16 час.
О сайте18 3 | Д—023181-2 1968 |
Валерия БАРСОВА (сопрано, 1892–1967) Сторона 1: Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844–1908) 1. Ария Снегурочки[/B] («Снегурочка», пролог) 2. Ария царевны Лебедь[/B] («Сказка о царе Салтане», 2 д.) 3. Ария Марфы («Царская невеста», 2 д.) Оркестр Большого театра СССР, дир. В. Небольсин М. ГЛИНКА (1804–1857) 4. Каватина Людмилы[/B] («Руслан и Людмила», 1 д.) Оркестр Большого театра СССР, дир. С. Самосуд М. МУСОРГСКИЙ (1839–1881) 5. Думка Параси[/B] («Сорочинская ярмарка») Н. Миронов - партия ф-но Сторона 2: Русские нар. песни: 6. Над полями да над чистыми 7. Не будите меня молоду 8. Уж ты сад — О. Никитина и В. Городовская (гусли) 9. Зачем сидишь до полуночи — А. Макаров (ф-но) 10. На улице дождь — Н. Миронов (ф-но) 11. Пусти меня, дедушка Украинская нар. песня: 12. Стоiть гора високая Гос. русский нар. хор им. Н. Осипова, дир. Д. Осипов (6, 7, 11, 12) Записи 1946 (8, 11), 1947 (9, 10), 1950 (6, 7) годов |
Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова — одна из блестящих представительниц советской вокальной культуры. Более четверти века она выступала на сцене Большого театра СССР и на концертной эстраде. Ее творчество внесло неоценимый вклад в развитие советского музыкального искусства. Валерия Владимировна родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Еще девочкой начала играть на фортепиано, параллельно с гимназией училась в музыкальной школе. В 1909 году она поступила на фортепианное отделение Московской консерватории, где занималась у профессоров Ярошевского, Кенемана и Островской. Тогда же Валерия Владимировна начала систематические занятия вокалом под руководством своей сестры, в будущем известного вокального педагога, профессора Марии Владимировны Владимировой. Весной 1917 года Валерия Владимировна выступила на сцене театра Зимина в партии Джильды, но дальнейшую ее работу в этой труппе прервала начавшаяся гражданская война. Лишь в 1919 году, уже окончив Московскую консерваторию, Барсова вновь начала петь на сцене — на этот раз в театре-студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Работа в студии под руководством известного режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского явилась для молодой певицы отличной школой. Выступления в таких ответственных оперных Партиях, как Констанца и Сюзанна («Похищение из сераля» и «Свадьба Фигаро» Моцарта], Олимпия, Джульетта и Антония («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Недда («Паяцы» Леонкавалло), миссис Форд («Виндзорские проказницы» Николаи), Розина («Севильский цирюльник» Россини), способствовали развитию вокальной и сценической техники, овладению творческими методами работы над образом. Когда летом 1920 года Барсовой пришлось спеть партию Розины в спектакле Московского театра «Эрмитаж» с участием Шаляпина, Федор Иванович с большим одобрением отозвался о своей молодой партнерше, которая продемонстрировала не только блестящую виртуозность, но и умение создавать характерный сценический образ. Пройдя вокальный курс консерватории в классе знаменитого профессора Умберто Мазетти, Валерия Владимировна, однако, не прерывала и систематических занятий с сестрой. Благодаря такому сочетанию ее пение приобрело ту абсолютную свободу, естественность, которые свойственны мастерам итальянского бель канто, и глубину, осмысленность, задушевную проникновенность, присущие лучшим представителям русской вокальной школы. Большую роль в творческой судьбе Валерии Владимировны сыграла встреча с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Работа под руководством замечательных мастеров русского театра (К. С. Станиславский возглавлял в те годы студию при Большом театре, В. И. Немирович-Данченко — студию Художественного театра, где Барсова спела партию Клеретты в оперетте Лекока «Дочь Анго») стала для артистки высшей школой актерского мастерства. В 1924 году на сцене филиала Большого театра была поставлена опера Россини «Севильский цирюльник», в которой с успехом выступили два молодых певца — Валерия Владимировна Барсова (Розина) и Александр Степанович Пирогов (Дон Базилио). С этого времени Барсова становится одной из самых популярных и любимых в нашей стране оперных певиц. Сергей Яковлевич Лемешев, вспоминая о годах работы в Большом театре, писал: «Естественно, что школой мастерства для меня являлось общение с моими замечательными партнершами по лирическому репертуару. Первой из них, и по хронологии, и по числу спетых вместе спектаклей, была Валерия Владимировна Барсова. Мы часто встречались с Валерией Владимировной в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто», «Снегурочке», «Ромео и Джульетте», «Богеме» (Барсова пела Мюзетту). Барсова владела всем, что необходимо было иметь певице ее ранга,—великолепным по тембру, сильным и звонким голосом полного диапазона, высоким певческим профессионализмом, редкой музыкальностью, ярким сценическим темпераментом. Но главное, что определяло ее как художника своего времени, — это редкое чувство правды, своеобразие индивидуального облика. В свои роли певица вносила столько собственной эмоциональной силы, что все ее образы были объединены яркой характерностью и жизнелюбием. Поэтому ее героини при всей исторической достоверности оказались связанными невидимыми нитями с характерами женщин наших дней. Вспомним ее Людмилу (в постановке 1937 года) — обаятельную, полную юного задора и нежного лиризма в первом акте и такую упорную, непримиримую, волевую в садах Черномора! Или ее Антониду в «Иване Сусанине» (кстати, впервые на советской сцене спетую Барсовой в 1939 году)! Да, вообще, можно ли назвать спектакль Большого театра, в котором была бы партия ее амплуа и в котором бы она не пела! И здесь мне хочется отметить важную черту ее творческого облика, которая имела огромное значение, — редкое, самозабвенное трудолюбие. Когда на премьере 22 июня 1941 года я увидел первый выход Барсовой — Джульетты, то был просто ошеломлен, — как она горела юным энтузиазмом своей героини! Я знал, что за всем этим строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа, и знал также, что моей Джульетте, как и всем нам, нелегко: ведь это был первый день войны... Валерия Владимировна была для всех нас, молодых певцов, ярчайшим примером строгой творческой дисциплины и придирчивого самоконтроля. Ее упорство, настойчивость в работе и поражали и восхищали...» Валерия Владимировна Барсова известна не только как выдающаяся оперная певица. Чрезвычайно разносторонне ее творчество в области камерного исполнительства. Концертные программы певицы охватывали самые различные периоды истории отечественной и мировой вокальной культуры: от старинных итальянских мастеров, немецких и французских классиков до современных зарубежных и советских композиторов. Барсова выступала во многих городах Советского Союза, успешно гастролировала в странах Европы и Азии. Валерия Владимировна Барсова — подлинно советский художник, неразрывно связанный с жизнью нашей страны. Депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва, председатель Совета ЦДРИ и секции музыкального театра ВТО, член жюри многих смотров и конкурсов, профессор Московской консерватории — таковы были сферы государственной, общественной и педагогической деятельности замечательной советской артистки, чье искусство получило поистине всенародное признание. Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова была удостоена высоких правительственных наград — орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, звания лауреата Государственных премий. Г. ПОЛЯНОВСКИЙ |
Вариант обложки Внешторгиздата |