5 дней
О сайте3 | MEL CD 10 02587 (8 CD) 2019, дата записи: 1969–1972 |
Содержание CD 1 Струнные квартеты №№ 1, 2 CD 2 Струнные квартеты №№ 3, 4 CD 3 Струнные квартеты №№ 5, 6 CD 4 Струнные квартеты №№ 7, 8 CD 5 Струнные квартеты №№ 9, 10 CD 6 Струнные квартеты №№ 11, 12 CD 7 Струнные квартеты №№ 13, 14 CD 8 Струнные квартеты №№ 15, 16 Большая фуга, соч. 133 Квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, первая скрипка Николай Забавников, вторая скрипка Фёдор Дружинин, альт Сергей Ширинский, виолончель Записи 1969–1972 гг. Project supervisor - Andrey Krichevskiy Label manager - Karina Abramyan Release editors: Tatiana Kazarnovskaya, Natalia Storchak Design - Grigory Zhukov Proofreaders: Maria Kuznetsova, Olga Paranicheva Translation - Nikolai Kuznetsov |
буклет -------------- Жанр струнного квартета возник в середине XVIII века как музыка для приятного досуга, но в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта превратился в явление высокого искусства. Бетховен продолжил эту традицию, создав между 1799 и 1826 годами шестнадцать струнных квартетов. Почти все они были рассчитаны на созданный в 1790-х годах в Вене профессиональный струнный квартет во главе с Игнацем Шуппанцигом. Этот ансамбль состоял на службе у меценатов – князя К. Лихновского и графа А. К. Разумовского, а в 1820-х годах впервые начал исполнять камерную музыку в публичных концертах. Первый квартетный цикл Бетховена (ор. 18) был написан в 1799 году по заказу князя Ф. Й. М. Лобковица. Молодой композитор сразу же заявил о себе как о зрелом и самобытном мастере. В квартете № 1 (Фа мажор) внимание привлекают дерзкие диссонансы в Allegro con brio, бойкое скерцо вместо чинного менуэта (третья часть), по-юношески озорной финал. Самая удивительная часть этого квартета – вторая, Adagio affettuoso. Сочиняя ее, Бетховен вдохновлялся сценой в гробнице из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Другие квартеты из ор. 18, особенно № 2 и № 3, ближе к «галантному стилю» XVIII века, однако он везде трактован с немалой долей иронии. Таков, например, поэтический, но в то же время слегка насмешливый менуэт из квартета № 5 (Ля мажор). Квартет № 4 (до минор) выделяется своей «патетической» тональностью, хотя накал страстей здесь не переходит границ камерной музыки. Кипучая энергия квартета № 6 оттеняется мечтательным Adagio (вторая часть) и тончайшими гармоническими красками интермеццо, названного автором La malinconia («Меланхолия»), предпосланному танцевальному финалу. Три квартета ор. 59 (№ 7, 8 и 9), созданные Бетховеном в 1806 году, называются в зарубежной литературе «Разумовскими», а в отечественной – «Русскими». Их заказчиком был русский посол в Вене граф (с 1815 – князь) Андрей Кириллович Разумовский, меценат и скрипач-любитель. Во время работы над этими квартетами Бетховен изучал сборник русских народных песен Н. А. Львова с гармонизациями И. Прача (1790). В итоге он выбрал две мелодии, обозначив их в нотах Thème russe. В квартете № 7 это главная тема финала (песня «Ах, талан ли мой, талан»), а в квартете № 8 – тема среднего раздела скерцо (песня «Слава»). В квартете № 9 подлинных русских мелодий нет, но меланхоличная вторая часть пронизана славянскими песенными интонациями. Квартеты ор. 59 намного сложнее и масштабнее квартетов ор. 18. Здесь Бетховен уже не состязается с Гайдном и Моцартом, а предлагает свое понимание жанра. Так, в квартете № 7 (Фа мажор) все четыре части написаны в сонатной форме, включая чрезвычайно причудливое скерцо и проникновенное Adagio – предтечу самых печальных романсов Глинки и Чайковского. В квартете № 8 постоянно сопоставляются две тональности: романтически взволнованный ми минор и радостно-приподнятый Ми мажор, пока в финале едва не побеждает До мажор, пытающийся узурпировать права тоники. Самый краткий и самый загадочный в этом цикле квартет № 9 (До мажор) интересен не только «атональным» вступлением к первой части и сумрачным колоритом второй, но и переосмысленным возвращением к жанрам XVIII века: менуэт оказывается прелюдией к виртуозному фугированному финалу. Квартет ор. 74 (№ 10, Ми-бемоль мажор), посвященный князю Лобковицу, сочинялся в тяжелое военное время – летом и осенью 1809 года, когда Вену заняли войска Наполеона. Этот квартет иногда называют «Арфовым», поскольку в нем часто используется прием игры щипком, pizziccato. Но музыка ор. 74 далека от светской салонности. Вторая часть звучит как ностальгическое воспоминание, переходящее в сдержанную жалобу. Бурную третью часть Бетховен не стал называть «скерцо», поскольку в ней нет ничего шутливого, зато слышится ритм «темы судьбы», на котором была основана вся Пятая симфония (1808). Лишь в финальных вариациях наступает успокоение. Квартет ор. 95 (№ 11, фа минор), сочиненный в 1810 году, но изданный лишь в 1816, Бетховен обозначил в рукописи как Quartetto serioso («Серьезный»). Посвящен квартет давнему другу, виолончелисту барону Николаусу Цмескалю. С начала до конца в квартете ор. 95 царит грозовая атмосфера. В сонатном Allegro яростные порывы сменяются прерванными на полуслове лирическими высказываниями; невеселое раздумье Andante переходит в страдальческие сетования; гневному отчаянию третьей части противопоставляется романсовая печаль финала. Лишь на самых последних страницах квартета свет внезапно одерживает победу над мраком. В 1816 году струнный квартет Шуппанцига временно распался; скрипач несколько лет провел за границей, в том числе в России. В квартетном творчестве Бетховена наступил перерыв, вызванный как внутренними, так и внешними причинами. Когда в 1822 году композитор вновь захотел сочинять квартеты, он натолкнулся на скептицизм издателя. Но именно в это время к Бетховену поступил заказ на три струнных квартета из Петербурга, от князя Николая Борисовича Голицына, искусного виолончелиста и страстного поклонника Бетховена. Полностью погрузиться в создание «голицынских» квартетов Бетховен смог лишь в 1825 году, после завершения Торжественной мессы и Девятой симфонии. Порядковые и опусные номера поздних квартетов, присвоенные им в процессе публикации, не вполне соответствуют творческой хронологии. Голицыну посвящены три квартета: ор. 127 (№ 12, Ми-бемоль мажор), ор. 132 (№ 15, ля минор) и ор. 130 (№ 13, Си-бемоль мажор). Первый из них ближе всего к классическому эталону четырехчастного цикла, и в нем господствуют светлые и жизнерадостные настроения. Квартет № 15 сочинялся весной и летом 1825 года, после перенесенной Бетховеном тяжелой болезни, и потому носит очень личный характер. Мрачно-вопросительная тема, открывающая квартет, напоминает баховскую «тему креста»; ее очертания угадываются не только в страдальческих интонациях главной темы первой части, но и в идиллических напевах второй части, близкой к австрийскому лендлеру. Самая необычная часть этого квартета – третья, имеющая авторское название «Священная благодарственная песнь выздоравливающего Божеству, в лидийском ладу». В ней чередуются две темы: хоральная молитва в духе церковной полифонии Палестрины и менуэт в генделевском стиле, сопровожденный ремаркой «Ощущая прилив новых сил». Следующий далее краткий энергичный марш обрывается взволнованным речитативом, приводящим к поэтическому вальсообразному финалу с мажорной кодой. При всей контрастности пяти частей квартета ор. 132, они пронизаны одними и теми же интонациями, что придает произведению классическое единство. Гораздо менее очевидна логика построения цикла в шестичастном квартете ор. 130. Тональный план квартета очень прихотлив: Си-бемоль мажор – си-бемоль минор – Ре-бемоль мажор – Соль мажор – Ми-бемоль мажор – Си-бемоль мажор. Здесь, помимо сонатного Allegro, имеются две быстрые средние части (зловещее Presto – вторая, и изящная Alla danza tedesca – четвертая) и две медленные (переменчивая по настроению третья, Andante con moto, и исповедальная Каватина – пятая). Финал же оказывается «открытым», ибо существуют два равноправных авторских решения. В первой версии, отправленной Голицыну, квартет завершался грандиозной и невероятно трудной фугой. Венский издатель М. Артариа уговорил Бетховена сочинить для квартета другой, более доступный финал, фугу же опубликовать отдельно. Так Большая фуга ор. 133 (Си-бемоль мажор) стала самостоятельным произведением, а квартет ор. 130 получил новое завершение, написанное осенью 1826 года. За тремя «голицынскими» последовали еще два квартета, сочиненные Бетховеном по собственной инициативе. Квартет ор. 131 (№ 14, до-диез минор) – самый необычный во всей классической музыке. В нем семь частей, следующих словно бы в импровизационном порядке, от медленной скорбной фуги к энергичному волевому финалу в ритме воинственной скачки. Между этими крайними точками расположены две части в духе скерцо (вторая и пятая), два кратких речитативных интермеццо (третья и шестая части) и лирический центр произведения – Andante con moto с вариациями (четвертая часть, самая продолжительная в цикле). Последний квартет Бетховена, ор. 135 (№ 16, Фа мажор) вновь следует классической модели. Четыре части образуют компактный цикл (со скерцо на втором месте). Однако финал таит в себе «загадку Сфинкса». Бетховен выписал над финалом две музыкальные фразы, подтекстовав их словами: «Muss es sein?» и «Es muss sein!» («Должно ли это быть?» – «Это должно быть!»). Вопрос звучит почти трагически, но ответ – шутливо и даже легкомысленно. Чувство юмора никогда не изменяло Бетховену, и в своем последнем квартете он предпочел не искать решения мировых проблем, а посмеяться над ними. Лариса Кириллина Государственный струнный квартет имени Бетховена «…Поразительное инструментальное совершенство, сильный и благородный дух, вкус и… глубокий интерес к современности». Эти слова, сказанные Марией Юдиной об одном из участников квартета, с полным правом можно было отнести к любому из «бетховенцев» – и ко всему ансамблю в целом. Квартет просуществовал с 1923 по 1990 годы – почти столько же, сколько Советский Союз. И в истории музыкально-исполнительского искусства советского периода квартету имени Бетховена было отведено поистине уникальное место, хотя рождение этого коллектива было почти случайным. В 1923 году Василий Ширинский, оканчивающий Московскую консерваторию по классам скрипки и композиции, искал исполнителей для демонстрации дипломной работы – струнного квартета. Вместе с братом Сергеем Ширинским и двумя недавними выпускниками консерватории – Дмитрием Цыгановым и Вадимом Борисовским – квартет исполнили перед экзаменационной комиссией. Восхищенные исполнением профессора настойчиво рекомендовали молодым музыкантам сохранить ансамбль. Это совпало с их внутренним ощущением радости от совместной игры. 1. Репетировать квартетом ежедневно, как ежедневно занимаются на своих инструментах концертирующие скрипачи, пианисты, виолончелисты. 2. Никогда не смотреть на квартет как на источник средств к существованию. Прожиточный минимум иметь путем педагогической или какой-либо другой работы. 3. Никогда не заграждать каждому участнику квартета его индивидуальных возможностей в области сольно-концертной или какой-либо другой деятельности. Такие правила установили члены «Струнного квартета Московской консерватории» (его название в 1923–25 годах) в процессе первых репетиций. И придерживались их до конца, пока новая эпоха не пресекла на корню самую возможность такого «музыкального бессеребреничества». Каждый из четырех музыкантов обладал выдающимся многосторонним музыкальным дарованием. И все же необъявленным лидером квартета стал Дмитрий Цыганов, который отдал «бетховенцам» более 50 лет служения (при этом четверть века он возглавлял кафедру скрипки Московской консерватории). С другой стороны, виолончелист Сергей Ширинский, совмещавший квартетную игру с деятельностью концертмейстера виолончельных групп ведущих московских оркестров, оставался наивысшим авторитетом в вопросах штрихов и исполнительских редакций, подлинным «генерал-басом» ансамбля. В первые годы большую поддержку оказал квартету М. Тухачевский (легендарный маршал Красной армии был страстным любителем музыки, собирал и реставрировал скрипки старых мастеров; возможно, благодаря ему квартет играл на прекрасных инструментах Гварнери дель Джезу). В 1925 и 1927 годах квартет победил на Первом и Втором Всесоюзных квартетных конкурсах. Успех сопровождал музыкантов и во время первых зарубежных гастролей – на международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне («…наш молодой квартет МГК … оказался чудом, к которому было приковано общее внимание», – писал народный комиссар просвещения А. Луначарский). Получив имя Бетховена в 1931 году, квартет стал ведущим камерным ансамблем страны; с ним сотрудничали крупнейшие исполнители и композиторы эпохи. Исключительной была деятельность «бетховенцев» в годы Великой Отечественной войны – сотни концертов в залах, госпиталях, воинских частях. В 1946 году струнный квартет имени Бетховена был удостоен высшей награды – Государственной (сталинской) премии I степени. Г. Нейгауз, С. Фейнберг, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Л. Оборин, М. Юдина, В. Софроницкий, М. Гринберг, С. Рихтер, Э. Гилельс, Т. Николаева, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий, М. Ростропович – это далеко не полный перечень музыкантов, выступавших с квартетом имени Бетховена. Репертуар квартета основывался на русской и зарубежной классике, но с годами все больше внимания уделялось современной музыке. Вместе с Прокофьевым квартет неоднократно исполнял «Увертюру на еврейские темы»; для «бетховенцев» писали Н. Мясковский, Г. Свиридов, Р. Глиэр, В. Шебалин, Ан. Александров, М. Вайнберг, Д. Кабалевский. Но среди многих имен было у квартета два мощных музыкальных маяка – Бетховен и Шостакович. Их творчество было главной путеводной нитью, определяющей долгий путь ансамбля, его неизменную профессиональную планку, высшую степень творческого горения, этическую глубину самозабвенного творческого труда. По просьбе Тухачевского в 1925 году молодые музыканты выучили квартет Бетховена, соч. 131; после выступления в Германии решились на полный концертный цикл из 17 квартетов. Они неоднократно исполняли его и в дальнейшем, отдельные квартеты записывали в студии, начиная с 1930-х годов, но полную запись осуществили гораздо позже. Именно «бетховенцы» убедили молодого Шостаковича обратиться к квартетному жанру. Начиная с фортепианного квинтета, композитор доверял им премьеры всех своих камерно-инструментальных сочинений. С каждым из музыкантов Шостакович ощущал глубокую духовную связь (квартету имени Бетховена посвящены Третий и Пятый квартеты, отдельным его участникам – с Одиннадцатого по Четырнадцатый). Смерть С. Ширинского прервала работу коллектива над последним, Пятнадцатым квартетом; впрочем, Шестнадцатый Шостакович снова предполагал посвятить всем «бетховенцам»… «Все мы уйдем… и я, и ты… Квартет же имени Бетховена должен жить всегда. И через пятьдесят лет, и через сто». Эти слова Шостакович сказал Д. Цыганову после смерти В. Ширинского. Более сорока лет «бетховенцы» выступали в неизменном «золотом» составе – факт, сам по себе достойный книги рекордов Гиннесса. Однако к середине 1960-х годов в квартет пришли новые участники. Николай Забавников окончил Московскую консерваторию по классу Д. Цыганова. Он с успехом начал сольную концертную деятельность, но полностью посвятил себя квартетному музицированию – заменив В. Ширинского в 1965 г., играл в ансамбле до конца его существования. Ученик В. Борисовского Фёдор Дружинин стал преемником учителя годом ранее. «Дивный альтист» (по выражению М. Юдиной), он сочетал в себе таланты исполнителя, композитора и педагога. Игра Ф. Дружинина вдохновила Шостаковича на последний в его жизни опус – Альтовую сонату. «Подлинным аристократом музыки» называл Дружинина его самый прославленный ученик Ю. Башмет. Но и для него игра в квартете имени Бетховена, работа с великими мастерами камерного искусства стала главным делом жизни. Обновленный состав прошел «боевое крещение» премьерами Девятого и Десятого квартетов Шостаковича. Так же было решено провести бетховенский цикл, который был затем повторен в гастрольных выступлениях и впервые целиком записан на пластинки. Эта запись, приуроченная к 200-летию со дня рождения композитора, стала ярким событием мировой «бетховенианы». Комплект, вышедший на фирме «Мелодия», был награжден медалью в честь 200-летнего юбилея со дня рождения Бетховена, почетным дипломом Ассоциации японских музыкантов и медалью академии «Санта Чечилия» (Италия). Запись, осуществленная «серебряным» составом квартета, на тот момент стала первым полным собранием струнных квартетов Бетховена в мире. Но и сегодня она остается выдающимся памятником исполнительского искусства – памятником, который не устареет «и через пятьдесят лет, и через сто». Андрей Мирошников Борис Мукосей |
CD 1 1 Струнный квартет № 1, соч. 18 № 1: I. Allegro con brio 08:58 2 Струнный квартет № 1, соч. 18 № 1: II. Adagio affettuoso ed appasionato 08:32 3 Струнный квартет № 1, соч. 18 № 1: III. Scherzo - Allegro molto 03:32 4 Струнный квартет № 1, соч. 18 № 1: IV. Allegro 06:08 5 Струнный квартет № 2, соч. 18 № 2: I. Allegro 07:16 6 Струнный квартет № 2, соч. 18 № 2: II. Adagio cantabile 06:19 7 Струнный квартет № 2, соч. 18 № 2: III. Scherzo - Allegro 04:01 8 Струнный квартет № 2, соч. 18 № 2: IV. Allegro molto, quasi Presto 05:21 CD 2 1 Струнный квартет № 3, соч. 18 № 3: I. Allegro 06:47 2 Струнный квартет № 3, соч. 18 № 3: II. Andante con moto 07:48 3 Струнный квартет № 3, соч. 18 № 3: III. Allegro 02:53 4 Струнный квартет № 3, соч. 18 № 3: IV. Presto 06:03 5 Струнный квартет № 4, соч. 18 № 4: I. Allegro, ma non tanto 08:19 6 Струнный квартет № 4, соч. 18 № 4: II. Scherzo - Andante scherzoso quasi Allegretto 06:40 7 Струнный квартет № 4, соч. 18 № 4: III. Menuetto - Allegretto 03:53 8 Струнный квартет № 4, соч. 18 № 4: IV. Allegro 03:58 CD 3 1 Струнный квартет № 5, соч. 18 № 5: I. Allegro 09:21 2 Струнный квартет № 5, соч. 18 № 5: II. Menuetto 04:23 3 Струнный квартет № 5, соч. 18 № 5: III. Andante cantabile con variazioni 09:02 4 Струнный квартет № 5, соч. 18 № 5: IV. Allegro 06:30 5 Струнный квартет № 6, соч. 18 № 6: I. Allegro con brio 09:15 6 Струнный квартет № 6, соч. 18 № 6: II. Adagio, ma non troppo 05:56 7 Струнный квартет № 6, соч. 18 № 6: III. Scherzo - Allegro 03:25 8 Струнный квартет № 6, соч. 18 № 6: IV. Меланхолия - V. Allegretto quasi allegro 07:12 CD 4 1 Струнный квартет № 7, соч. 59 № 1 "Разумовский": I. Allegro 09:10 2 Струнный квартет № 7, соч. 59 № 1 "Разумовский": II. Allegretto vivace e sempre scherzando 08:03 3 Струнный квартет № 7, соч. 59 № 1 "Разумовский": III. Adagio molto e mesto 09:22 4 Струнный квартет № 7, соч. 59 № 1 "Разумовский": IV. Thème russe - Allegro 07:41 5 Струнный квартет № 8, соч. 59 № 2 "Разумовский": I. Allegro 13:26 6 Струнный квартет № 8, соч. 59 № 2 "Разумовский": II. Molto Adagio - Si tratta questo pezzo con molto di sentimento 10:40 7 Струнный квартет № 8, соч. 59 № 2 "Разумовский": III. Allegretto - Maggiore 07:47 8 Струнный квартет № 8, соч. 59 № 2 "Разумовский": IV. Finale - Presto 05:34 CD 5 1 Струнный квартет № 9, соч. 59 № 3 "Разумовский": I. Introduzione - Andante con moto - Allegro vivace 09:36 2 Струнный квартет № 9, соч. 59 № 3 "Разумовский": II. Andante con moto quasi Allegretto 08:35 3 Струнный квартет № 9, соч. 59 № 3 "Разумовский": III. Menuetto - Grazioso 04:09 4 Струнный квартет № 9, соч. 59 № 3 "Разумовский": IV. Allegro molto 06:00 5 Струнный квартет № 10, соч. 74 "Арфовый": I. Poco adagio - Allegro 08:31 6 Струнный квартет № 10, соч. 74 "Арфовый": II. Adagio ma non troppo 08:42 7 Струнный квартет № 10, соч. 74 "Арфовый": III. Presto - Più presto quasi prestissimo 05:20 8 Струнный квартет № 10, соч. 74 "Арфовый": IV. Allegretto con variazioni 06:10 CD 6 1 Струнный квартет № 11, соч. 95 "Серьёзный": I. Allegro con brio 04:18 2 Струнный квартет № 11, соч. 95 "Серьёзный": II. Allegretto ma non troppo 06:14 3 Струнный квартет № 11, соч. 95 "Серьёзный": III. Allegro assai vivace ma serioso 04:17 4 Струнный квартет № 11, соч. 95 "Серьёзный": IV. Larghetto espressivo - Allegretto agitato 04:32 5 Струнный квартет № 12, соч. 127: I. Maestoso - Allegro 05:56 6 Струнный квартет № 12, соч. 127: II. Adagio, ma non troppo e molto cantabile 11:49 7 Струнный квартет № 12, соч. 127: III. Scherzando vivace 08:50 8 Струнный квартет № 12, соч. 127: IV. Finale 06:08 CD 7 1 Струнный квартет № 13, соч. 130: I. Adagio, ma non troppo - Allegro 12:21 2 Струнный квартет № 13, соч. 130: II. Presto 02:11 3 Струнный квартет № 13, соч. 130: III. Andante con moto ma non troppo 06:38 4 Струнный квартет № 13, соч. 130: IV. Alla danza tedesca - Allegro assai 02:54 5 Струнный квартет № 13, соч. 130: V. Cavatina - Adagio molto espressivo 05:10 6 Струнный квартет № 13, соч. 130: VI. Finale - Allegro 09:09 7 Струнный квартет № 14, соч. 131: I. Adagio ma non troppo e molto espressivo 04:56 8 Струнный квартет № 14, соч. 131: II. Allegro molto vivace 02:54 9 Струнный квартет № 14, соч. 131: III. Allegro moderato - Adagio 00:43 10 Струнный квартет № 14, соч. 131: IV. Andante ma non troppo e molto cantabile 12:39 11 Струнный квартет № 14, соч. 131: V. Presto 04:50 12 Струнный квартет № 14, соч. 131: VI. Adagio quasi un poco andante 01:40 13 Струнный квартет № 14, соч. 131: VII. Allegro 06:26 CD 8 1 Струнный квартет № 15, соч. 132: I. Assai sostenuto - Allegro 08:14 2 Струнный квартет № 15, соч. 132: II. Allegro ma non tanto 07:54 3 Струнный квартет № 15, соч. 132: III. Molto adagio 15:17 4 Струнный квартет № 15, соч. 132: IV. Alla marcia, assai vivace 01:55 5 Струнный квартет № 15, соч. 132: V. Allegro appassionato 06:19 6 Струнный квартет № 16, соч. 135: I. Allegretto 05:39 7 Струнный квартет № 16, соч. 135: II. Vivace 03:58 8 Струнный квартет № 16, соч. 135: III. Lento assai, cantante e tranquillo 05:45 9 Струнный квартет № 16, соч. 135: IV. Grave, ma non troppo tratto - Allegro 06:20 10 Большая фуга, соч. 133 14:26 |