4 дня
О сайте8 | MEL CD 10 02418 (2 CD) 2017, дата записи: 1979 г. |
Пётр Чайковский (1840-1893) «Евгений Онегин», лирические сцены в трех действиях, семи картинах Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина Действующие лица и исполнители: Ларина – Татьяна Тугаринова, сопрано Татьяна – Тамара Милашкина, сопрано Ольга – Тамара Синявская, меццо-сопрано Филиппьевна, няня – Лариса Авдеева, меццо-сопрано Евгений Онегин – Юрий Мазурок, баритон Ленский – Владимир Атлантов, тенор Князь Гремин – Евгений Нестеренко, бас Ротный – Антон Джапаридзе, баритон Зарецкий – Валерий Ярославцев, бас Трике, француз – Лев Кузнецов, тенор Запевала – Борис Межировский, тенор Хор и оркестр Большого театра СССР Хормейстеры: Игорь Агафонников, Станислав Гусев Дирижер – Марк Эрмлер Диск 1 Действие I. Картина первая 1. Вступление / оркестр 2.07 1. Дуэт и квартет 2. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…» / Татьяна, Ольга, Ларина, Филиппьевна 5.09 2. Хор и пляска крестьян 3. «Болят мои скоры ноженьки» / Запевала, хор, Ларина 5.25 3. Сцена и ария Ольги 4. «Как я люблю под звуки песен этих…» / Татьяна, Ольга 0.54 5. «Я не способна к грусти томной» / Ольга 2.40 4. Сцена 6. «Ну ты, моя вострушка…» / Ларина, Филиппьевна, Татьяна, хор, Ольга 3.12 7. «Mesdames! Я на себя взял смелость…» / Ленский, Онегин, Ларина 1.47 8. «Скажи, которая Татьяна?» / Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский 1.27 6. Сцена и ариозо Ленского 9. «Как счастлив, как счастлив я» / Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна 2.15 10. «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» / Ленский, Ольга 3.24 7. Заключительная сцена 11. «А вот и вы!» / Ларина, Филиппьевна, Ленский, Онегин 2.34 Картина вторая 8. Интродукция и сцена с няней 12. «Ну, заболталась я!» / Филиппьевна, Татьяна 7.44 9. Сцена письма 13. «Пускай погибну я…» / Татьяна 12.54 10. Сцена и дуэт 14. «Ах! Ночь минула, проснулось всё…» / Татьяна, Филиппьевна 5.59 Картина третья 11. Хор девушек 15. «Девицы, красавицы» / женская группа хора 2.50 12. Сцена и ария Онегина 16. «Здесь он, здесь Евгений…» / Татьяна 2.23 17. «Когда бы жизнь домашним кругом» / Онегин, Татьяна, женская группа хора 6.01 Время звучания: 68.56 Диск 2 Действие II. Картина первая 13. Бал у Лариных. Антракт и вальс со сценой и хором 1. «Вот так сюрприз…» / хор, Ротный, Онегин, Ленский 8.01 14. Сцена и куплеты Трике 2. «Ужель я заслужил от вас…» / Ленский, Ольга, Онегин, Трике, хор 3.17 3. «Какой прекрасный этот день» / Трике, хор 3.21 15. Мазурка и сцена 4. «Messieurs’ Mesdames’ Места занять извольте» / Ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина 4.21 16. Финал 5. «В вашем доме, в вашем доме…» / Ленский, Онегин, Татьяна, Ольга, хор, Ларина 4.52 Картина вторая 17. Интродукция. Сцена и ария Ленского 6. «Ну что же? Кажется, противник ваш не явился?» / Зарецкий, Ленский 3.14 7. «Куда, куда вы удалились» / Онегин 6.12 18. Сцена поединка 8. «А, вот и он!» / Зарецкий, Онегин 1.55 9. «Враги! Враги!» / Ленский, Онегин, Зарецкий 3.32 Действие III. Картина первая 10. 19. Польский / оркестр 4.17 20. Сцена, экосез и ария князя Гремина 11. «И здесь мне скучно» / Онегин 2.09 12. Экосез I / оркестр 1.46 13. «Княгиня Гремина, смотрите?» / хор, Онегин, Татьяна, Князь Гремин 1.59 14. Ария Князя Гремина «Любви все возрасты покорны» / Князь Гремин 5.52 21. Сцена и ариозо Онегина, экосез 15. «Итак, пойдем, тебя представлю я!» / Князь Гремин, Татьяна, Онегин 1.15 16. «Ужель та самая Татьяна» / Онегин 2.20 Картина вторая 17. 22. Заключительная сцена /Татьяна, Онегин 13.06 Время звучания: 71.39 Запись 1979 г. Звукорежиссеры: М. Пахтер Редактор – Е. Растегаева Ремастеринг – Н. Радугина Дизайн – Г. Жуков Перевод: Н. Кузнецов (англ.), Н. Рындина (франц.) винил С10 12767-72 (3 пл.) Фирма «Мелодия» представляет Вашему вниманию запись оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Когда в 1877 г. композитор решился положить на музыку пушкинский «роман в стихах», он делал это с «невероятным увлечением и любовью». До конца жизни «Евгений Онегин» оставался любимым сочинением Чайковского; тем не менее, он всерьез опасался за его сценическую судьбу, учитывая несоответствие оперным канонам своего времени, отсутствие «трескучих эффектов и внешнего блеска». Беспокойство Чайковского не оправдалось – уже более 130 лет опера «Евгений Онегин» не сходит с театральных подмостков, являясь самым репертуарным произведением русской музыки в мире. Многочисленные записи зафиксировали трактовку оперы выдающимися представителями исполнительского искусства разных поколений. Предлагаемая запись была осуществлена коллективом Большого театра СССР в 1979 г. под руководством дирижера Марка Эрмлера – одного из крупнейших представителей российской дирижерской традиции. Заглавную партию исполняет Юрий Мазурок, чья благородная, сдержанная трактовка Онегина на два с лишним десятилетия стала «визитной карточкой» Большого театра. В роли Ленского выступает наиболее яркий тенор оперной труппы Большого второй половины века Владимир Атлантов. В записи также заняты Тамара Милашкина, Тамара Синявская и Евгений Нестеренко – представители золотого фонда русской вокальной школы. |
буклет --------- «На прошлой неделе был я как-то у Лавровской. Разговор шел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна… вдруг сказала: “А что бы взять Евгения Онегина?” Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал… Потом … начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и… решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина… перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина» (из письма П.И. Чайковского брату М.И. Чайковскому, 17 мая 1877 г.). Так «случайный» разговор Чайковского с приятельницей (певицей Е.А. Лавровской) положил начало созданию оперы, ставшей одним из высших достижений русской музыкальной культуры. Мысль, подсказанная собеседницей, упала на благодатную почву – к этому времени Чайковский достиг подлинной художественной зрелости, проявившейся в таких произведениях, как Первый фортепианный и скрипичный концерты, балет «Лебединое озеро», Третий квартет; одновременно с «Евгением Онегиным» он будет работать над Четвертой симфонией. Уже много лет композитор напряженно «искал себя» в сфере музыкального театра, но ни одна из ранее написанных опер не принесла ему полного удовлетворения. «Мне нужно, чтобы не было царей, цариц, народных бунтов, битв, маршей – словом, всего того, что составляет атрибут grand opera. Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое…», – в этих строках письма к бывшему ученику С.И. Танееву, по сути, содержится эстетическое «кредо» Чайковского как оперного композитора. Именно таким, давно искомым, сюжетом и предстал ему пушкинский роман в стихах… Работа над «Евгением Онегиным» совпала с драматической полосой в жизни самого Чайковского (опрометчивая женитьба, вызвавшая острый нервный кризис и спешный отъезд из Москвы). Несмотря на это, сочинение оперы шло невероятно быстро – уже осенью она была готова в эскизах, а в начале февраля 1878 г. в Италии была закончена инструментовка. Чайковский стремился к максимальному сохранению пушкинского текста (помощь в написании либретто композитору оказал талантливый дилетант, актер Малого театра К. Шиловский, но ввиду взаимных разногласий он попросил снять свое имя с афиши; сегодня большинство исследователей сходятся на том, что большая часть работы над либретто была проделана самим композитором). Сочиняя «Онегина» «с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам», Чайковский, однако, всерьез беспокоился за сценическую судьбу своего детища ввиду его несоответствия нормам оперного театра того времени: «…Мне кажется, что она осуждена на неуспех и невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска…» Именно потому он снабдил оперу подзаголовком «лирические сцены» и не решился сразу отдать ее на сцену императорских театров, опасаясь, что казенная роскошь и исполнительская рутина погубят хрупкую красоту столь необычного сочинения (первое исполнение состоялось в 1879 г. в здании Малого театра и было осуществлено силами студентов и педагогов Московской консерватории под управлением ее директора Н.Г. Рубинштейна). Беспокойство Чайковского оказалось напрасным – более 130 лет опера «Евгений Онегин» звучит на оперных подмостках, концертной эстраде и в студиях звукозаписи, являясь одним из самых репертуарных сочинений в России и мире. Высокий ток эмоционального напряжения, возникающий с первых тактов оркестрового вступления, не прерывается вплоть до финальных аккордов последней картины. Тонкие грани психологических состояний, переплетения судеб главных героев (Татьяны, Ленского и Онегина), последовательно раскрывающихся перед слушателем, заставляют полностью забыть о внешней «несценичности» оперы. Массовые сцены с участием хора и балета являются в ней лишь внешним фоном, оттеняющим монологические и дуэтные сцены, на которые и падает главный драматургический акцент. Каждого персонажа Чайковский наделяет яркой музыкально-портретной характеристикой, которая выражается не «лейтмотивами» в вагнеровском духе, но узнаваемым кругом интонаций. С момента премьеры в Большом театре (1881) «Евгений Онегин» постоянно находился в репертуаре главной музыкальной сцены России; многочисленные записи сохранили для нас интерпретации оперы Чайковского крупнейшими исполнителями разных эпох. Предлагаемая запись 1979 г. зафиксировала постановку оперы, осуществленную в Большом театре СССР 11 годами ранее режиссером Б.А. Покровским и дебютировавшим в качестве дирижера М.Л. Ростроповичем с участием артистов молодого поколения. С подкупающей искренностью создает образ главной героини Тамара Милашкина, превращаясь в последних картинах в благородную «царицу бала»; по-новому зазвучала партия Ленского в драматической версии Владимира Атлантова; искренне и глубоко изображали своих героев Тамара Синявская (Ольга) и Евгений Нестеренко (Гремин). Но особого внимания заслуживает трактовка главного героя в исполнении Юрия Мазурока. Онегин принадлежал к высшим исполнительским достижениям выдающегося певца. Эта партия сопровождала его с первых шагов артистической деятельности (в художественной самодеятельности Львовского политехнического института и на дипломном спектакле Московской консерватории), и более двух десятилетий Онегин Мазурока, исполненный благородной сдержанности и, одновременно, раскрытый во всей противоречивости своего характера, звучал в Большом театре и на других прославленных сценах мира. «Драма одиночества, разрушающего личность… – вот тема, которую Мазурок проводит через весь образ, – читаем мы в одной из первых рецензий на постановку Большого театра. – Перед нами человек, в натуре которого природная чувствительность сочетается с душевной замкнутостью, а внешняя холодность уживается с проявлениями подлинной страсти… Экспрессивный голос Мазурока, эмоциональный звук, чеканная дикция – все это непосредственно передает смену чувств, настроений, течение мыслей героя». Запись осуществлена под руководством Марка Эрмлера – одного из крупнейших представителей дирижерской традиции Большого театра. |