5 дней
О сайте1 | MEL CO 0937 2022, дата записи: 2017 |
Луиджи Басси 1 Концертная фантазия на темы из оперы Верди «Риголетто» . . . . . . . 11.43 Карло Делла Джакома 2 Фантазия на темы из оперы «Тоска», соч. 171 . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.44 Карл Берман 3 Блестящая фантазия «Воспоминания о Беллини», соч. 52 . . . . . . . . . 17.34 Донато Ловрелио 4 Фантазия на темы из оперы «Бал-маскарад», соч. 44 . . . . . . . . . . . . 11.30 Карло Делла Джакома 5 Фантазия на темы из оперы «Сельская честь», соч. 83 . . . . . . . . . . . 11.22 Пабло де Сарасате 6 Концертная фантазия на темы из оперы «Кармен», соч. 25 (аранж. Николя Бальдеру) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.18 Общее время: 70.09 Евгений Варавко, кларнет Андрей Стукалов, фортепиано Звукорежиссер – Мария Соболева Пьесы в жанре фантазии имеют парадоксальную судьбу. Они часто звучат на концертах и по радио, но вспомнить хотя бы несколько названий под силу бывает, как правило, лишь самим исполнителям. Все дело в природе жанра, на первый взгляд, вторичного, но при этом чрезвычайно жизнеспособного. Его распространение пришлось на XIX век, когда интересами широкой публики владела итальянская опера. Опероманы знали арии наизусть, пели их за пределами театров, объединялись по вкусовым предпочтениям и «болели» за композиторов-фаворитов. Облегченным вариантом жанра фантазии было попурри, своего рода ремикс, доступный способ услышать мелодии из любимых опер за какие-нибудь 10 минут. Этот жанр не предполагал сложной драматургии: появляясь друг за другом в пределах одной небольшой пьесы, темы из опер не успевали развиваться или взаимодействовать. Не случайно с французского «попурри» переводится как «мешанина». Арнольд Шёнберг писал: «Если музыка – это замороженная архитектура, то попурри – это замороженные сплетни за кофейным столиком… Искусство добавления яблок к грушам». Жанр фантазии имеет более древнюю генеалогию и применительно к XIX веку может означать как сложно устроенное сочинение, развивающееся по законам симфонизма, так и пьесу типа парафраза. Вошедшие на диск фантазии относятся к последним. Как и в попурри, в них звучат темы из известных опер, однако в меньшем количестве, с большей свободой варьирования и потенциалом развития. Несмотря на очевидное снижение смыслов оперных спектаклей из-за фактически «монтажной» работы с их музыкальным материалом, проблем с авторским правом у создателей фантазий не возникало. Оперные композиторы были только рады рекламе, ведь, по сути, эти небольшие пьесы представляли собой трейлер к их крупным произведениям. Ходит легенда, что Верди даже проявил талант маркетолога и создал интригу, запретив включать в фантазии лишь один, но уже тогда самый известный номер «Риголетто» – песенку Герцога, переведенную для русского либретто как «Сердце красавиц». Представленные на диске фантазии предназначены для дуэта кларнета и фортепиано. Виртуозный характер инструментальных пьес и определил их долгоиграющую ценность. Виртуозы были второй после оперы страстью публики XIX века. Достаточно вспомнить, с каким фанатизмом воспринимались личности композиторов Листа и Паганини, прижизненную славу которых, как известно, обусловили их сверхъестественные исполнительские способности. Фетишизация виртуозной игры имела вполне материальную подспудную причину – развитие технического устройства музыкальных инструментов. В результате некоторые из них обрели вторую жизнь, выбившись из оркестровых в сольные. Это произошло и с кларнетом. Важнейшую роль в усовершенствовании кларнета сыграл Карл Берман (1810–1885), чья Блестящая фантазия «Воспоминания о Беллини» вошла в запись. Он и его отец были кларнетистами при мюнхенском королевском дворе. Карл Берман изменил работу системы клапанов на кларнете, благодаря чему увеличился диапазон и расцвел тембр инструмента. «Немецкая» версия кларнета Бермана пользовалась популярностью в течение всего XIX столетия, а его 5‑томный трактат «Полная школа игры на кларнете» до сих пор актуален как учебное пособие. В Фантазии «Воспоминания о Беллини» темы из опер «Норма», «Сомнамбула» и других звучат в деликатном дуэте фортепиано и кларнета. Три части напоминают классический сонатный цикл и завершаются стремительным Allegro vivo, которое и определило эпитет brilliant («блестящая»), традиционно применяемый к музыке виртуозного характера. Концертная фантазия Пабло де Сарасате (1844–1908) на темы оперы «Кармен» Бизе – одна из самых известных и сложных пьес в жанре фантазии-парафраза. В свое время Сарасате был признан, в первую очередь, как скрипач-виртуоз, а сегодня его собственные сочинения считаются шлягерами скрипичного репертуара. Для Сарасате писали Сен-Санс, Лало и Брух, писал для себя и сам Сарасате, так что фантазия на темы из оперы «Кармен» звучала в его же выступлениях. Переложение Фантазии для кларнета с фортепиано сделал современный французский кларнетист Николя Бальдеру (р. 1979). В пяти частях узнаются испанский танец «Арагонес» из антракта к четвертому действию, знаменитая «Хабанера», издевки Кармен над Цунигой из первого акта, следующая за ними «Сегидилья», а также «Цыганская песня» из начала второго действия. Фантазии на темы из опер Верди «Риголетто» и «Бал-маскарад» принадлежат Луиджи Басси (1833–1871) и Донато Ловрелио (1841–1907). Оба композитора также славились как исполнители и писали музыку с практической целью обогатить репертуар инструментов. Басси был главным кларнетистом миланского оперного театра La Scala, пользовался авторитетом у Ганса фон Бюлова и в числе первых исполнял некоторые произведения Бетховена. Концертная фантазия на темы оперы Верди «Риголетто» – одна из 15 его оперных фантазий. Карьера Ловрелио состоялась благодаря флейте. Известнейший флейтист своего времени, он находился под покровительством Александра Дюма: мировое турне, публикации о Ловрелио в прессе – все это инициировалось писателем. Две фантазии Карло Делла Джакомы (1858–1929), кларнетиста и музыкального руководителя Королевской итальянской армии, написаны на темы веристских опер «Тоска» и «Сельская честь» Пуччини и Масканьи. Изначально литературное течение, веризм предполагал обращение к жизни городской и сельской бедноты как таковой, без поэтизации и моралите. Музыка опер определила и явный драматизм обеих пьес, не только виртуозных, но исповедальных высказываний, в которых партии фортепиано и кларнета находятся на равных. Ансамбль кларнетиста Евгения Варавко и пианиста Андрея Стукалова представляет шесть оперных фантазий – виртуозных, но при этом чрезвычайно разных. Сохранить чистоту стиля в каждом отдельном случае – задача еще более сложная, чем одолеть виртуозную партию. Мария Невидимова Выпускник Московской консерватории (класс профессора Виктора Петрова) и École Normale de Musique de Paris (класс профессора Ги Деплю) Евгений Варавко смог объединить русскую и французскую исполнительские традиции. Евгений Варавко – музыкант, обладающий неповторимым мягким звуком и вместе с тем ясным музыкантским мышлением. Евгений был участником многих международных камерных фестивалей, среди которых фестивали в Граве (Musique en Graves), в Шало-Сен-Мар (Chalô-Saint-Mars), в Турени (Les Heures Concertantes de Touraine), фестивали в Бостоне (США) и Таллине (Эстония), а также «Московская осень», «Московский форум», «Русская зима» и «Возвращение», где он неоднократно исполнял премьеры Михаила Броннера, Ефрема Подгайца, Владимира Тарнопольского, Елены Русановой-Лукас, Артёма Васильева, Кирилла Уманского. Будучи в течении десяти лет первым кларнетом Академического камерного оркестра «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, Евгений также сотрудничал с такими оркестрами, как Российский национальный оркестр, Российский национальный филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр имени Светланова, московскими театрами «Школа современной пьесы», «Квартет И», «Экспромт», Театром имени Пушкина. C 2011 года Евгений Варавко ведет классы кларнета в музыкальной школе и училище РАМ имени Гнесиных. С 2012 года – профессор кларнета в летних музыкальных академиях в Граве (Musique en Graves), Международной музыкальной академии во Франции (International Music Stages) и LMFL (Language and Music for Life) в Великобритании. Вместе с аккордеонисткой Марией Власовой основал дуэт AkClardéon, с успехом выступающий на концертных площадках России и Европы. В январе 2013 года на французском звукозаписывающем лейбле Suoni e Colori вышел первый диск дуэта – Un Airs de Tangos. Пианист Андрей Стукалов – выпускник Московской консерватории (класс профессора Сергея Доренского), лауреат многочисленных международных конкурсов в Италии, Испании, Германии, Франции и Румынии. Выступает с сольными программами, оркестром, в качестве концертмейстера и артиста камерного ансамбля в России и за рубежом. Андрей Стукалов рано начал заниматься музыкой под руководством одного из ведущих красноярских педагогов Марины Бояркиной. Закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Нины Макаровой). Имеет сольные записи на лейбле Neue Sterne. Лауреат Премии главы города Красноярска молодым талантам (2013). РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕДАКТОР – ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ КОРРЕКТОРЫ: ОЛЬГА ПАРАНИЧЕВА (РУС.), МАРГАРИТА КРУГЛОВА (АНГЛ.) ДИЗАЙН – ГРИГОРИЙ ЖУКОВ ФОТО – АЛЕКСАНДР ПАНОВ, ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА А. СТУКАЛОВА (С. 6, 10) ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ – ЮЛИЯ КАРАБАНОВАА |