8 дней
О сайте117 12 | С 01659-60 1968 |
Жорж БИЗЕ (1838–1875) / Родион ЩЕДРИН (1932) Кармен-сюита Сторона 1 1. Вступление 2. Танец 3. Первое интермеццо 4. Развод караула 5. Выход Кармен и хабанера 6. Сцена 7. Второе интермеццо 8. Болеро 9. Тореро Сторона 2 10. Тореро и Кармен 11. Адажио 12. Гадание 13. Финал Струнная группа оркестра Большого театра СССР Солисты на ударных инструментах: Алексей Огородников Олег Буданков Л. Редькин А. Антуфьев В. Федин Дирижёр Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Звукорежиссёр Игорь Вепринцев Художник О. Сретенская ЛЗГ Т-10 з. 5345 тир. 15000 26.08.91 г. Моно-вариант Д 021483-4 |
Апрелевский завод, ГОСТ 68 Сторона 2 |
АОЛЗ Арт. 36-8 Внешторгиздат. Заказ 005296 Р |
В сезоне 1967 года на сцене Большого театра была показана премьера одноактного балета «Кармен», в котором главную партию танцует замечательная советская балерина Майя Плисецкая. Специально для нее балет поставлен главным балетмейстером Национального балета Кубы Альберто Алонсо. Музыкальная транскрипция — сюита на темы одноименной оперы Ж. Бизе создана Родионом Щедриным. В музыкальной архитектонике сюиты Щедрина резко разграничены два полюса: мир Кармен - светлых и вольных порывов, протеста, страстной устремленности и мир холодной, рассудочной отрешенности, бездушия и ханжества. Для обрисовки этих контрастный сил композитором произведен точный отбор тем из мелодического богатства оперы. "Образ Кармен стал нарицательным благодаря музыке Жоржа Бизе. «Кармен» вне Бизе, думается, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о создании транскрипции.. Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогуг достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, могли решить лишь струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра — струнные и ударные. Партитура «Кармен» — одна из самых совершенных в истории музыки. Помимо поразительной тонкости вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе «расчетливости» и «экономности», эта партитура прежде всего поражает своей абсолютной оперностью. Вот пример идеального постижения законов жанра! Оркестр Бизе прозрачен и гибок. Оркестром Бизе помогает певцам, «подает» их голоса слушателю, виртуозно используя естественные обертоны струнных инструментов. В опере «Кармен» голос певца звучит сильнее, чище, эффектнее, чем в ином сочинении. Именно эта идеальная оперность партитуры была еще одним доводом «за транскрипцию». Механическая передача партии голоса тому или иному инструменту нарушила бы всю гармонию партитуры, порвала бы тончайшие нити всей музыкальной логики Бизе. Опера и балет - виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр должен всегда звучать на несколько градусов «горячее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному. Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного состава". Партитура Родиона Щедрина нашла достойных интерпретаторов в лице коллектива оркестра Большого театра СССР под руководством дирижера Геннадия Рождественского. Исполнение струнной группы и солистов на ударных инструментах (А. Огородников, О. Буданков, Л. Редькин, А. Антуфьев, В. Федин) отмечено виртуозным блеском, темпераментом, превосходным чувством ансамбля. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР - один из ведущих исполнительских коллективов страны. Творческий облик оркестра складывался под влиянием многочисленных дирижеров, в разное время руководивших оперными и балетными постановками театра. Среди них - выдающиеся деятели музыкальной культуры С. Рахманинов, Э. Направник, И. Альтани, А. Коутс. В советское время с оркестром работал В. Сук и Н. Голованов, С. Самосуд и А. Пазовский, Ю. Файер, А. Мелик-Пашаев, Б. Хайкин, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский. Помимо работы в театре, коллектив оркестра систематически выступает на концертной эстраде. С его участием записано множество опер, балеты Глазунова, Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна, Глиэра, Кара Караева, симфоническая сюита Римского-Корсакова "Шехерезада", драматическая симфония Листа "Данте", оперные и балетные сюиты. С 1965 года главным дирижером оркестра является Геннадий Рождественский, музыкант большого и многогранного дарования. Он родился в 1931 году, получил образование в Московской консерватории. Помимо оркестра Большого театра СССР, Рождественский возглавляет также Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Искусство дирижера получило широкое признание во многих странах мира. |