2 дня
О сайте2 | MEL CO 1038 1987, дата записи: 7 мая 1986 |
Диск 1 Иоганн Себастьян Бах Английская сюита № 3 соль минор, BWV 808 1 I. Prelude . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.02 2 II. Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 2.54 3 III. Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . 1.28 4 IV. Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4.48 5 V. Gavotte I, Gavotte II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.55 6 VI. Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . 1.59 Дмитрий Шостакович 7 Прелюдия и фуга ля минор, соч. 87 № 2 . . . . . . . . . . . . . 2.19 Александр Скрябин Этюды, соч. 8 8 № 2 фа-диез минор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.51 9 № 4 Си мажор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.32 10 № 7 си-бемоль минор . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.48 11 № 11 си-бемоль минор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.42 12 № 12 ре-диез минор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.22 Сергей Рахманинов 13 Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.25 14 Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 33 № 5 . . . . . . . . . . . . . . . 1.52 Общее время: 40.02 винил С10 25787 002 Диск 2 Людвиг ван Бетховен Соната для фортепиано № 7 Ре мажор, соч. 10 № 3 1 I. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.22 2 II. Largo e mesto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9.25 3 III. Menuetto. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.26 4 IV. Rondo. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.55 Роберт Шуман 5 Вариации на тему ABEGG, соч. 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 8.02 6 Интермеццо из «Венского карнавала», соч. 26 № 4 . . . . . . . . . . . . 2.13 Фредерик Шопен Три мазурки, соч. 50 7 № 1 Соль мажор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.10 8 № 2 Ля-бемоль мажор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.08 9 № 3 до-диез минор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.29 Общее время: 43.24 Николай Луганский, фортепиано Запись с концерта из Рахманиновского зала Московской государственной консерватории 7 мая 1986 г. Звукорежиссер – Л. Литвинова винил С10 25789 007 |
Не все выдающиеся музыканты привлекают внимание с первых шагов исполнительской деятельности. Так и первый сольный концерт Николая Луганского не стал «сенсацией», не получил подробных откликов в прессе. Могли ли предположить немногочисленные слушатели, пришедшие в тот майский вечер 1986 года в «Новый» зал Московской консерватории («Рахманиновским» его назовут в конце того же года), чтобы послушать игру 14‑летнего ученика Центральной музыкальной школы, что семь лет спустя это имя станет главным событием конкурса имени Чайковского? Что через полтора десятилетия его будет знать весь мир? Что авторитетные критики и музыканты назовут Луганского крупнейшим представителем русской фортепианной школы, будут сравнивать его с Рихтером и Рахманиновым? Что его концерты будет заполнять публика самых разных поколений, взглядов, стилевых пристрастий – от консерваторской профессуры до далеких от музыки людей? Год спустя запись концерта вышла на двух пластинках «Мелодии» небольшим тиражом (еще через два года была опубликована запись концерта из Большого зала Московской консерватории 6 февраля 1986 года, в котором Луганский участвовал в исполнении тройного фортепианного концерта Моцарта вместе с Татьяной Николаевой и Элисо Вирсаладзе). Сохранившаяся фонограмма позволяет вернуться на 35 лет назад, чтобы признать – уже тогда игра Николая Луганского представляла собой глубоко неординарное явление на фоне яркой и насыщенной музыкальной жизни Москвы конца 1980‑х. В семье Луганского не было профессиональных музыкантов. Первым учителем Николая был сосед по даче, в прошлом ученик К. Н. Игумнова Сергей Ипатов; затем его отвели к преподавателю Детской музыкальной школы имени А. Островского Марии Александровне Шариковой. Поворотным моментом в судьбе будущего пианиста стало прослушивание в ЦМШ при Московской консерватории – главной «кузнице юных музыкантов» СССР. Его взяла в свой класс Татьяна Евгеньевна Кестнер. Более полувека она отдала фортепианной педагогике в Центральной музыкальной школе (ее класс заканчивали Н. Петров, А. Гаврилов, Е. Могилевский и многие другие знаменитые артисты и педагоги). Сам Луганский вспоминает о ней как о «замечательном педагоге и человеке, целиком посвятившем себя музыке и детям. Татьяна Евгеньевна не заставляла, не подталкивала, а незаметно подводила к тому, что все ее задания было приятно выполнять, и они получались как бы сами собой». Уже в школьные годы Николай знал наизусть все фортепианные сонаты Бетховена, при этом играл в футбол, серьезно увлекался шахматами; на всю жизнь сохранил любовь к русской литературе – любимыми писателями и сегодня остаются Пушкин и Чехов. Татьяна Евгеньевна сама отвела своего ученика к Татьяне Николаевой, которая стала его второй наставницей с 1985 года, после смерти Кестнер. Выдающаяся представительница фортепианной школы А. Б. Гольденвейзера, активно концертирующая пианистка, Татьяна Николаева всегда находила время для учеников. «Татьяна Петровна Николаева не мыслила своей жизни вне музыки, – говорит Луганский в одном из интервью. – …Она учила не только фортепианной профессии, но и отношению к музыке как к явлению жизни, высокому и прекрасному». Подлинной школой мастерства были и концертные выступления Николаевой – исполнительские циклы клавирной музыки Баха, сонат Бетховена, прелюдий и фуг Шостаковича; как и концерты Святослава Рихтера, записи Эмиля Гилельса, Марии Гринберг и Беллы Давидович, они составляли фундамент, на котором формировался его собственный исполнительский стиль. Программа концерта на представленной записи весьма разнообразна. Первые номера отражали репертуарные предпочтения учителя. За третьей Английской сюитой Баха (прозвучавшей стилистически безупречно, но, пожалуй, с излишней академической сдержанностью) следует вторая (ля минор) прелюдия и фуга из полифонического цикла Шостаковича; его музыка не близка индивидуальности артиста, быть может, потому он «романтизирует» стремительную, токкатную по характеру прелюдию облегченным звучанием и едва заметным rubato. Гораздо более свободно юный Луганский ощущает себя в следующем программном «блоке» – русской музыке начала ХХ столетия. Из четырех этюдов Скрябина из соч. 8 выделяется неожиданная (но близкая авторской!) лирико-исповедальная трактовка знаменитого ре-диез минорного этюда; в этюдах-картинах Рахманинова («Море и чайки», соч. 39 № 2 и «Метель», соч. 33 № 5) безошибочно схвачено предельное внутреннее напряжение музыки, скрывающей за внешней пейзажностью трагическую глубину. Рахманинова, Бетховена и Шопена он позже назовет своими любимыми авторами, но именно с музыкой Рахманинова, по единодушному мнению публики и критики, будут связаны самые яркие исполнительские достижения артиста. Исполненная в начале второго отделения Седьмая соната Бетховена стала кульминацией концертной программы. Неудивительно, что 14‑летний пианист отдает предпочтение могучей силе первого Presto, концертному блеску его октавных пассажей, невольно отодвигая в тень мрачный трагизм Largo e mesto; бетховенский цикл звучит у Луганского удивительно цельно, демонстрируя все бóльшую исполнительскую свободу и увлеченность артиста, по мере музицирования обретающего вдохновение подлинного Музыканта. По-шумановски калейдоскопичное финальное рондо сонаты органично подводит к заключительному «романтическому» блоку. Если в ранних, редко звучащих на концертной сцене «Вариациях на тему ABEGG» «лирический герой» 20‑летнего Шумана предстает перед нами в наивной одухотворенности светлых грез, то в кратком «Интермеццо» – самом ярком фрагменте из «Венского карнавала» – Луганский раскрывает подлинный флорестановский дух создателя «Крейслерианы»; но и здесь на первый план выходит искренность музыкального повествования, живое дыхание мелодии и аккомпанемента. Завершает концерт поздний опус шопеновских мазурок (соч. 50); в них далекие образы родины уже не вызывают в воображении «живых картин», но служат импульсом для внутренних монологов, стремлением к преодолению душевного разлада… «Среди моих юных учеников в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории есть настоящее чудо – тринадцатилетний Николай Луганский. Запомните эту фамилию. У него большое будущее». Так говорила Татьяна Николаева в 1986 году. Его первый концерт стал блестящим подтверждением этих слов – и достойным началом масштабной исполнительской карьеры. Борис Мукосей РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ПОЛИНА ДОБРЫШКИНА ДИЗАЙН – АННА КИМ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, АЛЛА КОСТРЮКОВА |