6 дней
О сайте3 | MEL CD 10 02599 (2CD) 2020, дата записи: 1947-1963 |
Диск 1 Иоганн Себастьян Бах Концерт для скрипки, струнных и бассо континуо № 1 ля минор, BWV 1041 1 I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.08 2 II. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.20 3 III. Allegro assai . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.55 Концерт для скрипки, струнных и бассо континуо № 2 Ми мажор, BWV 1042 4 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.19 5 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.37 6 III. Allegro assai . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.04 Концерт для двух скрипок, струнных и бассо континуо ре минор, BWV 1043 7 I. Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.03 8 II. Largo, ma non tanto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.32 9 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.54 Общее время: 50.56 Давид Ойстрах, скрипка Игорь Ойстрах, скрипка (7–9) Московский камерный оркестр Дирижер – Рудольф Баршай Записи 1959 г. (1–6) Звукорежиссер – Александр Гроссман Ремастеринг – Елена Барыкина Диск 2 Вольфганг Амадей Моцарт Концерт № 1 для скрипки с оркестром Си-бемоль мажор, K. 207 1 I. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.23 2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.50 3 III. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.06 Концерт № 5 для скрипки с оркестром Ля мажор, K. 219 4 I. Allegro aperto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.17 5 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.44 6 III. Rondeau. Tempo di menuetto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.29 Концерт № 7 для скрипки с оркестром Ре мажор, К. 271а 7 I. Allegro maestoso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.01 8 II. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.50 9 III. Rondo. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.49 Общее время: 77.34 Давид Ойстрах, скрипка Симфонический оркестр Московской государственной филармонии (1–3) Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио (4–6) Государственный академический симфонический оркестр СССР (7–9) Дирижер – Кирилл Кондрашин Записи: с концерта 1963 г. (1–3), 1947 (4–6), 1950 (7–9) гг. Ремастеринг – Елена Барыкина Руководители проекта: Андрей Кричевский, Карина Абрамян Редакторы: Наталья Сторчак, Татьяна Казарновская Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов |
буклет ----------- «Он обожал скрипку как произведение искусства и как предмет, из которого можно извлекать такие красивые чарующие звуки. У меня навсегда осталось в памяти его лицо с полу-улыбкой, когда он только брал инструмент в свои руки и что-то показывал… Скрипка была частью его физического существования – он обожал свое чувство совершенства владения этим инструментом». Так заканчивает воспоминания о своем учителе – Давиде Ойстрахе –скрипач и педагог Виктор Данченко. На наших глазах сменилось несколько поколений исполнителей (среди которых есть, безусловно, и выдающиеся музыканты); мы можем – как будто объективно – оценить музыкальное искусство уже «прошлого» для нас ХХ столетия, ведь большинство записей «великих», «знаменитых» и «прославленных» скрипачей доступны для свободного прослушивания в любое время! Но и сегодня имя Давида Ойстраха, сердце которого остановилось 24 октября 1974 года, на следующий день после первого из семи запланированных концертов в Амстердаме, отзывается в душе чуткого слушателя… Так звучат в памяти человечества лишь имена избранных – «счастливцев праздных» (Пушкин). «Царь Давид», «король скрипачей», «величайший из великих скрипачей современности» – подобные дифирамбы расточались Ойстраху со страниц газет в Вене, Париже, Брюсселе, Берлине, Праге, Лондоне, Нью-Йорке. Публике Европы и Америки было с кем сравнивать – если для советского слушателя приезды Иегуди Менухина, Исаака Стерна были счастливыми исключениями, то остальной мир не знал «железного занавеса»; концертные залы европейских столиц и городов США помнили выступления мэтров скрипичного искусства. «Ойстрах велик не потому, что он виртуоз – он подлинный, одухотворенный музыкант», – писала пресса во время его первого приезда в США в 1955 году. А ведь дебют в Карнеги-холле ему пришлось играть в один день с выступлениями Натана Мильштейна и Миши Эльмана; в другом зале Нью-Йорка давал концерт Йозеф Сигети. «Охарактеризовать гений Давида Ойстраха трудно, настолько его личность – большого человека и большого музыканта – многогранна», – признавался главный дирижер Филадельфийского оркестра Юджин Орманди. Об этой многогранности вспоминал и руководитель оркестра Гевандхауза Курт Мазур, для которого Ойстрах «был и навсегда остался идеалом музыканта и человека». «Ойстрах и скрипка, Ойстрах и музыка – эти понятия стали неразрывны», – писал в некрологе Дмитрий Шостакович, «обязанный» Давиду Ойстраху премьерами всех своих скрипичных сочинений. Еще с ранней юности Ойстрах – студент Одесского музыкально-драматического института по классу Петра Столярского – имел в репертуарном багаже масштабные концертные произведения композиторов XIX века. Но искушенная московская публика конца 1920-х – начала 1930-х годов воспринимала молодого скрипача, скорее, как мастера малой формы, тонкого, изящного интерпретатора виртуозных миниатюр. Лишь победа на конкурсе имени Венявского в Варшаве (1935) и триумфальный успех на состязании в Брюсселе (1937) заставили признать в Ойстрахе подлинного, зрелого мастера, достойного преемника великих скрипачей начала ХХ века. Музыка Иоганна Себастьяна Баха сопровождала артиста с первых шагов в исполнительском искусстве. С концертом ля минор (BWV 1041) Давид Ойстрах дебютировал на большой эстраде, в торжественном концерте, посвященном юбилею Столярского (1923), заслужив похвалу учителя. Когда в ноябре 1945 года И. Менухин прилетел в послевоенную Москву, то совместное исполнение концерта ре минор для двух скрипок (BWV 1043) стало началом искренней дружбы великих музыкантов. В дальнейшем партнером Ойстраха в двойном концерте Баха стал его сын Игорь – семейный дуэт Ойстрахов играл его в Москве, Лондоне и других городах. В 1950 году Давид Ойстрах вместе с крупнейшими представителями советского музыкального искусства принял участие в торжественных мероприятиях по случаю 200-летнего юбилея со дня рождения И. С. Баха в Лейпциге. Второй концерт Ми мажор (BWV 1042) звучал в исполнении Ойстраха в Германии и США, но в поздние годы он предпочитал играть первый концерт. Именно он стал символическим завершением исполнительского пути Ойстраха – в феврале 1975 года запланированный в амстердамском Концертгебау концерт прошел в память великого артиста, на котором концерт Баха ля минор исполнил один из лучших учеников Ойстраха – Олег Каган… В первую «большую» концертную программу, которую 25-летний Давид Ойстрах представил московской публике в 1933 году, вошли концерты Моцарта, Мендельсона и Чайковского. Но понадобилось время – обогащение репертуара концертами Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, суровые военные годы – чтобы солнечная жизнерадостность, проникновенный лиризм, яркая театральность моцартовских концертов, созданных в радостный, еще не омраченный несчастьями зальцбургский период, обрела в Ойстрахе по-настоящему глубокого интерпретатора. И Моцарт снова зазвучал – в цикле «Развитие скрипичного концерта» (1946–47), в концертах и студийных записях 1950-х годов – и сопровождал скрипача до последних лет жизни. Постоянно обновляя репертуар произведениями советских и зарубежных композиторов, Ойстрах находил новые краски и в моцартовских концертах. 8 февраля 1963 года в Большом зале Московской консерватории он соединил в программе Моцарта с концертами Брамса и Стравинского – причем Стравинский, как и концерт Си-бемоль мажор, KV 207, звучал в его исполнении впервые, эта «живая» запись и представлена на диске. Как альтист (игру на альте преподавал своим ученикам П. Столярский) Ойстрах неоднократно исполнял Концертную симфонию Моцарта (в ансамблях с И. Менухиным, И. Ойстрахом), как дирижер осуществил запись пяти концертов с участием О. Кагана и «сомнительного» седьмого концерта (его авторство до сих пор оспаривается исследователями) в исполнении М. Фихтенгольца. Одной из вершин исполнительского творчества артиста признана берлинская запись пяти моцартовских концертов (1970–71), в которой Ойстрах выступил в качестве солиста и дирижера. Слушая ее, трудно не согласиться с утверждением В. Рабея: «…Ойстрах-скрипач и Ойстрах-дирижер не просто “сосуществуют”, а взаимно дополняют один другого – две формы раскрытия единой духовной сущности, какой является внутренний мир художника!» За 40 лет Давиду Ойстраху довелось выступать с многочисленными оркестрами и лучшими дирижерами мира. Но среди отечественных маэстро наиболее плодотворны были творческие контакты с Кириллом Кондрашиным и Рудольфом Баршаем. Во второй половине 1940-х годов К. Кондрашин, тогда еще дирижер Большого театра, начал регулярно выступать с симфоническими коллективами, а с 1956 года полностью посвятил себя концертной деятельности. Многолетняя оперная практика сделала его непревзойденным партнером в оркестровых концертах – Кондрашин обладал умением чувствовать солиста, улавливать его темповые, образно-эмоциональные импульсы (не случайно он потом дирижировал на третьем туре Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского у пианистов и отправился в гастрольное турне вместе с победителем – Вэном Клайберном). Именно с Кириллом Кондрашиным Ойстрах провел грандиозный цикл «Развитие скрипичного концерта», позже выступал с ним на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, исполнял и записывал под управлением Кондрашина концерты Баха, Моцарта, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Дворжака, Лало, Глазунова, Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Возглавив в 1960 году симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер регулярно приглашал Давида Ойстраха к участию в концертах. Синтез «ratio» и «emotio» – строгой продуманности каждой интерпретации и вдохновенного эмоционального порыва в исполнении – был присущ обоим музыкантам; именно у Кондрашина Ойстрах, по собственному признанию, учился «слушанию» оркестровой партитуры в период освоения дирижерской профессии. Совместные выступления Давида Ойстраха с Рудольфом Баршаем также начались в конце 1940-х годов. Недавний выпускник Московской консерватории по классу альта с потенциалом выдающегося исполнителя, Баршай отдавал много сил ансамблевой игре, участвовал в концертах трио Д. Ойстраха, Л. Оборина и С. Кнушевицкого, в создании струнных квартетов имени Бородина и имени Чайковского. В ансамбле с Баршаем была исполнена и записана Концертная симфония Моцарта (издана «Мелодией» в 2019 году, в юбилейном комплекте, посвященном Р. Баршаю), а запись Баршая симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» для альта с оркестром под управлением Ойстраха-дирижера (1964) и сегодня остается одной из лучших интерпретаций этого сочинения. Когда Рудольф Баршай создал Московский камерный оркестр (1956) – первый в СССР коллектив подобного рода – свежесть репертуара и оригинальность звучания привлекла к нему лучших исполнителей-солистов. В репертуаре нового оркестра музыка барокко и венской классической школы соседствовала с авторами ХХ века, но и Бах, и Вивальди, и Гайдн звучали в его интерпретациях живо и «современно» (о «единстве истории и современности» как важнейшем исполнительском качестве МКО писал Шостакович). Удивительно пластично и в то же время объемно вел Баршай контрапунктическое кружево баховских концертов, соединивших в себе наследие итальянской виртуозной традиции, полифоническую насыщенность немецкой школы и характерные для Баха «прозрения» в будущее – ритмический «нерв» и зачатки мотивно-тематической разработки классицизма. Удивительно, но исполнитель «большого» романтического склада Давид Ойстрах находит новое, камерное звучание, взаимодействуя с коллективом необычного для него формата. «Слушая Московский камерный оркестр, – писал дирижер и педагог Л. Гинзбург, – воспринимаешь подлинное творчество прекрасных музыкантов, объединенных единой художественной направленностью». Дух творческой свободы музицирования вдохновлял великого скрипача, придавал его игре с МКО особый эмоциональный шарм; он не поблек и сегодня. Записи Давида Ойстраха под управлением Кирилла Кондрашина и Рудольфа Баршая по-прежнему составляют одну из ярких страниц золотого фонда отечественного музыкально-исполнительского искусства. На первый взгляд, различные по стилистике, они объединены той неуловимой, но передающейся слушателю любовью к музыке, к скрипичной игре, которую так метко охарактеризовал в Ойстрахе его великий коллега Исаак Стерн: «…он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества». Борис Мукосей |