6 дней
О сайте9 4 | М60 49375 004 1990 |
Большая машина. 1990 год Моно М60 49375 004 Сторона 1. 01 - Бум-Бум-Бум. Boom Boom Boom. (Джон Ли Хукер) 02 - Чего ты хочешь? Baby What Yoy Want Me To Do. (Джимми Рид) 03 - Уезжай отсюдаю Leave This Neighborhood. (Эдди Тейлор) 04 - Я все еще люблю. I Love Her Still. (Пи Ви Крэйтон) 05 - Большая машина. Big Car Blues. (Сэм "Лайтнин" Хопкинс) Сторона 2. 06 - Rokinitus. (Билли Бой Арнольд) 07 - Джелли, Джелли. Jelly, Jelly. (Роскоу Гордон) 08 - Без ботинок. No Shoes. (Джон Ли Хукер) 09 - Блюз для игроков. Blues For Gamblers. (Сонни Терри, Брауни Макги, Биг Джо Уильямс, Сэм "Лайтнин" Хопкинс) 10 - Ты меня поражаешь. You Got Me Dizzy. (Джимми Рид) Джон Ли Хукер (1, 8), Джимми Рид (2, 10), Эдди Тейлор (3), Пи Ви Крэйтон (4), Сэм "Лайтнин" Хопкинс (5), Билли Бой Арнольд (6), Роскоу Гордон (7); Сонни Тэрри, Брауни Макги, Биг Джо Уильямс, Сэм "Лайтнин" Хопкинс (9). Записи: 1956 г. (4, 10); 1957 г. (3, 6); 1959 г. (2); 1960 г. (8); 1961 г. (5, 7, 9); 1962 г. (1). Составитель Д.Ухов. Звукорежиссер Т.Павлова. Редактор Е.Платонов. ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ", 1990 Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1950-х - 1960-х годов. Конверт - Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. 1990 год. Зак. 694. Тираж 6500 |
Четвертый выпуск серии «Мастера блюза» — это сборная пластинка, составленная из записей авторов-исполнителей, которых объединяет не только то, что все они — так или иначе — с Юга США, но и нечто более важное: переселившись в большие города от Чикаго до Лос-Анджелеса из глубокой провинции, все они сохранили память о своем «сельском» прошлом, о «земном» происхождении самой современной негритянской музыки (послушайте, например, «выкрики» в заглавной «Большой машине» — это почти что трудовые припевки, как их называли в России). Лишенное какого-либо эстрадного блеска или ложного пафоса, искреннее и непосредственное, простодушное и, вместе с тем, остроумное, искусство сельских бардов, не растерявшихся в «асфальтовых джунглях должно напоминать не только США (большинство из которых предпочитает сегодня совершенно другую музыку, другие песни), но и всем нам о общечеловеческих проблемах — даже тогда, когда поют, казалось бы, только о себе только от первого лица. На настоящей пластинке поедет только переходный этап от сельского блюза к негритянской городской музыке – ритм-энд-блюзу и соулу, но и несколько региональных стилей блюза — архаичный», близкий фольклору из дельты Миссисипи; виртуозный, приближающийся к джазу из Техаса; наконец, испытавший заметное воздействие фольклора европейского происхождения и музыки «кантри» - из Мемфиса, штат Теннесси. «Большая машина» «Лайтнин» Хопкинса — это не только символ большого города, артистической карьеры, жизненного успеха, не только мечта о несбыточном богатстве, но и — в подтексте — о достоинстве человека, о равноправии, не зависящем от происхождения, цвета кожи, от национальности или гражданства. Как все это актуально сегодня! Сэм «Лайтнин» Хопкинс (1912 —1982) вырос в Техасе, учился играть на гитаре у легендарного слепого музыканта Блайнд Лемон Джефферсона. Его манера игры на гитаре (отсюда и прозвище — «Молния»), легкость и непосредственность в общении с музыкантами и с аудиторией, в свою очередь, оказали влияние даже на Боба Дилана. Хопкинс записывался на пластинки, пожалуй, чаще всех других" исполнителей блюза — в любой обстановке, и даже тогда, когда приходилось импровизировать. Как, например, в компании единственного в истории блюза знаменитого дуэта Сонни Терри и Брауни Макги. К ним присоединился еще один классик «сельского» блюза Биг Джо Уильяме (1903 — 1982), играющий в «Блюзе для игроков» на редкой разновидности гитары — девятиструнной. Для Джона Ли Хукера (р. 1915) — одного из самых эксцентричных из провинциальных бардов, переселившихся на Север, — блюз был не столько формой, сколько ощущением. Записываться на пластинки он начал еще в конце 40-х годов, а в 1950-м песня «Я в настроении» стала шлягером, но следующего успеха с песней «Бум-бум-бум» ему пришлось ждать 11 лет. Хукеру подражали многие рок-музыканты, например, песню «Бум-бум-бум» пела британская группа «Энималз». В 1980 году Хукер снялся в очень популярном музыкальном кинофильме Джона Лэндиса (режиссера видеоклипа «Триллер» с Майклом Джексоном) «Братья Блюз». Джимми Рид (1925 — 1976) проделал тот путь, что и большинство блюзменов с берегов Миссисипи на Север, в городок Гэри, штат Индиана, где он работал в сталелитейном цехе, а уж потом занялся музыкой в соседнем Чикаго. Его характерное, как бы с ленцой, пение и одновременная игра на губной гармонике и гитаре (Рид одним из первых начал пользоваться для этого специальным приспособлением из проволоки которое крепилось на шее исполнителя), произвели впечатление на британские рок-группы начала 60-х от «Тех, Кто» до «Роллинг Стоунз». Рид нередко выступал и со вторым гитаристом — Эдди Тэйлором (1923-1985), аккомпанировавшим также Джону Ли Хукеру и многим другим видным блюзменам. Реже Тэйлор выступал как солист. Хотя Роскоу Гордона (р. 1934) больше знают как пианиста-ансамблиста, он до сих пор нередко выступает и как певец аккомпанируя себе на фортепиано в манере буги-вуги, впрочем, испытавшей влияние латиноамериканской музыки. Интересно, что Гордон начинал свою карьеру в Meмфисе, штат Теннесси, и первоначально записывался на небольшой фирме «Сан» той, которая открыла Элвиса Пресли. Гитарист и певец Пи Ви Крэйтон (1914-1985) вырос в Техасе, но большую часть жизни прожил в Лос-Анджелесе. «Я все еще люблю» — исключение из правил кроме саксофона и фортепиано (что, разумеется, не редкость) в записи слышен вокальный ансамбль. То ли это влияние модных в середине 50-х вокальных трио девочек-подростков, то ли, что тоже не исключено, самой атмосферы Голливуда, столицы кинобизнеса. Родившийся и выросший в Чикаго Би Бой Арнольд (р. 1935) — представитель, теперь уже среднего поколения блюзовых певцов и музыкантов (моложе его и Лютер Эллисон, и Мелвин Тэйлор, и Роберт Крэй). Свою профессиональную карьеру он начал даже не с блюза, а с рок-н-ролла в ансамбле знаменитого певца и гитариста Бо Диддли, но уже в возрасте 22-х лет обратился к классической традиции. Влияние его заметно, между прочим, даже у «Роллинг Стоунз», (сравните, например, его блюз этой пластинке с «Девятнадцатым нервным расстройством» Джеггера — Ричардса). ДМИТРИЙ УХОВ |