2 дня
О сайте2 | MEL CO 1182 2022, дата записи: 2022 |
Йозеф Гайдн Концерт для трубы с оркестром Ми-бемоль мажор (1796), HOB VIIE: 1 1 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.29 2 II. Andante cantabile . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.24 3 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.32 Иоганн Непомук Гуммель Концерт для трубы с оркестром Ми-бемоль мажор (1803), S 49 4 I. Allegro con spirito . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.57 5 II. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.42 6 III. Rondo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.49 Иоганн Баптист Георг Неруда Концерт для трубы с оркестром Ми-бемоль мажор (каденции Владислава Лаврика) 7 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.02 8 II. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.09 9 III. Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.30 Готфрид Генрих Штёльцель Концерт для гобоя, струнных и континуо Ре мажор, Hauh 5.3 (переложение для трубы Мишеля Рондо) 10 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.47 11 II. Grave . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.12 12 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.42 Общее время: 56.20 Владислав Лаврик, труба Тульский филармонический симфонический оркестр Дирижер — Владислав Лаврик Звукорежиссер — Михаил Спасский Запись 2022 года. |
Альбом представляет совместный проект Тульского филармонического симфонического оркестра и известного российского музыканта Владислава Лаврика, который выступает в двух амплуа — как солист и дирижер. Он объясняет свою позицию так: «Для меня это, с одной стороны, возможность подготовить оркестр максимально приближенно к тому звучанию, которое я хочу услышать, с другой — довольно сложная и ответственная система взаимодействия с музыкантами во время исполнения. Сочинения, которые я исполняю в этом альбоме, были написаны во времена, когда такой профессии, как дирижер, не существовало. Композиторы сами руководили исполнением своих опусов, сидя за клавесином или играя на скрипке». Действительно, программа представляет концерты для трубы с оркестром, написанные в разные этапы эпохи классицизма. Выбор репрезентирует не только репертуар, но и личность Владислава Лаврика — по первой профессии трубача, посвятившего этому непростому инструменту свою жизнь. «Я вырос в музыкальной семье, где оба родителя — музыканты, — рассказывает Владислав, — и был погружен в музыку. И буквально с первых лет начал петь, в пять лет мама посадила меня за фортепиано, в девять — отец дал мне трубу, а в 29 лет я начал дирижировать. С детства любил выступать на сцене, пел песни с папиным ансамблем, выступал как пианист, потом уже как трубач и дирижер». Альбом открывает знаменитый Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна (1732–1809). Венский классик сочинил его в 1796 году, будучи на вершине славы, создав более ста симфоний, десятки фортепианных сонат, квартетов, оперы. Склонил его к этому эксперименту венский музыкант Антон Вейдингер (1767–1852), попытавшийся сконструировать трубу с более широкими техническими возможностями. Поэтому Концерт Гайдна представляет интерес для современных трубачей, как приближенный по своим задачам уже к современным «вентильным» инструментам, способным к сложным, с хроматикой, пассажам и развитой кантилене. Тот же Антон Вейдингер «соблазнил» и виртуоза, модного венского пианиста Иоганна Непомука Гуммеля (1778–1837) написать Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1803). И по признанию Владислава Лаврика, именно творение Гуммеля является для него самым красивым из всех, особенно его вторая часть: «Наверное, именно его я больше всего исполнял за свою концертную жизнь. Очень хорошо помню свое первое выступление с этим концертом в Большом зале Московской консерватории, где я участвовал в фестивале “Crescendo” Дениса Мацуева с Большим симфоническим оркестром. Для меня это было особое и незабываемое выступление!» Если имена первых двух авторов на слуху, то два следующих известны, скорее, в среде профессионалов, что не умаляет достоинств и качества музыки. Иоганн Баптист Георг (Ян Кржтитель Иржи) Неруда (1708–1780) — чех по рождению, но добившийся признания в Германии, став концертмейстером Дрезденского придворного оркестра. Он автор 18 симфоний, 14 инструментальных концертов, сонат, духовной музыки, комической оперы. Концерт для трубы и струнного оркестра ми-бемоль мажор (ок. 1740) был изначально написан для старинной натуральной валторны (corno da caccia): такой инструмент уже давно вышел из повседневной практики, а вот версия концерта для трубы с оркестром пользуется популярностью среди духовиков. В нем царит галантный стиль, танцевальные ритмы, безоблачный мажор, усиленный лучезарным тембром инструмента. Современник И. С. Баха, немецкий композитор Готфрид Генрих Штёльцель (1690–1749) и вовсе предназначал свой ре-мажорный концерт для гобоя, струнных и бассо континуо. Судьба его партитур подтверждает мысль о том, что «рукописи не горят». После смерти автора ноты пролежали в архиве Берлинской государственной библиотеки два века и только в середине XX столетия их издали, а еще позднее знаменитый французский трубач Морис Андре в 1972 году сделал переложение гобойного концерта для трубы, дав произведению новую жизнь. В альбоме запечатлена интерпретация четырех концертов для трубы с оркестром, в которой Владислав Лаврик, совмещая функции солиста и дирижера, добивается максимальной целостности и стилистической достоверности. «Я всегда представлял, что дирижирование оркестром это что-то очень недоступное, слишком ответственное для меня мероприятие, и до весьма зрелого возраста не чувствовал в себе необходимой уверенности. Но в определенный момент, наблюдая работу абсолютно разных дирижеров (некоторые из них вдохновляли, с хорошей стороны поражали меня, а другие, наоборот, заставляли сомневаться в необходимости их нахождения за пультом), я ощутил стремление заняться дирижированием, пришло понимание, что мне есть, что выразить с помощью такого музыкального инструмента, как оркестр, — поясняет Владислав Лаврик. — Количество музыки для оркестра, дошедшее до нас, подтолкнуло меня обратиться к дирижированию. Будучи потомственным дирижером, я с большим интересом исследую необъятный музыкальный материал, написанный ранее или создающийся в наше время». Евгения Кривицкая Владислав Лаврик — одаренный музыкант, сочетающий в себе незаурядные таланты исполнителя и дирижера. Он по праву считается одним из лучших трубачей России и молодых симфонических дирижеров; в 2009 году он дебютировал с Российским национальным оркестром. Владислав Лаврик — лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года за вклад в развитие традиций и популяризацию духового искусства. В 2017 году Владислав Лаврик стал основателем и художественным руководителем и главным дирижером Тульского филармонического симфонического оркестра. С 2016 по 2019 годы он также был главным дирижером Камерного оркестра Оренбургской филармонии. После окончания второго курса Московской консерватории в 1999 году Лаврик был приглашен в Российский национальный оркестр, где занял место концертмейстера группы труб. Среди его педагогов были Анатолий Паутов, Тимофей Докшицер, Вениамин Марголин, Барбара Батлер, Чарльз Гайер. Владислав Лаврик получил второе высшее образование по классу оперно-симфонического дирижирования под руководством Владимира Федосеева, участвовал в мастер-классах Владимира Юровского, Марка Элдера, Теодора Курентзиса, Александра Ведерникова, Кента Нагано, Хории Андрееску, Марка Стрингера, Пааво Ярви, Неэме Ярви (Летняя академия Ярви в Эстонии, 2015). Как трубач Владислав является победителем многих российских и международных конкурсов: Конкурса трубачей имени Т. Докшицера, Международного конкурса «Классическое наследие», Московского международного конкурса трубачей. Он выступал на различных музыкальных фестивалях, таких как «Европалия» (Бельгия), Festival de Sole (США), Beethoven Festival (США), WCU Trumpet Festival (США), Crescendo, «Звезды на Байкале», Bermuda Festival. Владислав Лаврик солировал на лучших сценах мира: в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, концертном зале Мариинского театра, Консертгебау (Амстердам), Зале Плейель (Париж), Театре Линкольна (Напа), Городском театре Рио-де-Жанейро, Дворце изящных искусств (Брюссель). Он концертировал во Франции, Италии, Германии, Голландии, Англии, США, Канаде, Бразилии, Уругвае, ОАЭ, Северной и Южной Корее и других. В качестве дирижера Владислав Лаврик работал с ведущими оркестрами России: Российским национальным оркестром, ГАСО имени Е. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, камерным оркестром Musica viva, Государственным камерным оркестром Самарской филармонии, симфоническим оркестром республики Удмуртия и другими. Выступал с такими артистами, как Михаил Плетнёв, Екатерина Мечетина, Вадим Руденко, Борис Фрумкин, Александр Олешко, Мария Голубкина, Михаил Ефремов, Анна Ардова, Аркадий Шилклопер. В одном из своих концертов Теодор Курентзис доверил ему дирижировать сочинением американского композитора Чарльза Айвза. Владислав дирижировал на музыкальных фестивалях Beethoven Festival (США), «Возвращение», Brass Days, Большой фестиваль РНО, международном музыкальном проекте «Российские музы миру». По приглашению Кента Нагано Владислав Лаврик участвовал в подготовке концерта Монреальского симфонического оркестра в 2014 году. В июле 2015 года с большим успехом прошли гастроли Российского национального оркестра под управлением Владислава в Южной Корее, Китае и Японии, где в качестве солиста выступал Михаил Плетнёв. Помимо концертных выступлений с Российским национальным оркестром, Владислав исполняет обязанности дирижера-ассистента в этом коллективе. Владислав Лаврик также проявляет способности талантливого организатора, являясь основателем и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля медного духового искусства Brass Days, на котором выступали такие звезды, как Николай Луганский, Александр Князев, Борис Березовский, Игорь Бутман, Крис Брубек, Аркадий Шилклопер, Сергей Накаряков, Анатолий Кролл, Дмитрий Лисс и многие другие. Как члена жюри Владислава Лаврика часто приглашают на международные конкурсы в России и за рубежом. С 2011 по 2019 годы он представлял Россию в составе директоров Международной гильдии трубачей (International Trumpet Guild). С 2008 года Владислав Лаврик преподает в Московской консерватории, а также является артистом фирмы Yamaha в России. Артист активно проводит мастер-классы по всему миру, участвует в музыкальных проектах для детей, а также для детей-инвалидов. С программой «Музыкальная терапия» в 2011–2012 годах он посещал детские дома и школы в России и США. Тульский филармонический симфонический оркестр (ТФСО) — один из самых молодых симфонических коллективов России, созданный в 2017 году при поддержке правительства Тульской области, губернатора Алексея Дюмина и министра культуры региона Татьяны Рыбкиной. О собственном симфоническом оркестре в Тульской филармонии мечтали давно, тем более что когда-то такой коллектив здесь был. Организованный за несколько лет до Великой Отечественной войны, он просуществовал до 1950‑х годов. Решение о возрождении Тульского филармонического симфонического оркестра было принято в рамках Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации (2015), в Тульской области в свою очередь была разработана Концепция развития академического исполнительства в регионе, и создание симфонического оркестра стало одним из ее центральных положений. Тульский филармонический симфонический оркестр ярко заявил о себе с первых лет существования, выступая не только в филармонических программах и на концертных площадках Тулы, но и на главных сценах страны. В его творческом активе участие в различных фестивалях, среди которых Brass Days, «Запечатленный ангел», «Кремлевская опера», «Летний вальс», «Зимние грезы» (юношеская секция) и других. В творческом содружестве с оркестром выступали Денис Мацуев, Игорь Бутман, Александр Князев, Андрей Иванов, Михаил Иванов, Гайк Казазян, Дмитрий Шишкин, Вадим Холоденко, Виталий Серебряков, Максим Аниськин, Айлен Притчин, Владислав Лаврик, Владислав Белоусов, Яна Белоусова и др. Оркестр регулярно участвует в абонементных циклах, специальных событиях и акциях филармонии, в программах для юных слушателей Тульской области «Филармония — детям». Наряду с традиционными для симфонического коллектива программами академической музыки оркестр исполнял джаз с Игорем Бутманом и его Квинтетом, выступал с симфоджазом братьев Ивановых. Репертуар Тульского филармонического симфонического оркестра постоянно обогащается сочинениями русской и зарубежной классики и произведениями современных авторов. Жанровый и стилистический диапазон оркестра обладает неограниченной широтой — от музыки Вивальди, Баха и Моцарта до Уэббера. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА: МАРИНА БЕЗРУКОВА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР: ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ ДИЗАЙН: ГРИГОРИЙ ЖУКОВ КОРРЕКТОРЫ: МАРГАРИТА КРУГЛОВА, ОЛЬГА ПАРАНИЧЕВА ПЕРЕВОД: НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ФОТО: НАДЕЖДА НЕМЦЕВА, ПАВЕЛ ЧЕСАЛИН ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, АЛЛА КОСТРЮКОВА |