2 дня
О сайте35 1 | Д 011791-2 1963 |
Сторона 1: Двенадцать этюдов, соч. 25 № 1 ля бемоль мажор № 2 фа минор № 3 фа мажор № 4 ля минор № 5 ми минор № 6 соль диез минор № 7 до диез минор № 8 ре бемоль мажор № 9 соль бемоль мажор № 10 си минор Сторона 2: № 11 ля минор № 12 до минор Экспромты № 1 ля бемоль мажор, соч. 29 № 2 фа диез мажор, соч. 36 № 3 соль бемоль мажор, соч. 51 Фантазия-экспромт до диез минор, соч, 66 Григорий Гинзбург – фортепиано. Ленинградский завод граммофонных пластинок "Аккорд" |
Апрелевский завод грампластинок ГОСТ 5289-61. Сторона 2 |
Апрелевский завод грампластинок ГОСТ 5289-68. Сторона 1 |
Ф. ШОПЕН (1810—1849) 12 ЭТЮДОВ, соч. 25 ЭКСПРОМТЫ (3) ФАНТАЗИЯ-ЭКСПРОМТ до диез минор, соч. 66 Вторая тетрадь этюдов («Двенадцать этюдов», соч. 25) создана Шопеном в 1831—1836 гг. Богатство и многогранность художественных образов сочетаются в этюдах с блеском и многообразном фортепианной фактуры, глубина чувства с великолепием фортепианного колорита. Каждый из этюдов, ставя перед исполнителем специфические технические задачи, выдерживаемые, как правило, в течение всей пьесы (например— двойные терции в шестом этюде, двойные сексты в восьмом, октавы в десятом и т. д.), раскрывают определенный художественный образ. Первый этюд (ля бемоль мажор) часто называют «Эоловой арфой». Название это хорошо передает характер этюда с его спокойным, плавным, равномерным движением тихой, широкой мелодии, как бы возникающей из легких, зыбких, «воздушных» волн арпеджированных аккордов. Маленькую лирическую поэму представляет собой второй этюд (фа минор), который, по словам Р. Шумана, «полон такой прелести, так мечтателен и тих, словно пение ребенка во сне». На характерном ритме, вызывающем представление о конской скачке, то приближающейся, то удаляющейся, построен блестящий третий (фа мажорный) этюд. Настроениями тревоги пронизан четвертый (ля минорный) этюд, ставящий перед исполнителем трудную задачу сочетания легчайшего, острого «стаккато» с «легато». В пятом этюде (ми минор) светлый спокойный средний эпизод, с его широкой, плавной мелодией на фонt волнообразных фигураций, контрастирует с крайними — быстрыми, несколько сумеречного колорита. В тихих, монотонных перезвонах двойных терций и грустной мелодии шестого этюда (соль диез минор) некоторые исследователи творчества Шопена видели образ осужденного на изгнание, едущего зимой в неведомую даль по снежной равнине и под неумолчный звон дорожного бубенца думающего свои горькие думы. Лирическими образами рождены седьмой и восьмой этюды второй тетради. Из них более глубоким по содержанию является седьмой (до диез минорный) этюд. Тихая печаль запечатлена в прекрасном, бесконечно льющемся потоке мелодий крайних эпизодов, оттеняемых средним — взволнованным, порывистым. Очаровательны извивы быстрой и капризной мелодии в восьмом этюде (ре бемоль мажор). Полетное движение царит в сверкающем девятом этюде (соль бемоль мажор). Героическими образами вдохновлены три последних этюда второй тетради. Напряженно-драматический характер носят полные стремительного движения и мощи крайние эпизоды десятого этюда (си минор) — эти звуковые лавины октавных унисонов. Резким контрастом служит средний эпизод, задумчивая мелодия которого звучит как воспоминание о прекрасном прошлом. Величественная картина жестокой схватки с темными силами, грандиозной по своим масштабам борьбы развертывается в одиннадцатом (ля минорном) этюде. На фоне бешеного натиска вихревых пассажей слышатся боевые призывы, неумолимая, решительная и торжественная поступь героев-борцов за правое дело. Гневом, отчаянием звучат яростные раскаты арпеджий в двенадцатом (до минорном) этюде, который с полным правом можно назвать, подобно до минорному этюду из первой тетради, «Революционным», повествующим о героической борьбе польского народа за свободу. • • • «Экспромт» («Импровизация») — небольшое инструментальное произведение, обычно лирического характера. Шопеном написано четыре экспромта. Первым (в 1834 году) был создан «Экспромт-фантазия» до диез минор, изданный, по не ясным еще причинам, только после смерти композитора (под опусом 66). «Экспромт-фантазия» построен на контрастных эпизодах: порывисто-стремительным крайним противопоставлена светлая, безмятежно-спокойная лирика среднего, с ее чарующей напевной мелодией. Такая трехчастность строения характерна и для всех остальных шопеновских «Экспромтов». «Экспромт» ля бемоль мажор (сочинен в 1837 г.) весь выдержан в светлых лирических тонах. Изящным, гармонически изысканным, написанным в быстром движении, первому и третьему эпизодам контрастирует лирический монолог среднего. Основой «Экспромта» фа диез мажор (ор. 36, сочинен в 1839 году) служат три темы-мелодии. Первая из них — лирическая, широкая, народного склада; вторая звучит как доносящийся издали светлый, спокойный хор; третья — решительный, ритмически четкий марш, на ней строится средняя часть «Экспромта». Светлыми и поэтическими образами пронизан «Экспромт» соль бемоль мажор (ор. 51, сочинен в 1842 году) — один из чудесных образцов лирики Шопена. К. Сеженский |
ФРИДЕРИК ШОПЕН Великий польский композитор Ф. Шопен родился 22 февраля 1810 года в местечке Желязова Воля близ Варшавы. В доме родителей Шопена часто звучала музыка, и мальчик с детства полюбил ее. С пяти лет он начал учиться игре на фортепьяно, а вскоре и сочинять небольшие пьесы. К этому времени семья Шопена переехала в Варшаву, и Фридерик стал заниматься с пианистом и композитором Войцехом Живным. В 1823 году мальчик поступил в лицей, а в 1826 году в Высшую музыкальную школу. Его учителем был видный польский музыкант, директор школы Юзеф Эльснер. Музыкальное образование Шопен закончил в 1829 году. К этому времени он создал ряд произведений, среди которых вариации на тему оперы «Дон-Жуан» Моцарта, Большая фантазия на польские темы. Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, несколько полонезов и мазурок, песни. Вскоре появляется и Второй фортепьянный концерт. В этих произведениях уже отчетливо проявились черты, характерные для творчества композитора и в дальнейшем: преимущественно обращение к жанрам фортепьянной музыки, а главное — пристальное внимание к польскому народному творчеству, использование интонаций, а также танцевальных жанров, характерных для родного фольклора. В 1830 году Шопен уехал за границу, а вскоре в Польше началось национально-освободительное движение. Композитор рвался вернуться на родину, чтобы принять участие в восстании, но отец и друзья доказали ему, что долг композитора — не рисковать жизнью, а служить отечеству своим искусством. После недолгого пребывания в Вене, а затем Берлине Шопен поселился в Париже. 17 октября 1849 года он умер. Несмотря на то что Шопен долгое время жил вдали от родины, все его творчество глубоко национально. Великий русский музыкант Антон Рубинштейн говорил, что творчество Шопена — это «эолова арфа польского восстания». Шуман называл мазурки Шопена «пушками. спрятанными в цветах». В полонезах, торжественно-триумфальных или трагических, он отразил героическое прошлое Польши, независимой и могущественной, передал страдания родной земли. Мазурки Шопена — очаровательные картинки, «образки», как он сам их называл, рисующие то польскую деревню и народные праздники, то шляхетские балы; это — миниатюрные лирические поэмы, в которых истинно народный художник передает свою грусть и тоску по родине. Значительное место в фортепьянной литературе занимают 2 тетради этюдов Шопена, которые являются глубоко художественными произведениями, воплощающими разнообразные настроения, картины, явления жизни (достаточно вспомнить «Революционный» этюд № 12). Одним из первых композиторов обратился Шопен к жанру ноктюрна («ночной песни»), создав в нем замечательные образцы глубокой лирики, большое внимание уделял он вальсу. Вальсы Шопена — это пьесы, рисующие картины бала, передающие увлекательный полет танца. Композитор называет их «блестящими». Есть и вальсы, близкие по настроению мазуркам-поэмам, полные задумчивости, печали. Впервые как самостоятельные пьесы в творчестве Шопена появляются скерцо — крупные концертные произведения с яркими, контрастными образами, драматическими и лирическими. Со скерцо Шопена во многом сходны его баллады. В балладах драматические моменты жизни, контрастные образы и настроения передаются взволнованно-напряженным повествованием. Еще один фортепьянный жанр, созданный композитором, — прелюдии. Бывшие раньше частью цикла (например. «Прелюдия и фуга»), у Шопена — это самостоятельные пьесы-миниатюры, отражающие самые разнообразные картины жизни, — от веселого грациозного танца (Прелюдия № 7) до траурного шествия (№ 20). К крупным произведениям раннего периода наряду с концертами относятся сонаты Шопена. Среди них Вторая соната си-бемоль минор — одно из гениальнейших произведений композитора, глубоко трагическое. выражающее острейшие противоречия жизни. Композитор умер на чужбине, но его сердце, сердце музыканта, прославившего свою родину, похоронено в Варшаве. Шопен — гордость польского народа и всего прогрессивного человечества. Его произведения звучат во всем мире, волнуют сердца миллионов людей. |