5 дней
О сайте3 | R20 02091-2 1994, дата записи: 1993 |
Сторона 1 1. Молода душа, свадебная - 2.12 Запевает Анна Толкунова 2. Вьюн на воде, свадебная — 2.00 Запевает Анна Толкунова 3. На Москве у нас звоны, свадебная — 3.13 Поют Анна Толкунова. Евдокия Бичина. Вера Жорикова 4. Нямножко цвяточику, свадебная — 3.00 Запевает Анна Толкунова 5. Таня говорит: «Слать я хочу», свадебная — 1.40 Запевает Анна Толкунова 6. А кто ж у нас лебедин, свадебная плясовая — 1.24 Запевает Татьяна Володькина 7. Середь лета, лета Петрова, свадебная плясовая - 3.10 Запевает Татьяна Володькина 8. Сильный дождик, лирическая — 2.09 Запевает Мария Герасёва, подголосок - Вера Маркова 9. И давай уже повою, похоронный плач — 2.47 Исполняет Анна Толкунова Сторона 2 10. Авсенюшки, новогодняя поздравительная — 2 Запевает Анна Толкунова 11. Ох, молодка, молодка, плясовая - 2.00 Запевает Анна Толкунова 12. Прощай, жизнь, лирическая - 2.27 Запевает Мария Герасева 13. Горя, горя мне, молодчику, лирическая — 3.5 Запевают Евдокия Бичина и Анна Толкунова 14. Колыбельные - 3.07 Гортуку Жил-был старчик Бубу, детушки Поет Анна Толкунова 15 Шла Машутка, лирическая — 4.45 Запевает Мария Герасева 16 И все кумушки домой, плясовая - 3.00 Запевает Мария Герасева 17 Разыгралася Дунай-ряка, плясовая - 2.00 Запевает Евдокия Бичина Поют жители села Кутуково Евдокия Бичина, Татьяна Володькина, Мария Герасева, Мария Кузьмина, Вера Жорикова, Вера Маркова, Анна Толкунова Составитель Н. Гилярова Звукорежиссер Л. Должников Редактор К. Симонян Художник Н. Чернышева На лицевой стороне конверта герб Рязанской области Эта пластинка была записана весной 1993 года в доме М. И. Герасёвой, жительницы села Кутуково Спасского района Рязанской области. Стоит это село на правом берегу Оки в нескольких километрах от городища Старая Рязань — центра древнего Рязанского княжества. О происхождении Кутуково известно немного — его первое упоминание в документах относится к XVI веку. Сейчас Кутуково — огромное богатое село, для жителей которого песни являются необходимым фактором бытия. В них отражается вся жизнь людей разных поколений и судеб. Колыбельные или, по-местному, «бауканья» напевала когда-то бабушка Анны Андреевны Толкуновой. Теперь она сама припевает их своим внукам и правнукам (№ 14). Похоронный плач «И давай уже повою» (№ 9) тоже не реликтовая, «музейная» часть народной культуры, а неотвратимый трагический элемент деревенской жизни. Записанный плач обычно звучит в момент, когда покойник «еще на лавке лежит». При выносе тела из дома будет звучать другой, на кладбище — третий, на поминах — четвертый плач. А вот другая страница сельского бытия. До сих пор под старый Новый год в Кутуково ходят «авсенькать» — колядовать, как дети, так и взрослые. Последние идут с гармошкой, припевая озорные частушки. А у дома «шумят»: «Авсенюшки, полуношнучки» (N2 10). Остаются в быту и лирические протяжные песни, которые поются в застолье и на работе (№ 8, 12, 13, 15). А после протяжной хорошо звучит веселая плясовая (№ 11, 16, 17). Единственный жанр, постепенно уходящий из жизни села, — свадебные песни. Совсем недавно их знали в Кутуково великое множество. Разветвленный свадебный обряд почти в каждом своем действии сопровождался определенной песней. Большая их часть относилась к невесте. Ее «обыгрывали» (так здесь называлось величание) на «ладах» или «пропое», втором после сватовства вечере, где собирались ближайшие родственники будущей пары (№ 1). Накануне свадебного дня проходил девичник, называемый в Кутуково «мыльницы», так как в этот день привозили невесте подарки от жениха: мыло, духи, украшения. На «мыльницах» играли и прощальные песни, например «Нямножко цвяточику» (№ 4), и плясовые — такие, как «Середь лета, лета Петрова» (№ 7). Когда в этот же вечер родня невесты, по-местному «дар-ницы», отвозила приданое (постель) в дом жениха, там звучала песня «На Москве у нас звоны» (№ 3). Песня «Вьюн на воде» (№ 2) игралась, когда ждали жениха утром в день венчания. Сохранилась в памяти кутуковцев и песня, под которую молодых вели спать (№ 5). К сожалению, современные свадьбы все меньше похожи на своих многовековых предшественниц, поэтому и свадебные песни сохраняются лишь в пассивном репертуаре старейших кутуковских певиц. Исполнители более молодого возраста с трудом входят в их музыкальный строй, представляющий локальную традицию средней Оки. Гетерофонные созвучия, столь характерные для этого региона, образуются переплетением голосов в узком диапазоне грудного регистра и звучат особенно ярко благодаря своеобразию ладового строения. Архаичность свадебных песен проявляется и в своеобразной форме песенной строфы (особенно в № 2), в которой почти невозможно определить внутренние границы. Сюжеты лирических и плясовых песен села Кутуково можно встретить по всей средней России. Они относятся к сравнительно позднему историческому времени — XV — XVIII векам, когда уже сложилась «общерусская народная музыкальная речь». Н.Гилярова |