5 час.
О сайте11 2 | С10-17683-6 (2 пл.) 1982, дата записи: 1982 г. |
Либретто Р. Щедрина и В. Левенталя по мотивам пьесы А. Чехова Сторона 1 — 21,00 Действие I Прелюдии № 1—7 Интерлюдия Сторона 2 — 22.10 Прелюдии № 8—12 Интерлюдия Прелюдия № 13 Сторона 3— 18.48 Действие II Прелюдии № 14—17 Интерлюдия Прелюдии № 18—21 Сторона 4 — 18.34 Прелюдии № 22—24 Постлюдия ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР Солисты Илья Овруцкий, флейта-пикколо Евгений Игнатенко, флейта Владимир Сычев, альтовая флейта Виктор Эльстон, гобой Юрий Кривов, английский рожок Рафаэль Багдасарян, кларнет Сергей Докшицер, фагот Александр Горностаев, валторна Михаил Ханин, труба Ольга Ортенберг, Делли Урманова, арфы Дирижер Александр Лазарев Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор Л. Абелян. Художник В. Дудаков Фото А. Макарова, В. Пчелкина, Г. Соловьева, А. Трубицына, А. Малахина, К. Хомутова Родион Константинович Щедрин (р. 1932) получил музыкальное образование в Московской консерватории, которую окончил в 1955 году по классу композиции Ю. Шапорина и по классу фортепиано Я. Флиера. Щедрин — автор сочинений в разных жанрах, выдвинувших его в число ведущих советских композиторов. Его перу принадлежат оперы «Не только любовь» (1961) и «Мертвые души» (4976), балеты «Конек-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), впервые поставленные на сцене Большого театра Союза ССР и затем утвердившиеся в репертуаре многих театров СССР и. других стран. Среди произведений Щедрина две симфонии, два концерта для оркестра, три концерта для фортепиано с оркестром, ряд крупных вокально-симфонических произведений, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, хоры. Р. Щедрин — народный артист СССР (1981), лауреат Государственной премии СССР (1972), член-корреспондент Баварской академии искусств (ФРГ, 1976). Всякое музыкальное обращение к творчеству А. П. Чехова требует редко сочетающихся в одном художнике качеств — новаторской смелости, даже дерзновенности, и чуткой, осторожной бережности, безусловного доверия к писателю, пытливого проникновения в его загадочный мир. Вероятно, не случайно все главное в наследии Чехова — и его изумительная проза, и его всемирно известные пьесы — на протяжении долгих десятилетий оставалось за гранью большой музыки. И столь же закономерно, что первым композитором, обратившимся к Чехову, стал Родион Щедрин: ведь именно с его именем связаны за последнее время самые значительные достижения в музыкальной интерпретации русской классики — балет «Анна Каренина» и опера «Мертвые души», именно его художественной смелостью и вместе с тем подлинным пиететом перед классикой определился бесспорный триумф этих произведений. Балет «Чайка» впервые увидел свет рампы на сцене Большого театра в постановке Майи Плисецкой в мае 1980 года. Несомненно, создатели балета не случайно остановили свой выбор на Этой, быть может, самой трудной из чеховских пьес. «Чайке» в наибольшей степени присущи (наряду с жестокой правдой жизни, «внутренним реализмом», как говорил Станиславский) романтическая устремленность, возвышенная поэтичность, полет фантазии — все то, что в высокой мере подвластно музыке. Тончайшие движения души, не передаваемые словами настроения, здесь нередко куда важнее конкретных реплик, «физических действий» героев, и в этом плане «Чайка» представляется на редкость хореографической пьесой. Ведь не буквальная передана сюжетных перипетий, монологов и диалогов, но воплощение душевных порывов, смятенных чувств — вот истинно благородная задача для балета! Конечно, в переводе чеховской драматургии на язык музыки и танца таились немалые опасности: они — и в кажущейся бессюжетности, и в будничности, даже несценичности многих персонажей (кроме главных героев). Но Щедрин и Плисецкая и не стремились к внешнему решению; они пошли но иному пути, указанному некогда еще К. Станиславским. «Его (Чехова) пьесы,— говорил он,— очень действенны, но только не во внешнем, а во внутреннем своем развитии. В самом бездействии создаваемых им людей таится сложное внутреннее действие. Чехов лучше всех доказал, что сценическое действие надо понимать во внутреннем смысле и что на нем одном, очищенном от всего псевдосценического, можно строить и основывать драматические произведения в театре». Представляется, что как раз такой подход определил и общую структуру «драматического произведения» Щедрина и Плисецкой — балета «Чайка.». И не только структуру, но и отбор выразительных средств, отмеченный удивительной строгостью и лаконичностью, отказом от следования звуковым ремаркам самого Чехова (указаниям на музыкальные отрывки, звучащие но ходу пьесы). Близость к подлиннику, к его духу, а не к букве, достигается иными средствам». Внешних контрастов немного, но велико внутреннее. напряжение, отражающее драматизм повседневности, оттеняющее ту драму чувств, которую переживают главные, в буквальном смысле слова действующие лица — Нина и Треплев. И именно их партии, и в музыке, и на сцене, являются носителями этой напряженности, движущей силы, взрывающей застылость серых провинциальных буден. Все сказанное, естественно, в полной мере ощутимо в театральном лило, когда музыкальный и хореографический планы «Чайки» сливаются в неразрывном единстве. Но вместе с тем, форма и структура самой музыки таковы, что и слушатель, ограниченный лишь «слуховым рядом», способен рельефно воссоздать в своем сознании и пережить эту драму вместе с ее героями. Партитура «Чайки» Щедрина заключает в .себе двадцать четыре прелюдии (основное сюжетное содержание балета), три интерлюдии (напоминающие о скандале, связанном с петербургской премьерой чеховской пьесы 17 октября 1896 года) и постлюдию. Прелюдии эти столь тесно связаны между собой тематически, столь органично переходят одна в другую, столь продуманно контрастны, что составляют вкупе цельное, законченное музыкальное повествование, вовсе не нуждающееся в комментариях. Балет Родиона Щедрина — музыкальная интерпретация чеховской «Чайки», выдержанная в масштабах подлинно симфонической драматургии. Это волнующее произведение, полное высокого романтизма, трагического пафоса, произведение, полное веры в жизнь, в силу искусства. Л. ГРИГОРЬЕВ Я. ПЛАТЕК |