6 дней
О сайте4 | SUCD 10 00043 1990, дата записи: 1989 |
О. МЕССИАН Двадцать взглядов на младенца Иисуса 7. Взгляд Креста — 5.51 8. Взгляд Небес — 2.43 9. Взгляд Времени — 3.59 10. Взгляд Духа радости— 11.10 11. Первое причастие Девы — 8.56 12. Всемогущее Слово— 2.53 13. Рождество — 5.08 14. Взгляд Ангелов — 5.06 Общее время звучания — 45.56 Антон Батагов, фортепиано Запись 1989 г. Звукорежиссер С. Пазухин Редактор И. Слепнев Оформление художника В. Иванова На обложке буклета: Ф. Липпи. Поклонение младенцу Христу |
Оливье Мессиан (р. 1908) принадлежит к крупнейшим композиторам современности, его по праву считают классиком XX века. Среди учеников Мессиана – К. Штокхаузен, П. Булез, Я. Ксенакис, чьи имена ассоциируются с самыми радикальными направлениями музыкального авангарда второй половины столетия. Однако творчество самого Мессиана представляет традиционную ветвь музыкального искусства. Это обусловлено прежде всего мировоззренческой этикой композитора, корни которой – в глубинных и непрерывных традициях христианско-католической культуры. Как говорит Мессиан, его сочинения призваны освещать теологические истины и католическую веру: «Это – наиболее возвышенный, без сомнения, наиболее серьезный, наиболее естественный, пожалуй, единственный аспект моего творчества, о котором я не буду сожалеть даже в час моей смерти». К таковым сочинениям относится и грандиозный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1945), ставший в творчестве композитора вехой. Композиторская техника «Взглядов» представляет собой тончайший сплав средств, почерпнутых из различных – как в историческом, так и эстетическом смысле – художественных систем: древнеиндийские ритмы и древнегреческая поэтическая метрика, григорианские песнопения и ориентальные лады, средневековая символика цвета и чисел; здесь также художественно осмыслены идеи современной микро- и макрофизики, орнитологической науки. Все это нашло отражение в необыкновенной экзотической атмосфере музыки, богатой красочными тембрами, изысканными ритмическими узорами, оркестральными ассоциациями и инструментами Востока; звуковая ткань пронизана имитациями пения птиц. Драматургия цикла построена на «сквозном» тематическом материале, фактурно изменчивом, но интонационно постоянном и узнаваемом. Одна из таких тем – «тема Бога», являющаяся смысловым стержнем всего цикла. В череде контрастных по настроениям пьес предстают поэтические образы, сюжеты и символы ветхо- и новозаветной мифологии: Демиург во всех его ипостасях, Благовещение, Рождество, Поклонение Волхвов, Звезда, Крест, ангелы… Сочетание разного стилистического материала могло бы привести к эклектике музыкального языка. Однако данная амальгама уникальна в своей внутренней цельности и органичности. Более того, авторская идея синтеза абсолютно естественна и концепционно необходима: индивидуальная техника Мессиана стала своеобразным символом к о с м о с а к у л ь т у р ы. И это, конечно, духовный космос, всеединый центр которого – божественное начало. «В большей степени, чем во всех моих предыдущих сочинениях, я искал здесь выражение мистической любви» (Мессиан). Впервые в СССР осуществленная фирмой «Мелодия» запись полного цикла «Взглядов» достойно продолжает историю интерпретаций этого сложнейшего сочинения мировой фортепианной литературы. Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Антон Батагов (р. 1965) в своем прочтении стремился к тому, чтобы «родилось нечто большое, чем фортепианная музыка». - В. Чинаев. |