5 дней
О сайте3 | MEL CD 10 02531 (2 CD) 2020, дата записи: 2011, 2015-2018 гг. |
Диск 1 1 1. Совет первосвященников (хор, Евангелист) . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.17 2 2. «Един от вас предаст Мя» (Евангелист, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.16 3 3. Тайная вечеря (Евангелист, оркестр: Фуга Соль мажор, хор) . . . . . . . . 5.20 4 4. Иисус в Гефсиманском саду (Ария меццо-сопрано, Евангелист) . . . . . . 5.23 5 5. Арест Иисуса (тенор и хор, Евангелист) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.18 6 6. «Блаженны» (хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.23 7 7. Иисус на суде Каиафы (Евангелист, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.07 8 8. Отречение Петра. Конец Иуды (Евангелист, Ария баса, хор) . . . . . . . . 6.29 9 9. Иисус перед Пилатом (Евангелист, оркестр: Фуга ми минор) . . . . . . . 4.26 Общее время: 46.06 Диск 2 1 10. Распятие (Евангелист, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.11 2 11. Смерть Иисуса (Евангелист) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.30 3 12. «Тебе поем» (хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.21 4 13. Землетрясение. Плач Богородицы (Евангелист, Ария сопрано, хор) . . . 7.29 5 14. Погребение (Евангелист, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.40 6 15. Запечатанный гроб (Евангелист, Ария тенора) . . . . . . . . . . . . . . 5.13 7 16. «Сошел еси во ад» (хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.23 8 17. Воскресение (Евангелист, оркестр: Фуга ре минор, хор) . . . . . . . . . . 5.08 9 18. «Смерть Твою, Господи, возвещаем» (оркестр: Фуга до минор, хор) . . . 5.35 Общее время: 44.35 Лорд Ричард Чартрз, Евангелист Ольга Перетятько, сопрано Агунда Кулаева, меццо-сопрано Дмитрий Корчак, тенор Николай Диденко, бас Московский Синодальный хор Российский национальный оркестр Митрополит Иларион (Алфеев), дирижер Запись произведена в 2011, 2015–2018 гг. Звукорежиссер: Райнер Майллард Менеджеры проекта: Анастасия Ходукина, Янина Грасевич Редактор: Наталья Сторчак Дизайн: Григорий Жуков |
буклет -------------------- Митрополит Иларион (Алфеев) «Страсти по Матфею» Английская версия 1. Совет первосвященников Хор: Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя. Евангелист (Mф 26:1–5): Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Хор: Господи, Боже мой! Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя. Евангелист (Mф 26:14–16): Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Хор: Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя. 2. «Един от вас предаст Мя» Евангелист (Мф 26:17–21): В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Хор: На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником: един от вас предаст Мя. Евангелист (Мф 26:22–25): Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. Хор: Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их: не аз ли, Господи? Иуда же вопроси: не аз ли, Равви? Глагола Иисус: ты рекл еси, Иудо. 3. Тайная вечеря Евангелист (Mф 26:26): И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил… Оркестр (Фуга Соль мажор) Евангелист (Mф 26:26–30): …и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Хор: Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Его же величаем. Евангелист (Mф 26:31–35): Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. 4. Иисус в Гефсиманском саду Меццо-сопрано (Ария ре минор): Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Евангелист (Mф 26:36): Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. Меццо-сопрано: Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Евангелист (Мф 26:37–46): И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. 5. Арест Иисуса Тенор и хор: Днесь Зиждитель небесе и земли глаголаше Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мя, да никтоже отвержется Мене, видя Мя на Кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец в Мя верующия. Евангелист (Мф 26:47–50, 55–56): И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. 6. «Блаженны» Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. 7. Иисус на суде Каиафы Евангелист (Мф 26:57–68): А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Хор: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Его же трепещут всяческая. Тому поклонимся. 8. Отречение Петра. Конец Иуды Евангелист (Мф 26:69–75): Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Бас (Ария ре минор): Боже, очисти мя и спаси мя. Евангелист (Мф 27:1–5): Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Хор: Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость. 9. Иисус перед Пилатом Евангелист (Mф 27:11): Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. Оркестр (Фуга ми минор) Евангелист (Мф 27:12–17, 20–26): И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 10. Распятие Евангелист (Мф 27:27–31): Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Хор: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом. Евангелист (Мф 27:32): Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Хор: Да молчит всякая плоть человеча, и ничтоже земное в себе да помышляет. Евангелист (Мф 27:33–34): И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Хор: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Евангелист (Мф 27:35–37): Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Хор: Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим. 11. Смерть Иисуса Евангелист (Мф 27:38–50): Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 12. «Тебе поем» Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. 13. Землетрясение. Плач Богородицы Евангелист (Мф 27:51–56): И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Сопрано (Ария фа минор): Cын Мой и Бог Мой, Жизнь Моя и Надежда угасе на Кресте, Радость Моя и Свет Мой во гроб сниде. Сын Мой и Господь Мой, свет очей Моих, сладчайший Мой Иисус. Радость Моя, весна Моя, солнце Мое зайде. Cын Мой и Бог Мой во гроб сниде. Хор: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия. 14. Погребение Евангелист (Мф 27:57–60): Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Хор: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи, но тридневен воскресл еси Господи, даруяй мирови велию милость. 15. Запечатанный гроб Евангелист (Мф 27:61): Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Тенор (Ария до минор): Господи Боже мой, надгробную песнь Тебе воспою, во ад сошедшему, исходную песнь Тебе воспою, смерть умертвившему. Евангелист (Мф 27:62–66): На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. 16. «Сошел еси во ад» Хор: Сошел еси во ад, Христе Боже, и смертию смерть поправ, воскресл еси тридневен. 17. Воскресение Евангелист (Мф 28:1): По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Оркестр (Фуга ре минор) Евангелист (Мф 28:2–7): И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. Хор: Воскресни, Боже. Евангелист (Мф 28:8–10): И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Хор: Воскресни, Боже. Евангелист (Мф 28:16–20): Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 18. «Смерть Твою, Господи, возвещаем» Оркестр (Фуга до минор) Хор: Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твое исповедуем. Аллилуйя, слава Тебе! «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) для солистов, хора и оркестра сочетают в себе традиционность замысла с яркостью и оригинальностью воплощения. Автор произведения – не только профессиональный композитор, черпающий вдохновение в традициях церковной музыки христианского Востока и Запада, но и священнослужитель, на протяжении многих лет несущий слово Божие людям. Высокое музыкальное мастерство, разнообразие, цельность, эмоциональная насыщенность и духовная глубина – все эти качества делают данное произведение уникальным явлением в истории современного музыкального искусства. В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Евангельские отрывки чередуется с музыкальными номерами – речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Митрополит Иларион (Алфеев) – один из самых исполняемых современных российских композиторов. За последние десять лет (2007–2017 гг.) состоялось более 200 концертов его музыки в России и за рубежом. Каждое его новое произведение становится заметным событием в музыкальной жизни. Его умение наполнять музыку глубоким религиозным смыслом, изобретать новые способы выражения, оставаясь верным многовековым музыкальным традициям, излагать глубокие и сложные темы простым и понятным музыкальным языком – все это особым образом выделяет его среди современных композиторов. «Страсти по Матфею» – одно из самых исполняемых произведений композитора. С момента премьеры в 2007 г. оно было исполнено более 100 раз во многих европейских странах, а также в Америке, Австралии и Азии. В исполнении английской версии этого сочинения, представленной на настоящем диске, приняли участие ведущие солисты российской оперной сцены, Московский Синодальный хор и Российский национальный оркестр под управлением автора. Партию чтеца исполнил епископ Лондонский Ричард Чартрз. Среди других сочинений митрополита Илариона – «Песни о смерти» для тенора, гитары и камерного оркестра (1984–2013), «Божественная литургия» для смешанного хора (2006) и «Всенощное бдение» для солистов и смешанного хора (2006), «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра (2007), симфония «Песнь восхождения» для оркестра, хора и органа (2008), «Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (2012), «Concerto Grosso» для двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра (2012), «Фуга на тему BACH» для симфонического оркестра (2013), а также ряд других вокальных и инструментальных произведений. Митрополит Иларион (в миру Григорий Алфеев) родился в 1966 году. Обучался в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных и на композиторском факультете Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В январе 1987 г. поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, где был 19 июня того же года пострижен в монашество, 21 июня рукоположен в диакона, а 19 августа в пресвитера. В 1993–1995 гг. учился в Оксфордском университете, где в 1995 г. получил степень доктора философии. 14 января 2002 г. был рукоположен в сан епископа. 7 мая 2003 г. был назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией. 31 марта 2009 г. стал председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода. В пасхальный понедельник 2009 г. был возведен в сан архиепископа, а 1 февраля 2010 г. – в сан митрополита. Митрополит Иларион – один из ведущих богословов Православной Церкви, автор более 40 книг по догматическому богословию, патристике и церковной истории. Среди его последних произведений – монументальная шеститомная серия «Иисус Христос: Жизнь и учение». Ричард Чартрз получил образование в средней школе Хертфорда и изучал историю в Тринити-колледже Кембриджа. Преподавал древнюю историю в международной школе в Севилье. Он был рукоположен в 1973 г. и начал службу в церкви Св. Андрея в Бедфорде. В 1975 г. стал капелланом Роберта Ранси, тогда епископа Сент-Олбанского, а с 1980 по 1984 гг. служил капелланом архиепископа Кентерберийского в Ламбетском дворце и Кентербери. В 1984 г. был перемещен в церковь лондонской епархии Сент-Стивен на Рочестер-роу. В течение восьми лет своего пребывания в этом приходе он также служил руководителем по подготовке к рукоположению в Центральном округе и был профессором богословия в Грешем-колледже. 22 мая 1992 г. был посвящен в сан епископа Степни. В ноябре 1995 г. стал 132-м епископом Лондона. После переезда в Лондон в 1996 г. был назначен настоятелем Королевской Часовни и духовником Ее Величества. Среди публикаций Ричарда Чартрза «История Грешем-колледжа 1597–1997» (совместно с Дэвидом Вермонтом), «Древо познания, древо жизни» (2005) и множество статей и эссе большей частью о религии и окружающей среде. Ричард Чартрз ушел с поста епископа Лондона 31 марта 2017. В октябре 2017 г. он получил пожизненное членство в Палате лордов Британского Парламента. Ольга Перетятько (сопрано) – одна из самых востребованных сопрано в мире – родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Свой музыкальный путь она начала в детском хоре Мариинского театра, затем обучалась в Берлинской Высшей школе музыки и Оперной студии Гамбургского оперного театра. Международным прорывом в карьере певицы стало получение II премии на престижном оперном конкурсе «Operalia», организованном Пласидо Доминго (2007). Ольга Перетятько была удостоена множества крупных наград, среди которых премия Франко Аббьяти (2014) и медиа-премия ECHO Klassik в категории «Лучший сольный альбом года» (2015). Ольга Перетятько выступала на сценах ведущих оперных театров мира, среди которых государственные оперы Берлина, Мюнхена, Вены, Цюрихский оперный театр, Немецкая опера (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Королевский театр (Мадрид), Опера Бастилия (Париж), Нидерландская опера (Амстердам), Королевский театр де ла Монне (Брюссель), Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург) и Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Ольга Перетятько сотрудничает со многими выдающимися режиссерами. Ее участие в постановке оперы Стравинского «Соловей» (режиссер – Робер Лепаж) подтвердило ее статус одной из лучших певиц современности. В 2017 г. в постановке Вима Вендерса оперы Бизе «Искатели жемчуга» она исполнила партию Лейлы под управлением Даниэля Баренбойма. Ольга Перетятько – частый гость множества престижных оперных фестивалей, среди которых фестивали в Зальцбурге, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе и Пезаро. Видеозаписи выступлений с ее участием были выпущены мировыми лейблами: среди них оперы «Матильда ди Шабран» (Decca), «Сигизмунд» (Arthaus Musik), «Шелковая лестница» (Opus Arte). Агунда Кулаева (меццо-сопрано) закончила Ростовскую консерваторию имени С.В. Рахманинова по специальностям «дирижер хора» (2000), «сольное пение» (2005), до 2005 г. училась в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской. Участвовала в постановках оперы «Фауст» Ш. Гуно (Зибель), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Любаша), «Риголетто» Дж. Верди (Маддалена) и концертах Центра оперного пения. С 2005 г. Агунда Кулаева является солисткой театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова в Москве. В ее репертуаре партии Амнерис («Аида»), Фенены («Набукко»), Зиты («Джанни Скикки»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Кончаковны («Князь Игорь»), Ольги («Евгений Онегин»), Марфы («Хованщина»). С 2014 г. является солисткой Большого театра, где исполняла партии Эболи («Дон Карлос»), Кармен («Кармен»), Маргариты («Осуждение Фауста»), Кончаковны («Князь Игорь»), Полины («Пиковая дама»), Сони («Война и мир» – с Мстиславом Ростроповичем и Александром Ведерниковым). В 2009 г. Агунда Кулаева стала победителем Международного конкурса Бориса Христофа в Болгарии. В 2014 г. дебютировала с партией Любаши («Царская невеста») в Эвери-Фишер-холле в Нью-Йорке, а также в театре Ан дер Вин, культурном центре в Гонконге и Второй филармонии («Город музыки») в Париже. В июле 2016 г. Агунда Кулаева дебютировала в партии Кармен в Немецкой опере в Берлине и Арена-ди-Верона, а также в партии Маргариты в концертном представлении «Осуждения Фауста» вместе с Немецким симфоническим оркестром Берлина. В сезоне 2016–2017 гг. также участвовала в оперных постановках Датской национальной оперы в Амстердаме (партия Кончаковны, «Князь Игорь» Бородина), Люцернского симфонического оркестра в Швейцарии (партия Полины, «Пиковая дама» Чайковского), Гётеборгского симфонического оркестра (меццо-сопрано, «Александр Невский» Прокофьева), в Международном фестивале в Равелло, Италия (меццо-сопрано, «Stabat Mater» Перголези). Агунда Кулаева сотрудничала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Ч. Сянь, Я. де Фринд, Т. Курентзис, В. Федосеев, Д. Юровский, М. Плетнёв. Дмитрий Корчак (тенор) окончил дирижерский и вокальный факультеты Академии хорового искусства имени В.С. Попова, а в 2004 – аспирантуру Академии. В 2003–2007 гг. работал в московском театре «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Дмитрий Корчак – лауреат молодежной премии «Триумф», международного конкурса имени М.И. Глинки, премии имени Олега Янковского в фестивале «Черешневый лес», премии немецкой критики «Люйтпольд». В 2004 г. Дмитрий Корчак стал лауреатом международных конкурсов имени Франсиско Виньяса (Барселона, Испания) и «Operalia» Пласидо Доминго (Лос-Анджелес, США), где получил премии сразу по двум номинациям. Дмитрий сотрудничал с такими дирижерами, как Л. Маазель, Р. Мути, К. Нагано, З. Мета, М. Минковски, Д. Баренбойм, М. Плассон, П. Доминго, Б. Кампанелла, А. Дзедда, Е. Пидо, Дж. Тейд, Х. Кура, К. Пендерецкий, П. Фурнье, Р. Шайли, Е. Светланов, В. Федосеев, Ю. Темирканов, В. Спиваков, М. Плетнёв, Е. Колобов, В. Попов и др. Дмитрий Корчак выступает на лучших оперных сценах и участвует в престижных международных фестивалях, среди которых всемирно известный оперный фестиваль Россини (Пезаро, Италия), фестиваль Кента Нагано (Риети, Италия), Зальцбургский фестиваль, фестивали в Бад-Киссингене, Кольмаре и др. Среди недавних выступлений можно выделить исполнение партий в театрах Ла Скала, Опера Бастилии, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, в государственных операх Вены, Берлина, Цюриха, Гамбурга, Баварии, Нидерландов, театре де ла Монне, оперном театре Лос-Анджелеса, в театре «Массимо» (Палермо), в оперных театрах Валенсии и Рима, израильской филармонии, дрезденской «Земперопер», Королевском театре Мадрида, театре Сан-Карло, театре Елисейских полей, Лионской опере, Национальной академии Св. Цецилии, Карнеги-холле (Нью-Йорк), Альберт-холле (Лондон) и многих других концертных залах Америки, Европы и России. Николай Диденко (бас) – приглашенный солист Государственного Академического Большого театра (с 2013 г.), оперный артист, представляющий русскую исполнительскую школу в оперных театрах и концертных залах Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона, Парижа, Лондона, Берлина, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Зальцбурга, Санкт-Петербурга, Москвы и др. Николай Диденко окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и музыкальную школу имени Стасова по классу скрипки. После продолжил образование в Академии хорового искусства, где в 2003 г. окончил аспирантуру в классе профессора Дмитрия Вдовина. В 2002–2003 гг. – ведущий солист Московского театра «Новая Опера». В 2003–2005 гг. – солист Хьюстонской Гранд Опера (США). С 2004 г. Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия). В обширном репертуаре Николая Диденко более тридцати оперных партий. Николай Диденко сотрудничал со знаменитыми певцами Р. Варгасом, Р. Флеминг, Н. Гяуровым, М. Френи, Э. Груберовой, Ф. фон Штаде, В. Галузиным, М. Гулегиной, Д. Андерсон, Б. Терфилем, М. Салминеном, М. Джордано, Л. Клейкомб и другими; выдающимися дирижерами, среди которых А. Аллеманди, П. Саммерс, Э. Мюллер, Н. Санти, Э. Маццола, М. Армильято, В. Федосеев, В. Спиваков, Р. Баршай, В. Синайский, А. Анисимов, В. Юровский, М. Плетнёв, Г. Рождественский, В. Гергиев и другие. В 2017 г. Николай Диденко был удостоен премии «Грэмми» «за лучшее хоровое исполнение» сочинения К. Пендерецкого «Dies Illa». С 2005 г. Николай Диденко является художественным руководителем благотворительного проекта «Белый пароход», направленного на творческое развитие и реабилитацию музыкально одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. С 2017 г. – президент фонда поддержки творчески одаренных детей и молодежи «Белый пароход». Московский Синодальный хор – один из ведущих хоровых коллективов России. Он был основан в 1721 г. Вскоре после революции 1917 г. хор был распущен. Он был возрожден в 2009 г. Художественный руководитель хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков. В репертуаре хора многочисленные произведения русских церковных композиторов, в том числе «Литургия» и «Всенощное бдение» Рахманинова, «Литургия» Чайковского. Большое внимание А. Пузаков и возглавляемый им хор уделяют музыке Баха («Страсти», кантаты). Достойное место в репертуаре хора отведено музыке современных композиторов, таких как Арво Пярт и митрополит Иларион (Алфеев). Хор регулярно выступает с концертами в Большом зале Московской консерватории, гастролирует в странах Европы и Америки. Российский национальный оркестр был основан в 1990 г. пианистом и дирижером Михаилом Плетнёвым. За свою четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Оркестр активно гастролирует по странам Европы, Азии и Америки и является частым гостем крупнейших фестивалей, среди которых фестивали в Эдинбурге, Шанхае и др. Ежегодно в сентябре оркестр проводит собственный «Большой фестиваль» в Москве. РНО – оркестр-резидент «Festival Napa Valley», который проходит каждый июль в долине Напа в Калифорнии. Концерты Российского национального оркестра регулярно транслируются Национальным общественным радио в США, каналами Европейского вещательного союза и российским каналом «Культура». Дискография оркестра, чей первый компакт-диск (1991 г.) был назван лучшей в истории записью «Патетической» симфонии Чайковского, теперь насчитывает более 80 дисков, выпущенных Deutsche Grammophon, Pentatone и другими престижными лейблами. Запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная РНО под управлением Михаила Плетнева, по версии Би-би-си является четвертой в рейтинге самых популярных записей классической музыки за последние 75 лет. В 2004 г. РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Подводя итоги 2008 г., самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Российский национальный оркестр уникален среди других российских коллективов тем, что был образован и долгое время существовал исключительно при поддержке частных лиц, корпораций и фондов России и всего мира. В знак признания весомого вклада оркестра в современную российскую культуру он первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства Российской Федерации, а в 2009 г. обрел государственный статус. |