Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
8
MEL CD 10 02418 (2 CD)
2017, дата записи: 1979 г.
melodist / 2017-09-14 19:21:24 / Редакция № 2: 2022-10-02 23:02:14
Изображение
Пётр Чайковский (1840-1893)
«Евгений Онегин», лирические сцены в трех действиях, семи картинах

Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина

Действующие лица и исполнители:
Ларина – Татьяна Тугаринова, сопрано
Татьяна – Тамара Милашкина, сопрано
Ольга – Тамара Синявская, меццо-сопрано
Филиппьевна, няня – Лариса Авдеева, меццо-сопрано
Евгений Онегин – Юрий Мазурок, баритон
Ленский – Владимир Атлантов, тенор
Князь Гремин – Евгений Нестеренко, бас
Ротный – Антон Джапаридзе, баритон
Зарецкий – Валерий Ярославцев, бас
Трике, француз – Лев Кузнецов, тенор
Запевала – Борис Межировский, тенор

Хор и оркестр Большого театра СССР
Хормейстеры: Игорь Агафонников, Станислав Гусев
Дирижер – Марк Эрмлер

Диск 1
Действие I. Картина первая
1. Вступление / оркестр 2.07
1. Дуэт и квартет
2. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…» / Татьяна, Ольга, Ларина, Филиппьевна 5.09
2. Хор и пляска крестьян
3. «Болят мои скоры ноженьки» / Запевала, хор, Ларина 5.25
3. Сцена и ария Ольги
4. «Как я люблю под звуки песен этих…» / Татьяна, Ольга 0.54
5. «Я не способна к грусти томной» / Ольга 2.40
4. Сцена
6. «Ну ты, моя вострушка…» / Ларина, Филиппьевна, Татьяна, хор, Ольга 3.12
7. «Mesdames! Я на себя взял смелость…» / Ленский, Онегин, Ларина 1.47
8. «Скажи, которая Татьяна?» / Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский 1.27
6. Сцена и ариозо Ленского
9. «Как счастлив, как счастлив я» / Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна 2.15
10. «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» / Ленский, Ольга 3.24
7. Заключительная сцена
11. «А вот и вы!» / Ларина, Филиппьевна, Ленский, Онегин 2.34

Картина вторая
8. Интродукция и сцена с няней
12. «Ну, заболталась я!» / Филиппьевна, Татьяна 7.44
9. Сцена письма
13. «Пускай погибну я…» / Татьяна 12.54
10. Сцена и дуэт
14. «Ах! Ночь минула, проснулось всё…» / Татьяна, Филиппьевна 5.59


Картина третья
11. Хор девушек
15. «Девицы, красавицы» / женская группа хора 2.50
12. Сцена и ария Онегина
16. «Здесь он, здесь Евгений…» / Татьяна 2.23
17. «Когда бы жизнь домашним кругом» / Онегин, Татьяна, женская группа хора 6.01

Время звучания: 68.56

Диск 2
Действие II. Картина первая
13. Бал у Лариных. Антракт и вальс со сценой и хором
1. «Вот так сюрприз…» / хор, Ротный, Онегин, Ленский 8.01
14. Сцена и куплеты Трике
2. «Ужель я заслужил от вас…» / Ленский, Ольга, Онегин, Трике, хор 3.17
3. «Какой прекрасный этот день» / Трике, хор 3.21
15. Мазурка и сцена
4. «Messieurs’ Mesdames’ Места занять извольте» / Ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина 4.21
16. Финал
5. «В вашем доме, в вашем доме…» / Ленский, Онегин, Татьяна, Ольга, хор, Ларина 4.52

Картина вторая
17. Интродукция. Сцена и ария Ленского
6. «Ну что же? Кажется, противник ваш не явился?» / Зарецкий, Ленский 3.14
7. «Куда, куда вы удалились» / Онегин 6.12
18. Сцена поединка
8. «А, вот и он!» / Зарецкий, Онегин 1.55
9. «Враги! Враги!» / Ленский, Онегин, Зарецкий 3.32

Действие III. Картина первая
10. 19. Польский / оркестр 4.17
20. Сцена, экосез и ария князя Гремина
11. «И здесь мне скучно» / Онегин 2.09
12. Экосез I / оркестр 1.46
13. «Княгиня Гремина, смотрите?» / хор, Онегин, Татьяна, Князь Гремин 1.59
14. Ария Князя Гремина «Любви все возрасты покорны» / Князь Гремин 5.52
21. Сцена и ариозо Онегина, экосез
15. «Итак, пойдем, тебя представлю я!» / Князь Гремин, Татьяна, Онегин 1.15
16. «Ужель та самая Татьяна» / Онегин 2.20
Картина вторая
17. 22. Заключительная сцена /Татьяна, Онегин 13.06

Время звучания: 71.39

Запись 1979 г.
Звукорежиссеры: М. Пахтер

Редактор – Е. Растегаева
Ремастеринг – Н. Радугина
Дизайн – Г. Жуков
Перевод: Н. Кузнецов (англ.), Н. Рындина (франц.)

винил С10 12767-72 (3 пл.)

Фирма «Мелодия» представляет Вашему вниманию запись оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Когда в 1877 г. композитор решился положить на музыку пушкинский «роман в стихах», он делал это с «невероятным увлечением и любовью». До конца жизни «Евгений Онегин» оставался любимым сочинением Чайковского; тем не менее, он всерьез опасался за его сценическую судьбу, учитывая несоответствие оперным канонам своего времени, отсутствие «трескучих эффектов и внешнего блеска». Беспокойство Чайковского не оправдалось – уже более 130 лет опера «Евгений Онегин» не сходит с театральных подмостков, являясь самым репертуарным произведением русской музыки в мире. Многочисленные записи зафиксировали трактовку оперы выдающимися представителями исполнительского искусства разных поколений.
Предлагаемая запись была осуществлена коллективом Большого театра СССР в 1979 г. под руководством дирижера Марка Эрмлера – одного из крупнейших представителей российской дирижерской традиции. Заглавную партию исполняет Юрий Мазурок, чья благородная, сдержанная трактовка Онегина на два с лишним десятилетия стала «визитной карточкой» Большого театра. В роли Ленского выступает наиболее яркий тенор оперной труппы Большого второй половины века Владимир Атлантов. В записи также заняты Тамара Милашкина, Тамара Синявская и Евгений Нестеренко – представители золотого фонда русской вокальной школы.
melodist / 2017-09-14 19:21:53 / Редакция № 2: 2022-10-22 19:23:42
Изображение
буклет
---------
«На прошлой неделе был я как-то у Лавровской. Разговор шел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна… вдруг сказала: “А что бы взять Евгения Онегина?” Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал… Потом … начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и… решился.
Тотчас побежал отыскивать Пушкина… перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина» (из письма П.И. Чайковского брату М.И. Чайковскому, 17 мая 1877 г.).
Так «случайный» разговор Чайковского с приятельницей (певицей Е.А. Лавровской) положил начало созданию оперы, ставшей одним из высших достижений русской музыкальной культуры. Мысль, подсказанная собеседницей, упала на благодатную почву – к этому времени Чайковский достиг подлинной художественной зрелости, проявившейся в таких произведениях, как Первый фортепианный и скрипичный концерты, балет «Лебединое озеро», Третий квартет; одновременно с «Евгением Онегиным» он будет работать над Четвертой симфонией. Уже много лет композитор напряженно «искал себя» в сфере музыкального театра, но ни одна из ранее написанных опер не принесла ему полного удовлетворения.
«Мне нужно, чтобы не было царей, цариц, народных бунтов, битв, маршей – словом, всего того, что составляет атрибут grand opera. Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое…», – в этих строках письма к бывшему ученику С.И. Танееву, по сути, содержится эстетическое «кредо» Чайковского как оперного композитора. Именно таким, давно искомым, сюжетом и предстал ему пушкинский роман в стихах…
Работа над «Евгением Онегиным» совпала с драматической полосой в жизни самого Чайковского (опрометчивая женитьба, вызвавшая острый нервный кризис и спешный отъезд из Москвы). Несмотря на это, сочинение оперы шло невероятно быстро – уже осенью она была готова в эскизах, а в начале февраля 1878 г. в Италии была закончена инструментовка.
Чайковский стремился к максимальному сохранению пушкинского текста (помощь в написании либретто композитору оказал талантливый дилетант, актер Малого театра К. Шиловский, но ввиду взаимных разногласий он попросил снять свое имя с афиши; сегодня большинство исследователей сходятся на том, что большая часть работы над либретто была проделана самим композитором).
Сочиняя «Онегина» «с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам», Чайковский, однако, всерьез беспокоился за сценическую судьбу своего детища ввиду его несоответствия нормам оперного театра того времени: «…Мне кажется, что она осуждена на неуспех и невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска…» Именно потому он снабдил оперу подзаголовком «лирические сцены» и не решился сразу отдать ее на сцену императорских театров, опасаясь, что казенная роскошь и исполнительская рутина погубят хрупкую красоту столь необычного сочинения (первое исполнение состоялось в 1879 г. в здании Малого театра и было осуществлено силами студентов и педагогов Московской консерватории под управлением ее директора Н.Г. Рубинштейна).
Беспокойство Чайковского оказалось напрасным – более 130 лет опера «Евгений Онегин» звучит на оперных подмостках, концертной эстраде и в студиях звукозаписи, являясь одним из самых репертуарных сочинений в России и мире. Высокий ток эмоционального напряжения, возникающий с первых тактов оркестрового вступления, не прерывается вплоть до финальных аккордов последней картины. Тонкие грани психологических состояний, переплетения судеб главных героев (Татьяны, Ленского и Онегина), последовательно раскрывающихся перед слушателем, заставляют полностью забыть о внешней «несценичности» оперы.
Массовые сцены с участием хора и балета являются в ней лишь внешним фоном, оттеняющим монологические и дуэтные сцены, на которые и падает главный драматургический акцент. Каждого персонажа Чайковский наделяет яркой музыкально-портретной характеристикой, которая выражается не «лейтмотивами» в вагнеровском духе, но узнаваемым кругом интонаций.
С момента премьеры в Большом театре (1881) «Евгений Онегин» постоянно находился в репертуаре главной музыкальной сцены России; многочисленные записи сохранили для нас интерпретации оперы Чайковского крупнейшими исполнителями разных эпох. Предлагаемая запись 1979 г. зафиксировала постановку оперы, осуществленную в Большом театре СССР 11 годами ранее режиссером Б.А. Покровским и дебютировавшим в качестве дирижера М.Л. Ростроповичем с участием артистов молодого поколения. С подкупающей искренностью создает образ главной героини
Тамара Милашкина, превращаясь в последних картинах в благородную «царицу бала»; по-новому зазвучала партия Ленского в драматической версии Владимира Атлантова; искренне и глубоко изображали своих героев Тамара Синявская (Ольга) и Евгений Нестеренко (Гремин). Но особого внимания заслуживает трактовка главного героя в исполнении Юрия Мазурока.
Онегин принадлежал к высшим исполнительским достижениям выдающегося певца. Эта партия сопровождала его с первых шагов артистической деятельности (в художественной самодеятельности Львовского политехнического института и на дипломном спектакле Московской консерватории), и более двух десятилетий Онегин Мазурока, исполненный благородной сдержанности и, одновременно, раскрытый во всей противоречивости своего характера, звучал в Большом театре и на других прославленных сценах мира. «Драма одиночества, разрушающего личность… – вот тема, которую Мазурок проводит через весь образ, – читаем мы в одной из первых рецензий на постановку Большого театра. – Перед нами человек, в натуре которого природная чувствительность сочетается с душевной замкнутостью, а внешняя холодность уживается с проявлениями подлинной страсти… Экспрессивный голос Мазурока, эмоциональный звук, чеканная дикция – все это непосредственно передает смену чувств, настроений, течение мыслей героя».
Запись осуществлена под руководством Марка Эрмлера – одного из крупнейших представителей дирижерской традиции Большого театра.
melodist / 2022-10-22 19:17:04 / Редакция № 2: 2022-10-22 19:22:03
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:53:20
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:53:34
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:53:51
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:54:20
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:54:34
Изображение
melodist / 2024-02-10 22:54:46
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка