3 дня
О сайте12 | SUCD 10 00095 1991, дата записи: 17 мая 1985 г., 26 сентября 1982 г. |
Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 —1975) Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134 1 1. Andante —11.22 2 2. Allegretto — 6.54 3 3. Largo — 14.27 Соната для альта и фортепиано,соч. 147 — 28.00 4 1. Moderato 2. Allegretto 3. Adagio Общее время звучания — 60.00 Олег Каган, скрипка (1) Юрий Башмет, альт (2) Святослав Рихтер, фортепиано Записьь с концерта в Большом зале Московской консерватории 17 мая 1985 г. (1), 26 сентября 1982 г. (2) Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор Л. Абелян Художник А. Григорьев Фото А. Гершмана переиздание MEL CD 10 02020 |
Сонату для скрипки и фортепиано, созданную в 1968 году, с предпосланным ей торжественным посвящением — «в честь шестидесятилетия Давида Федоровича Ойстраха» — называют жемчужиной камерного репертуара Дмитрия Шостаковича. Соната представляет собой не совсем обычный по строению цикл, где крайние, спокойные и сдержанно-сосредоточенные части обрамляют действенную и энергичную среднюю. Первая часть, Andante, трактованная как свободная сонатная форма без разработки, выдержана в мягких, пастельно-прозрачных тонах. Главная тема опирается на все двенадцать тонов звукоряда, ни мажорна и ни минорна. Со вступлением второй, более экспрессивной темы начинается долгий полифонический диалог, побочная партия — непринужденная полька — на короткое время прерывает лирико-философское размышление. Сквозное развитие приводит к двукратному появлению в репризе таинственного эпизода, который словно соткан из тихо шелестящих трелей, пассажей и глухих фортепианных басов. Вторая часть, в характере скерцо-токкаты, представляет собой пример непрерывного поступательного движения проносящихся в едином порыве жестких, угловатых тем. Финал в форме двойных вариаций возвращает образный строй первой части. После громогласных фанфар вступления звучит строго диатоничная тема у скрипки. Несколько идущих вслед вариаций по-разному высвечивают ее грустную повествовательность. Вариационное развитие второй темы — вальсообразного мотива — приводит к драматической кульминации, где в виртуозных каденциях обоих инструментов используются все основные темы финала. Удивительна по красоте кода третьей части, возвращающая таинственный эпизод Andante. Соната для альта и фортепиано, созданная в 1975 году, — последнее произведение Д.Шостаковича, впервые исполненное уже после смерти автора. Соната посвящена Шостаковичем Федору Серафимовичу Дружинину, одному из участников Государственного квартета имени Бетховена. Вместе с пианистом М.Мунтяном Дружинин был первым исполнителем Сонаты в Ленинграде 1 октября 1975 года. В альтовой сонате Шостаковича господствует углубленная философская лирика. Наш слух легко распознает в ней, особенно в финале, далекие воспоминания о «Лунной сонате» Бетховена, отзвуки медленных частей бетховенских последних квартетов. Но в музыке Шостаковича живет и русская классическая традиция. Альтовая соната Шостаковича состоит из трех частей. В первой части, Moderato, драматический конфликт рождает резкие контрасты: два равноправных партнера — альт и фортепиано — то «спорят» между собой, то, поддерживая друг друга, приходят как бы к миру и согласию. Во второй части, Allegretto, в музыку врываются отзвуки города, его быт, воссозданный и преображенный поэтическим воображением композитора. В последней части, Adagio, кристально-чистая, свободно и спокойно льющаяся мелодия повествует о трепетной, неумирающей красоте. Воцаряется таинственная, настороженная тишина — музыка обретает по-пушкински мудрую просветленность. D.Shostakovich composed his Sonata for Violin and Piano in 1968. It was dedicated to «the sixtieth anniversary of David Oistrakh». The Sonata is considered to be the gem of Dmitri Shostakovich’s chamber repertoire. The structure of the Sonata, where the first and the third calm, discreet and concentrated parts frame the second, active and energetic one, is not usual. Sonata for Viola and Piano written in 1975, was the last work of D.Shostakovich. It was performed for the first time after the composer’s death. The Sonata was dedicated to F. Druzhinin, one of the Beethoven Quartet members. Together with M.Muntyan he was the first performer of the Sonata in Leningrad on October 1,1975. Deep philosophic lyric dominates in Shostakovich’s Viola Sonata. We can hear distant reminiscences of Beethoven’s «Moonlight» Sonata, his last quartets especially in finale. But in Shostakovich's music exists Russian classical tradition as well. |