6 час.
О сайте2 | MEL CD 10 02558 2018, дата записи: 1907-1932 |
Леонид Малашкин 1 «О, если б мог выразить в звуке» (сл. Г. Лишина) . . . . . . . . . . 2.22 Пётр Чайковский 2 «Благословляю вас, леса» (сл. А. Толстого) . . . . . . . . . . . . . . 3.01 Михаил Глинка 3 «Сомнение» (сл. Н. Кукольника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.33 Федор Кёнеман 4 «Как король шел на войну», соч. 7 № 6 (сл. М. Конопницкой) . . 3.51 Флориан Герман 5 «Очи черные» (сл. Е. Гребёнки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.23 Русские народные песни 6 «Дубинушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.25 7 «Ноченька» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.57 8 «Вниз по матушке по Волге» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.22 9 «Вдоль по Питерской» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.57 Александр Гречанинов 10 Сугубая ектения из Демественной литургии, соч. 79 . . . . . . . . 3.47 Михаил Глинка 11 Ария Сусанина (из IV действия оперы «Иван Сусанин») . . . . . . 4.32 Александр Бородин 12 Песня Галицкого (из I действия оперы «Князь Игорь») . . . . . . . 3.25 Николай Римский-Корсаков 13 Песня варяжского гостя (из 4 картины оперы «Садко») . . . . . . 3.31 Модест Мусоргский 14 Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» (из II действия оперы «Борис Годунов») . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.02 15 Сцена Бориса «Уф, тяжело! Дай дух переведу» (из II действия оперы «Борис Годунов») . . . . . . . . . . . . . . . 4.02 Шарль Гуно 16 Куплеты Мефистофеля (из I действия оперы «Фауст») . . . . . . . 3.30 Жюль Массне 17 Элегия (сл. Л. Галле в переводе А. Сантагано-Горчаковой) . . . . . 4.09 Общее время: 64.02 Фёдор Шаляпин, бас Записи: 1921 (1), 1923 (2), 1931 (3, 14, 15, 17), 1907 (4, 5), 1927 (6), 1930 (7, 16), 1932 (8, 10), 1929 (9) , 1908 (11), 1911 (12), 1913 (13) гг. Ремастеринг – М. Пилипов. Редактор — Н. Сторчак. Дизайн — И. Крюков |
В 2018 году исполняется 145 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина и 80 лет со дня его смерти. Уроженец Казани, сын вятского крестьянина, Фёдор Шаляпин начал свою карьеру в качестве певца церковного хора. Любовь к пению, захватившая его, породила мечту стать профессиональным артистом. Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова. В марте 1890 года состоялось его первое сольное выступление в партии Зарецкого в опере «Евгений Онегин» (постановка Казанского общества любителей сценического искусства). В том же году Шаляпин стал участником гастрольной труппы антрепренера С.Я. Семёнова-Самарского, весной 1891 года – малороссийской труппы Г.И. Деркача, позже – гастрольной оперной труппы Р. Ключарёва (1892 г.). Огромную роль в артистической судьбе Шаляпина сыграл Дмитрий Андреевич Усатов. В прошлом певец Большого театра, Усатов не только бесплатно занимался с молодым артистом (в 1892–1894 гг. в Тифлисе), но и поддерживал его материально. В 1894 году Шаляпин переехал в Москву, затем – в Санкт-Петербург, где пел в составе оперной труппы М.В. Лентовского в «Аркадии», а затем в петербургском Панаевском театре. В 1895 году (в 22 года!) он стал артистом императорского Мариинского театра. Известный меценат С.И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, уговорил Шаляпина перейти в его труппу. Несколько лет работы в Русской частной опере Мамонтова, известной своими новаторскими постановками и свободой в поисках выразительных средств, позволили развернуться сценическому таланту Шаляпина и послужили его феноменальному творческому росту. Следующей крупной вехой в жизни Шаляпина стала работа в Императорской русской опере (Большой театр), а после Октябрьской революции – в Мариинском оперном театре в должности художественного руководителя. В 1922 году Шаляпин эмигрировал, уехав из России на продолжительные гастроли (в частности, в США, где его американским импресарио был Сол Юрок). В этот период им было записано свыше 50 пластинок преимущественно с русской музыкой. Шаляпин скончался в Париже в 1938 году и был похоронен на кладбище Батиньоль. В 1984 году его прах был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище. Шаляпин вошел в плеяду легендарных певцов, прежде всего, как оперный артист. Играя на оперной сцене, он превращался в скульптора, мастерски вылепливая из поэтического произведения и собственного воображения образы персонажей. Но при этом Шаляпин всегда стремился создать реальные образы своих оперных героев. Его Мефистофель объясняет загадку человека, в душе которого борются светлые и темные силы добродетели и порока. Его Борис Годунов заставляет публику сопереживать и плакать, этот образ получил всеобщее признание, был оживлен талантом Шаляпина и его концепцией оперного реализма. Каждую оперную роль, будь то Сусанин, Мельник или Варяжский гость, Шаляпин приблизил к своему времени, в каждый образ он вдохнул свою живую душу. С детства приобщенный к пению Шаляпин через всю жизнь пронес любовь к русской народной песне, согревающей и душу, и сердце, к церковному пению, соединяющему радость и печаль в жизни русского человека. И исполняя любую песню или романс, он не только наполнял пение чувством максимальной выразительности, но и пробуждал в слушателях образы и чувства из реальной жизни, раскрывающиеся через фантазию и мечту поэта. Фёдор Иванович Шаляпин стал мировой знаменитостью. Необыкновенное везение для маленького курорта Кисловодска заключается в том, что Шаляпин посетил его пять раз, выступая с концертами, спектаклями, а также находясь на лечении и отдыхе. В наше время традиции творческого гения Шаляпина несет коллектив литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина», единственного музея имени великого баса на юге России. В 2018 году музей «Дача Шаляпина» празднует 30-летний юбилей. Ежегодно в Кисловодске в течение 28 лет под эгидой коллектива сотрудников музея проходят «Шаляпинские сезоны», собирающие звезд оперной сцены – солистов оперных театров России и зарубежья. Искусство, созданное Фёдором Шаляпиным, неповторимо. Прослушав его записи, невозможно представить себе иную трактовку исполненных им сочинений, настолько убедительно его искусство, отточенное постоянным внутренним трудом мысли. «Когда я пою, воплощаемый образ предо мною всегда на смотру… Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один… На сцене два Шаляпина» (Ф. Шаляпин «Маска и душа»). |