2 дня
О сайте2 | MEL CO 1064 2022, дата записи: 25.01.1973 |
Игорь Стравинский «Петрушка», русские потешные сцены в четырех картинах (редакция 1947 г.) Картина 1 1 Народные гуляния на Масленой. Фокус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.28 2 Русская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.21 Картина 2 3 У Петрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.20 Картина 3 4 У Арапа. Танец балерины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.44 5 Вальс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.04 Картина 4 6 Народные гуляния (под вечер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.53 7 Танец кормилиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 8 Мужик играет на дудке, медведь ходит на задних лапах . . . . . . . . . . . . . 1.19 9 Цыгане и купец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.06 10 Танец кучеров и конюхов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.04 11 Ряженые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 12 Потасовка Петрушки и Арапа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.42 13 Смерть Петрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.54 14 Полиция и Фокусник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.21 15 Явление призрака Петрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.06 Общее время: 34.27 Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижер – Юрий Темирканов Запись с концерта из Большого зала Московской консерватории 25 января 1973 г. Звукорежиссер – Пётр Кондрашин РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ПОЛИНА ДОБРЫШКИНА ДИЗАЙН – АННА КИМ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, АЛЛА КОСТРЮКОВА |
«…Первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки. …Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова – всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку… Быстро расставляются ситцевые пестрые ширмы, “музыкант” кладет свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад… И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами…» Так описывал свои первые «встречи» с Петрушкой истый петербуржец, будущий соратник Стравинского – Александр Бенуа. Трудно представить себе, что замысел самого популярного произведения Стравинского возник совершенно случайно. В качестве «отдыха» между двумя большими работами (балетами «Жар-птица» и «Весна священная») композитор, по собственному признанию, «развлекался» концертной пьесой для фортепиано с оркестром, довольно необычной по замыслу. «Когда я сочинял эту музыку, – писал Стравинский в «Хронике моей жизни», – перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: “Петрушка!” Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!». Услышав эту музыку, Дягилев загорелся новой идеей и убедил автора сделать из небольшой пьесы полноценный балет. «Петрушка» рождался совместными усилиями Игоря Стравинского, Александра Бенуа, Льва Бакста и хореографа Михаила Фокина. Гениальный образ главного героя создал танцовщик Вацлав Нижинский – его Петрушка навсегда вошел в историю танца и стал неотделим от трагической судьбы самого исполнителя. Премьера балета на сцене театра «Шатле» превратилась в главное событие «Русских сезонов в Париже» 1911 года и во многом изменила представление парижской художественной богемы о русской культуре. Музыку балета оркестранты поначалу встретили дружным смехом – дирижеру Пьеру Монте пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить музыкантов в «серьезности» намерений Стравинского. Непривычной даже для Парижа была откровенная «уличность» партитуры, вызывающая банальность материала – городского, цыганского и «шарманочного» фольклора, на базе которого выстраивается балетно-симфоническое действо. Еще более неоднозначно восприняли балет в России, где он был поставлен десятилетие спустя. У музыкантов школы Римского-Корсакова «Петрушка» вызвал резкое отторжение – Стравинского обвиняли в измене заветам учителя! Тем резче воспринимается «кукольная драма» главного героя, разворачивающаяся на фоне масленичного разгула толпы – для нее композитор приберег совсем другие краски. Изломанные линии фортепианных арпеджио, политональность, угловатая меланхолия мелодических фраз – мы слышим страдания тонко чувствующей души, запертой в тесную каморку ярмарочного балагана и в оболочку марионетки. Сочный реализм, гротеск и лирико-драматическая экспрессивность переплетаются здесь непостижимым образом. А финал балета, когда после трогательной смерти Петрушки его призрак насмешливо показывает Фокуснику и всей публике «нос», остается неразрешенной загадкой… не радость ли это обретения желанной свободы? Или насмешка над зрителем, не умеющим отличать подлинные чувства от «кукольных»? Уже в первые годы после создания музыка «Петрушки» подтвердила свою жизнеспособность в качестве концертного сочинения. В 1947 году Стравинский вернулся к партитуре, инструментовав ее для более традиционного состава оркестра; в этой редакции она звучит и в настоящей записи. Краткое содержание балета (по сценарию Александра Бенуа) Санкт-Петербург, Адмиралтейская площадь. Во время масленичного гуляния старый фокусник показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих танец среди изумленной толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка. Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, отрезанность от прочего мира, уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и как будто находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его. Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного, являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей наконец удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон. Веселье на площади достигает апогея. Подгулявший купчик, окруженный толпой цыганок, бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в дикий пляс. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника; к его ужасу, над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение. «Миссия искусства… – держать человека в человеческом облике. Чтобы не озверел, не одичал… Без искусства человечество не двигалось бы вообще никуда». Сегодня слова Юрия Темирканова актуальны как никогда. О его дирижерском искусстве заговорили во второй половине 1960‑х годов, когда Кирилл Кондрашин пригласил победителя II Всесоюзного дирижерского конкурса присоединиться к гастрольному туру симфонического оркестра Московской филармонии в США. Как писала Надежда Маркарян, «… молодой Юрий Темирканов вихрем ворвался в музыкальное пространство… Искренний, интеллектуальный, обладающий своеобразным музыкальным мышлением и каллиграфической дирижерской техникой, Темирканов заставил говорить о себе весь мир». После смерти Евгения Мравинского музыканты Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии выбрали Темирканова главным дирижером. Но свой путь дирижера-симфониста он начал со «вторым» филармоническим коллективом Ленинграда – Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с которым достиг первых ярких успехов и в котором, по собственному признанию, «вырос» в настоящего дирижера. Среди студийных записей, осуществленных Темиркановым с ленинградским оркестром, выделяется запись музыки балета «Петрушка», осуществленная в 1975 году. Двумя годами ранее оркестр под его управлением исполнил партитуру Стравинского на гастролях в Москве. Живую запись этого концерта, почти полвека пролежавшую на архивной полке, «Мелодия» предлагает вашему вниманию. Борис Мукосей |