6 дней
О сайте5 | SUCD 10 00071 1990, дата записи: 1985 |
Ф. ШОПЕН Этюды, соч. 10 № 1 до мажор № 2 ля минор № 3 ми мажор № 4 до-диез минор № 5 соль-бемоль мажор № 6 ми-бемоль минор № 7 до мажор № 8 фа мажор № 9 фа минор № 10 ля-бемоль мажор №11 ми-бемоль мажор № 12 до минор Этюды, соч. 25 № 1 ля-бемоль мажор № 2 фа минор № 3 фа мажор № 4 ля минор № 5 ми минор № 6 соль-диез минор № 7 до-диез минор № 8 ре-бемоль мажор № 9 соль-бемоль мажор № 10 си минор № 11 ля минор № 12 до минор Общее время звучания — 59.34 ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА, фортепиано Запись 1985 г. Звукорежиссер В. Копцов Редактор И. Слепнев Художник В. Барышников Фото В. Плотникова и А. Шпенева см. винил А10 00187 000 |
Две тетради этюдов соч. 10 и 25 — были завершены Шопеном в середине 1830-х годов. К этому времени Европа уже знала Шопена как великолепного пианиста; его искусство игры на фортепиано приветствовалось современниками порой даже более, чем его музыка. Но когда Г. Гейне услышал, как этюды исполнял сам композитор, он сказал: «Его пальцы только слуги его души, а этой душе аплодируют люди, которые слушают не одними ушами, но также и душою». Этюды Шопена и сегодня остаются пробным камнем мастерства пианиста; без них не обходится практически ни один современный международный конкурс исполнителей; на них совершенствуют свой пианизм всё новые и новые поколения музыкантов. Да, виртуозные задачи здесь не меньшие, а значительно большие, чем, скажем, в этюдах Клементи, Черни, Риса. Но притягательность этюдов Шопена, к счастью, не только в их виртуозных роскошествах. Их тайна как раз в обратном — в абсолютном преодолении виртуозно-технической материи во имя художественности. Удивительна атмосфера фортепианного колорита — всегда разная и вместе с тем одна и та же, шопеновская; каждый пассаж, каждый фактурный нюанс здесь подчинен поэтической идее. Удивительны природа мелодизма, высвечивающая все детали фактуры, обволакивающая ее (Г. Нейгауз назвал шопеновские пассажи «убыстренными мелодиями»), педальная дымка, без которой немыслим шопеновский звуковой мир. в конце концов сама неповторимая романтическая образность, на которую направлены все выразительные средства... Интерпретация этюдов Шопена имеет свою историю. К ним обращались все крупные пианисты второй половины XIX века. Ярчайший след в данной пианистической родословной оставили интерпретации Ф. Бузони, А. Корто, Арт. Рубинштейна. Ценнейший вклад в эту историю внесла наша отечественная школа в лице В. Софроницкого, Я. Флиера, Я. Зака, Л. Оборина. История эта не пресекается в наши дни. Особый интерес представляют прочтения пианистов нового поколения, к которому принадлежит Любовь Тимофеева — воспитанница Московской консерватории, которую окончила в 1973 году под руководством профессора Якова Зака, лауреат международных конкурсов в Монреале и имени М. Лонг в Париже. «Хотелось бы, чтобы слушатель воспринимал в моей трактовке шопеновских этюдов как можно меньше этюдов и как можно больше поэтических музыкальных пьес, — говорит пианистка. — Пожалуй, это Шопен в стиле «ретро». Я ставила перед собой цель привнести в каждый этюд какие-то новые для меня смысловые обертоны...» Газета «Советская культура* писала: «Л. Тимофеева показала гармоническое мироощущение композитора, разнообразие светлых красок. Даже произведения скорбные, трагического строя вписались в эту гамму чувств. Богатство светлой лирики — вот главное, что отличало трактовку Л. Тимофеевой в этюдах Шопена...» В. Чинаев There are many interpretations of F. Chopin’s Etudes. All major pianists of the second half of the 19th century included them in their repertoires. Of special interest are the readings by the young pianists of today. Lubov Timofeyeva is one of them. In 1973 she graduated from the Moscow Conservatoire, where she studied under Professor Yakov Zak. L. Timofeyeva is a laureate of International competitions in Montreal and M. Long in Paris. Only a very mature musician can play F. Chopin’s Etudes, especially in a cycle. Here L. Timofeyeva has brought out Chopin’s harmonious outlook and the wealth of light colours. Even rueful, tragic works have found their place in the gamut of feelings. Gentle lyricism — this is the main feature of L. Timofeyeva’s readings. Soft, winsome sound, heartfelt emotion, love of romantic, expressive melody — these features of the pianist’s gift have determined the interpretations of these famous works. |