6 дней
О сайте8 | С10 21621 007 1985, дата записи: 1984 |
Геннадий Рождественский исполняет симфонии Брукнера А. Брукнер (1824 – 1896) СИМФОНИЯ № 2 до минор (редакция 1877 г.) Сторона 1 1. Moderato – 18.18 Сторона 2 2. Andante. Feierlich, etwas bewegt – 16.34 Сторона 3 3. Scherzo. Mässig schnell – 8.08 Сторона 4 4. Finale. Mehr schnell – 18.17 Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1984 г. Звукорежиссер С. Пазухин Редактор И. Слепнев Оформление художника С. Нелюбина На лицевой стороне конверта И. Данхаузер. Рисунок В серии Геннадий Рождественский исполняет симфонии Брукнера выходили также: Симфония фа минор (редакция 1863 г.). - С10 21615 009 Симфония ре минор («Нулевая») (редакция 1869 г.).- С10 21617 004 Симфония № 1 до минор (Венская редакция 1890-1891 гг.). - С10 21619 009 Тип. АЗГ. Зак. 207 – О – 3000 |
АОЛЗГ. Тип. АЗГ. Зак. 207 разворот (левая сторона) Внутренний слух Брукнера был слухом провидца, слухом пророка. Брукнер мыслил звуковыми категориями, свойственными XX столетию: его гармонии, его ритм, его чувство формы принадлежат более нашему веку, нежели XIX. Не случайно при жизни композитора его симфонии почти не исполнялись. Начав работать в симфоническом жанре, Брукнер на протяжении нескольких лет не слышал своих творений, то есть он слышал их только «внутри себя». И это мучительное состояние практически продолжалось всю его жизнь — исполнения Пятой симфонии он ждал 18 лет, а из Шестой симфонии при его жизни были исполнены только две части... Что и говорить — ситуация трагическая. Очень серьезная проблема в биографии Брукнера и, конечно, опять-таки источник мучений для композитора — так называемая «помощь друзей», стремившихся сделать творения Брукнера более доступными. Она заключалась в «сглаживании острых углов», вплоть до изменений в структуре симфоний, исправлении гармоний, значительной переинструментовке, не пренебрегая при этом заменами одних инструментов другими и огромными купюрами. Симфонии Брукнера казались тогда чрезмерно длинными даже его близким друзьям — профессиональным и честным музыкантам. Дело в том, что, если можно так сказать, они воспринимали форму по Эвклиду, а он уже по Лобачевскому... Бесспорно, друзья Брукнера, — а среди них были замечательные музыканты, его горячие поклонники братья Франц и Йозеф Шальк, — руководствовались в своих действиях самыми лучшими чувствами, но тем самым они лишали композитора самого ценного — его неповторимой индивидуальности. Искренне желая пропагандировать музыку Брукнера, они играли переиначенные ими симфонии на двух роялях в разных музыкальных салонах, и присутствующие выносили впечатление от этих симфоний по их жалким подобиям. Отсюда — непрекращающаяся травля композитора критиками, изощрявшимися в так называемом остроумии и превратившими Брукнера в беспрестанно обстреливаемую мишень. Во время аудиенции у императора Франца-Иосифа Брукнер обратился к последнему с одной-единственной просьбой — оградить его от нападок критиков. Император ответил отказом по причине невозможности давления на «свободную» австрийскую печать... Брукнер был человеком очень мягким и чрезвычайно скромным. Уже в зрелом возрасте он просил своего друга Фридриха Клозе поискать и исправить в его партитурах запрещенные правилами параллельные октавы. Когда Клозе сказал, что такие октавы можно найти и у Вагнера, Брукнер ответил, что Вагнеру это можно простить, потому что Вагнер — «мастер», а он, Брукнер, — «ученик». В то же время он был абсолютно уверен в будущем своей музыки и в правильности выбранного пути. В письме к дирижеру Феликсу Вейнгартнеру перед предполагавшимся исполнением Восьмой симфонии мы читаем: «Я рекомендую Вам сократить финал. В его оригинальном виде он сможет исполняться значительно позже, да и то только в очень узком кругу...» За четыре года до смерти Брукнер поместил рукописные партитуры своих симфоний в Венскую придворную библиотеку, а на пакете написал — «Для будущего». Это «будущее» наступило только в 1927 году, когда международное Брукнеровское общество начало огромную работу по реставрации оригинальных партитур, напечатав первую из них в 1931 году. Именно в этих «оригинальных» редакциях брукнеровские симфонии вошли в репертуар таких дирижеров, как В. Фуртвенглер, Б. Вальтер и К. Бём. В 1871 году А. Брукнер приехал в Лондон. Цель его приезда — «опробование» нового органа, установленного в только что построенном «Королевском Альберт-Холле», названном так в честь мужа королевы Виктории — принца Альберта. «Королевский Альберт-Холл» — гигантское сооружение, вмещающее около 8000 слушателей. Для пробы нового органа, построенного Генри Уиллисом, были приглашены лучшие органисты Европы, в том числе Камилл Сен-Санс и Антон Брукнер. Брукнер дал в Лондоне десять концертов. Их успех окрылил композитора. Именно к этому времени относятся первые эскизы Второй симфонии. Партитура была закончена 11 сентября 1872 года, а в октябре состоялась репетиция с Венским филармоническим оркестром, который принял симфонию «в штыки» и играть отказался. Оркестр отверг симфонию «за неисполнимость» несмотря на то, что сочинение было высоко оценено Ф. Листом. Артистов оркестра горячо поддерживал их главный дирижер Отто Дессов, который сказал, что затрудняется найти в первой части тему... Тогда Брукнер собрал оркестр, что называется, «на стороне». Благосклонно относившийся к нему князь Лихтенштейн пожертвовал на исполнение Второй симфонии 405 гульденов. Игравший тогда в оркестре на скрипке, впоследствии всемирно известный дирижер Артур Никиш вспоминал, что на первой репетиции, встав за дирижерский пульт, Брукнер сказал, обращаясь к оркестру: «Господа музыканты! Мы можем репетировать сколько угодно, время оплачено!» Премьера Второй симфонии состоялась 26 октября 1872 года. Перед исполнением Брукнер сыграл на органе до-мажорную Токкату Баха, а потом около получаса импровизировал... Очевидцы свидетельствовали, что импровизация была исключительно вдохновенной. Во Второй симфонии имеется несколько цитат. Третья тема первой части есть не что иное, как одна из органных фуг Баха. Вторая тема второй части очень близка брукнеровской же теме Benedictus из Третьей мессы. В финале дважды цитируется Kyrie из той же мессы. Музыка трио в третьей части навеяна народными мелодиями — крестьянскими танцами Верхней Австрии, где Брукнер частенько игрывал на свадьбах на скрипке. Вторая симфония получила дополнительное название — «Симфония пауз» — из-за большого количества так называемых «генеральных пауз», долгих пауз, длящихся иногда по нескольку тактов. Особенно выразительна пауза в заключительном разделе ‚третьей части, когда мощное звучание оркестра, играющего в быстром темпе, внезапно прерывается вопросительной интонацией, и в звенящей пустоте раздаются громоподобные призывные удары литавр, к которым присоединяется в последних тактах части весь оркестр. Сам Брукнер так объяснил эти паузы: «Когда мне надо сказать что-то важное, я должен глубоко вздохнуть...» Как и обычно, Брукнер вносил в партитуру Второй симфонии многочисленные коррективы. Изучение разных изданий партитуры, а также первого, прижизненного издания четырехручного клавира симфонии, сделанного учеником Брукнера Йозефом Шальком, дало мне возможность выбора наиболее выразительного материала и создания некоей «комбинированной редакции», записанной на настоящем диске. Симфонии Брукнера начали исполняться в России в 30-х годах нашего века. Некоторые из них вошли в репертуар ленинградских дирижеров Е. Мравинского, К. Элиасберга, Н. Рабиновича. В последнее время к творчеству Брукнера обратился Е. Светланов, неоднократно исполнявший в концертах и записавший на пластинку Восьмую симфонию. Геннадий Рождественский (Из вступительного слова перед исполнением симфоний Брукнера в Большом зале Московской консерватории) Цикл всех симфоний Брукнера, представляемый любителям музыки данной серией пластинок, был сыгран в Большом зале Московской консерватории в сезоне 1983/84 года. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. После окончания Центральной музыкальной школы поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и по классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова. На протяжении тридцати двух лет Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, в 1965 — 1970 годах был его главным дирижером. С 1961 по 1974 год он возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с 1974 года является музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра. Во время зарубежных гастролей Рождественский выступал с ведущими оркестрами мира: Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Амстердамским «Консертгебау», Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, оркестром Чешской филармонии и многими другими. В период с 1974 по 1983 год Рождественский возглавлял крупнейшие симфонические коллективы Европы — Стокгольмский филармонический оркестр, Лондонский оркестр «Би-Би-Си» и Венский симфонический оркестр. Он избран почетным членом Шведской королевской академии и Королевской академии музыки Великобритании. В 1982 году Г. Рождественский возглавил созданный тогда же Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. |
АОЛЗГ. Тип. АЗГ. Зак. 207 разворот (правая сторона) |