1 день
О сайте14 5 | А10 00069 006 1984, дата записи: 1983 |
Дж. Б. ПЕРГОЛЕЗИ (1710— 1736) STABAT MATER, соч. 1736 г. Сторона 1 1. Stabat Mater dolorosa. Дуэт (хор). Grave — 4.45 2. Cujus animam gementem. Ария (сопрано). Andante amoroso — 2.51 3. О quam tristis et atfiicta. Дуэт (хор). Larghetto — 2.31 4. Quae moerebat et doiedat. Ария (меццо-сопрано). Allegro — 2.06 5. Quis est homo. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано, хор). Largo. Allegro — 3.41 6. Vidit suum dulcem natum. Ария (сопрано). A tempo giusto — 4.48 Сторона 2 7. Eja Mater tons amoris. Ария (меццо-сопрано). Andantino — 3.14 8. Fac ut ardeat cor meum. Дуэт (хор). Allegro — 2.24 9. Sancta Mater istud agas. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано). A tempo giusto — 3.36 10. Fac ut portem Christi mortem. Ария (меццо-сопрано). Largo — 3.58 11. Inflammatus et accensus. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано). Allegro (та non troppo)— 1.54 12. Quando corpus morietur. Дуэт (хор). Largo assai — 3.23 Amen. Дуэт (хор). Presto assai — 1.14 На латинском языке Наталия Герасимова, сопрано Елена Образцова, меццо-сопрано Московский камерный хор. Художественный руководитель Владимир Минин Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис Звукорежиссер И. Вепринцев. Редактор И. Орлова Художник А. Григорьев Запись 1983 г. Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно на всем протяжении своей истории. Неизменные в своей основе, они становятся своеобразным зеркалом, вглядываясь в которое, каждая эпоха находит и отражает свои собственные черты, мироощущение, жизнь, культуру и искусство. Скорбь матери, оплакивающей сына, — одна из таких вечных тем. Бессмертное воплощение она нашла в поэме монаха-францисканца Якопоне да Тоди (1230— 1306) "Stabat Mater dolorosa". История создания этой небольшой — в двадцать терцин — поэмы такова. Один из образованнейших людей своего времени, Якопоне да Тоди, оплакивая смерть юной супруги, в расцвете лет уходит в монастырь. Впоследствии в своем творчестве он неоднократно обращается к образу мадонны, а незадолго до смерти создает знаменитую, обессмертившую его имя поэму (1303 — 1306). В соответствии с традициями средневековой культуры, он не столько сочинил новый текст, сколько скомпоновал его из фрагментов более ранних образцов, что долгое время служило поводом для сомнений в его авторстве. За почти семисотлетнюю историю эта поэма вдохновляла многих авторов, она неоднократно переводилась на разные языки (Вагнер, Клопшток, Фет, Серов). Среди композиторов, обращавшихся к этой теме и оставивших ее музыкальное воплощение, имена Жоскена де Пре, Алессандро Скарлатти, Луиджи Боккерини, Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Ференца Листа, Джоаккино Россини, Антонина Дворжака, Шарля Гуно, Кароля Шимановского, Франсиса Пуленка, Кшиштофа Пендерецкого. Заметное место в истории жанра занимают сочинения композиторов неаполитанской школы. Кульминацией этого периода исследователи считают "Stabat Mater" Эмануэле д'Асторги (1707), Алессандро Скарлатти (1723) и Джованни Баттисты Перголези(1736). Продолжившее и развившее традиции композиторов неаполитанской школы, сочинение Перголези и по сей день остается одной из вершин в истории мировой музыкальной культуры. Предшествовавшее ему сочинение А. Скарлатти было создано по заказу неаполитанского аббатства «Сан Луиджи». Часто и с огромным успехом оно исполнялось там более десяти лет. Когда пришла пора заказывать новое, выбор пал на молодого Перголези. В свои двадцать пять лет он был уже прославленным автором, а его опера «Служанка-госпожа» явилась важнейшей вехой в развитии жанра оперы-буффа. Менее чем за десять лет творческой деятельности им были созданы четыре оперы-сериа, две комедии с музыкой, четыре интермеццо, четыре оратории, мессы, мотеты, антифоны, десять кантат, четырнадцать трио-сонат, концерты для флейты и струнных, двух чембало и струнных, скрипки и струнных, трех скрипок, альта и баса, шесть концертов для струнных и цифрованного баса, три симфонии, пять сонат для скрипки и чембало. Существует легенда об истории создания "Stabat Mater" Перголези. Любимая им девушка, на брак с которой знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. У композитора хранилось изображение мадонны, поразительно похожей на его умершую возлюбленную. Оно и вдохновляло его в период создания "Stabat Mater", которому суждено было стать его «лебединой песней». Как известно, композитор владел различными стилями, тем более что по традиции того времени в каждом жанре полагалось писать по-своему: в церковной музыке не так, как в оперной, в опере-сериа не так, как в опере-буффа, в опере-буффа иначе, чем в камерных жанрах и т. д. Тем не менее в определенных приемах, технике письма, инструментальной палитре, способах построения формы и развития материала происходило взаимодействие жанров, все отчетливее и ярче заявляло о себе индивидуальное авторское начало. Для современного слушателя новизна сочетаний элементов различных стилей и жанров в "Stabat Mater" Перголези во многом уже утратило свою остроту, в то время как она сразу же привлекла внимание его современников. Так, известный теоретик Дж. Б. Мартини упрекал молодого автора в чрезмерном использовании пассажей, «которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби». Однако взаимодействие и взаимовлияние жанров и стилей безусловно оказало плодотворное воздействие на раздвижение границ жанра, на расширение его выразительных возможностей, на новизну и неповторимость прочтения этого вечного сюжета. Среди наиболее заметных можно отметить влияние оперы-буффа, инструментальной клавирной техники, концертной контрастности сопоставления номеров. Именно у Перголези впервые в "Stabat Mater" появились части в быстрых темпах (№ 4, 8, 11) и мажорных тональностях (№ 4, 9, 11), параллельное движение голосов, свойственное скорее для канцонетт в народном духе. Одновременно широко использовались и достижения предшественников, традиции трактовки жанра. В 1986 году исполняется двести пятьдесят лет со времени создания “Stabat Mater” Перголези и смерти ее автора. За прошедшие годы как к совершенному образцу к этому сочинению обращались многие поколения композиторов и исполнителей. В оригинале "Stabat Mater” написана для двух солистов (сопрано, альт), струнных и органа. Однако позднее стала традицией замена в ряде номеров сольных партий двухголосным женским или детским хором. В наши дни "Stabat Mater" Перголези часто исполняется в филармонических концертах. Любителям грамзаписи хорошо известны отечественные записи этого сочинения. На этой пластинке представлено новое прочтение бессмертного творения Перголези, осуществленное певицами Наталией Герасимовой и Еленой Образцовой, Московским камерным хором (женская группа) и Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса. Эта запись запечатлела плодотворное творческое содружество, ставшее в последние годы заметным явлением в концертной жизни нашей страны. В их исполнении сочинения Перголези и Вивальди, Баха и Моцарта с восторгом принимали слушатели в СССР и за рубежом. Теперь с этим прекрасным ансамблем могут познакомиться любители грампластинок. А. Тевосян |
А10 00069 006 Дж. ПЕРГОЛЕЗИ. Stabat Mater: соч. 1736 г. Н. Герасимова, сопрано, Е. Образцова, меццо-сопрано, Моск. камер. хор, худ. рук. В. Минин, Литов. камер. орк., дир. С. Сондецкис. |