керубини — видный музыкальный деятель Революции, с именем которого связано рождение Парижской консерватории (1795). Ее организации и совершенствованию музыкант отдал много энергии и таланта: вначале как инспектор, затем — профессор и наконец — директор (1822—1841). Однако главное творческое достижение этих лет, определившее место художника в истории музыкальной культуры, было связано с оперным театром. Начиная с 1791 года Керубини создает серию оперных произведений, которые суммируют найболее яркие черты итальянской оперы-сериа, французской лирической трагедии и музыкальной драмы реформатора Глюка. Вместе с тем они провозглашают новый оперный жанр: «Оперу спасения», прославляющую борьбу с насилием и тиранией за свободу и справедливость. Этот жанр стимулировал появление «Фиделио» Бетховена и привел к «Весталке» Спонтини, знаменующей собой начало эпохи большой романтической оперы. Таковы оперы «Два дня» («Водовоз»), «Лодоиска» и «Элиза». Но не менее известны сегодня и «Фаниска», «Абенсерраги», сюжет и музыка которых предвосхищают различные стороны раннего романтического стиля. И хотя при жизни автора большой успех выпал лишь на долю «Водовоза», в XX веке все же не остались забытыми и другие его оперы. Их высокие достоинства и превосходное качество музыкально-драматургического материала оказали значительное влияние на творческую фантазию великих современников Керубини, о чем говорят документальные свидетельства Мендельсона и Россини, Глинки и Вагнера, Шумана и Шопена. Керубини оставил немало учебно-методических трудов, и этот аспект его деятельности способствовал становлению и укреплению авторитета консерватории, ставшей истинным образцом профессионального обучения для молодых консерваторий Европы. В годы Реставрации Керубини все чаще обращается к культовой музыке и к инструментальным жанрам, создавая фортепианные пьесы, квартеты, мессы, литании, мотеты, антифоны, сочинив по заказу Лондонского концертного общества и свою единственную симфонию (1815). В пределах этих интересов Керубини обнаружил известное тяготение к траурно-церемониальной музыке. В 1795 году он пишет «Гимн и похоронный марш в память генерала Гоша». В 1805 году возникает трехголосная «Кантата на смерть Гайдна» — результат недоразумения, связанного с ошибочными слухами о кончине венского классика. Правда, кантата все же прозвучала в год действительной смерти Гайдна (1809). В 1820 году — еще один похоронный марш, а в 1834 году — второй Реквием (ре минор), написанный по случаю кончины Ф. Буальдье; причем состав хора, включающий только мужские голоса, был определен в соответствии с новым требованием архиепископа Парижского, запретившего участие женских голосов в церковных траурных церемониях. Реквием ре минор по воле автора был исполнен и в день его похорон, в марте 1842 года. Реквием до минор для смешанного хора и оркестра сочинялся композитором в 1815 — 1816 годах по заказу Людовика XVIII, у которого начиная с 1816 года Керубини находился на службе как сюринтендант Королевской капеллы. Это произведение предназначалось для церковной церемонии в память Людовика XVI, казненного в 1793 году. По стечению обстоятельств этому же событию двадцатью тремя годами ранее был посвящен и «Реквием памяти Людовика XVI», написанный учителем Керубини — Дж. Сарти, служившим в начале 1790-х годов при дворе русской императрицы Екатерины II. Жанр реквиема (траурной заупокойной мессы) является разновидностью католической мессы и обладает своим содержанием и порядком частей. Уже в XV — XVI веках существовали многоголосные реквиемы для хора a cappella (Дюфаи, Окегем, Лассо, Палестрина). Постепенно реквием приобрел различные виды инструментального сопровождения, а в XVIII столетии окончательно формируется современный состав исполнителей, включающий солистов, хор и оркестр. Превосходные произведения в этом жанре оставили А. Лотти, Ф. Дуранте, Ф. Госсек, Н. Йомелли, А. Хассе. Первым подлинным шедевром стал Реквием Моцарта. Реквиемы писали и композиторы-романтики: Лист, Брукнер, Гуно, Сен-Санс, Форе, Дворжак; наиболее исполняемые среди них — гениальные произведения Берлиоза, Верди и Брамса. Из реквиемов XX столетия чаще других звучат «Военный реквием» Б. Бриттена и «Реквием» Д. Кабалевского. Оба композитора отказались как от ортодоксального текста мессы в его чистом виде, так и от его сугубо культового предназначения реквиема, трактуя его в чисто концертном плане и придавая ему гуманистическую, философскую направленность. Первое исполнение Реквиема до минор состоялось 21 января в часовне Сен-Дени. И с той поры это произведение стало в Париже настолько популярным, что дало повод шутке Берлиоза о «лицензии» Керубини на право исполнения своего реквиема. Между тем в XIX веке именно это произведение считалось классическим реквиемом. Так, Шуман полагал его наряду с Реквиемом Моцарта «несравненным во все времена». Бетховен, на похоронах которого исполнялся этот реквием, видел в нем единственно возможный образец для подражания. И действительно, творение Керубини — яркое и неординарное. Оно сочетает дивный итальянский мелос с совершенством звуковых пропорций, безукоризненность полифонической техники (А. Адан назвал Керубини Палестриной XIX века) с высочайшей точностью и изобретательностью оркестрового языка. Реквием Керубини в своем роде универсален. Удовлетворяя требованиям культового произведения, в музыкальном отношении он значительно возвышается над задачами чисто служебными. В этой сравнительно небольшой пьесе автор аккумулировал весь свой предшествующий опыт, смело, но при этом тактично и выверенно вводя в церковный жанр исполнительские приемы и эффекты, принадлежащие светскому жанру оперы. Так, неожиданно, но вполне гармонично в пределах замысла звучит в первых тактах Dies irae удaр тaмтaма. Керубини обильно использует крупномасштабные звучности, создавая многократные и плотные дублирующие соединения духовых инструментов, мощные унисоны всего оркестра и отдельных его групп. И это напоминает «фресковый», лапидарный стиль гимнов и песен Революции. Вместе с тем композитор чуток и к тонким оттенкам экспрессии и красочности: как и в ре-минорном Реквиеме, Керубини открывает начальный номер удивительным в своей мрачной красоте и в своей дифференцированности звучанием струнных без скрипок. С таким использованием смычковой группы Керубини, несомненно, был знаком по "Miserere" Сарти и по опере «Утал» Мегюля, полностью написанной без скрипок. Пунктирные, мощно пульсирующие ритмы сменяются мерным, умиротворяющим движением. Хор скандирует свой текст, в частых диалогических мотивах-имитациях (в духе классицистской риторики), а затем «растекается» в долгих слоговых распевах. Стиль обоих реквиемов Керубини однороден и обладает значительным сходством материала, выступающим как единство употребляемых средств. Нередко аналогичные тексты мессы влекут за собой и аналогичные фактурные, образные контрасты. Тем не менее оба Реквиема — произведения вполне оригинальные и яркие. С. Рыцарев Творческое содружество Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением Г. Рождественского и Государственного камерного хора Министерства культуры СССР под управлением В. Полянского имеет уже свои традиции в исполнении вокально-симфонических произведений. В их ансамбле прозвучали мессы, литании и Реквием Моцарта, Реквием и Торжественная месса Брукнера, Шестая месса Шуберта, Реквием, Вторая и Четвертая симфонии и кантата «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке, «Вальпургиева ночь» Мендельсона и другие сочинения. Монолитность, сила и инструментальная чистота тембра камерного хора делают его звучание с оркестром слитным и красочным. В четком и выверенном ведении хоровых партий хорошо прослеживается рельеф керубиниевского голосоведения, сочетающего яркую гомофонную выразительность с богатством полифонической техники. Собранная, мужественная и внутренне импульсивная манера исполнительства Г. Рождественского нашла отражение в торжественном и ярком звучании всего коллектива музыкантов. На лицевой стороне конверта: Д. Переда. Натюрморт с часами Оформление художника С. Нелюбина |