6 час.
О сайте2 | MEL CD 10 02565 2019, дата записи: 2018 |
Арнольд Бакс (1883–1953) 1 «Хардангер» для двух фортепиано (1927) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.31 2 «Отравленный фонтан» для двух фортепиано (1928) . . . . . . . . . . . . . . . 5.19 3 «Счастливая долина», ирландская поэма для двух фортепиано (1916) . . . . . 9.55 Бенджамин Бриттен (1913–1976) Две пьесы, соч. 23 4 Интродукция и рондо-бурлеска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.16 5 Элегическая мазурка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.33 Йорк Боуэн (1884–1961) Тема и вариации для двух фортепиано, соч. 139 6 Тема. Andante tranquillo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.46 7 Вариация 1. Poco piu andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.45 8 Вариация 2. Allegro con spirito . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.30 9 Вариация 3. Allegretto con grazia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.41 10 Вариация 4. Allegro con fuoco . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.50 11 Вариация 5. Poco lento tranquillo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 12 Вариация 6. Sostenuto e serioso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.49 13 Вариация 7. Allegretto grazioso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.36 14 Вариация 8. Andantino . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.50 15 Интерлюдия. Lento . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.18 16 Вариация 9. Finale. Allegro molto con fuoco – Maestoso nobilemento – Allegro con fuoco . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.15 Ричард Родни Беннетт (1936–2012) Дивертисмент для двух фортепиано (1974) 17 Грустная самба. Gentle and rhythmic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.11 18 Кантри-блюз. Slow and lazy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.27 19 Рэгтайм-вальс. Moderate waltz time . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.24 20 Финал. Tempo di hard rock . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.01 Общее время: 59.43 Людмила Берлинская, фортепиано Артур Ансель, фортепиано Записи из Большого зала Московской консерватории 24, 25 сентября и 23–25 декабря 2018 г. Звукорежиссер – Мария Соболева Монтаж – Елена Сыч |
После двух первых «опусов», представляющих в равной степени стилистическую и национальную целостность, мы исходили из шутки, чтобы обрисовать контуры этого третьего тома «2-pianos originals project» («Оригинальных сочинений для двух фортепиано»): а что если из всей богатой британской литературы для двух фортепиано мы сыграем только композиторов на букву «Б»? Конечно, это дробление стиля, но в нем по-прежнему присутствует эта обманчивая холодность, юмор, отстраненность наряду с энергией – поистине британские черты, которые красной нитью проходят через весь альбом. Было непросто выбирать среди шедевров Бакса и Боуэна, мы могли бы предпочесть серийного Беннетта с Kandinsky Variations или даже продолжить путь буквы «Б» с произведениями Артура Блисса и Леннокса Беркли… Но нужно было приберечь что-нибудь особенно привлекательное и для концерта, а главное, гармонично сочетать произведения альбома, а не громоздить их друг на друга. Надеемся, что вам понравится это путешествие! Людмила Берлинская и Артур Ансель Новый диск Людмилы Берлинской и Артура Анселя посвящен английской музыке ушедшего столетия. Арнольд Бакс, Йорк Боуэн, Бенджамин Бриттен и Ричард Беннетт; два крупных композитора «английского музыкального Возрождения», признанный классик ХХ столетия и неоднократный номинант на «Оскар», прошедший путь от сериализма до джаза – так видят музыканты полувековой срез британской музыкальной культуры в зеркале жанра фортепианного дуэта. В эпоху, когда быстрота сменяющихся стилей подобна пейзажу из окна скоростного поезда, даже недавнее прошлое становится историей, притягивает к себе загадочным ароматом «ретро», побуждает к пристальному изучению. Последуем же за исполнителями, чей музыкальный маршрут на этот раз пролегает по туманному Альбиону. Имя Арнольда Бакса осталось в тени масштабных фигур его современников Эдварда Элгара и Ральфа Воан-Уильямса – крупнейших представителей британской композиторской школы рубежа веков; эпохи, вошедшей в историю как «английское музыкальное Возрождение». Между тем, его творческий мир, сочетающий композиторский и поэтический дар (Бакс публиковался под псевдонимом Дермот О’Бирн) и сохранивший индивидуальность под перекрестным влиянием мощнейших точек музыкального притяжения, является важным связующим звеном в культурном контексте эпохи. Немецкая, французская и русская музыкальные традиции получили весьма своеобразное преломление в сочинениях английского автора. Наибольшую известность А. Баксу принесли многочисленные оркестровые опусы (7 симфоний, 18 симфонических поэм, инструментальные концерты, увертюры, сюиты). Между тем, на протяжении всей жизни композитор обращался к фортепиано, отдавая дань и жанру фортепианного дуэта. «Долина радости», названная автором «симфонической поэмой для двух фортепиано», принадлежит к ярчайшим страницам творчества Арнольда Бакса. Это сочинение навеяно ирландской легендой о девушке-волшебнице, которая явилась королевскому сыну и увлекла его в сказочную долину грез, где жители не ведают ни зла, ни горя. Замысел поэмы возник у автора в 1916 году, вскоре после кровавых дней «пасхального восстания» в Дублине; разверзшейся перед ним пропасти ненависти и разрушения Бакс противопоставил немеркнущую красоту народного эпоса, древний идеал «рая земного». Две другие четырехручные миниатюры были сочинены в 1927–28 годах. «Отравленный фонтан» – мрачный «этюд в багровых тонах», в духе равелевского «Ночного Гаспара». «Хардангер» (название знаменитого норвежского фьорда) – своего рода музыкальное приношение Григу, кумиру юности композитора; впрочем, изысканный гармонический колорит пьесы приближает ее к фортепианному стилю Дебюсси. Эти пьесы, как и последующие сочинения А. Бакса для двух фортепиано, возникли благодаря дуэту английских пианистов Этель Бартлетт и Рэя Робертсона; их творческий тандем был ярким явлением музыкально-исполнительского искусства первой половины ХХ столетия. Игра Э. Бартлетт и Р. Робертсона вдохновила и Бенджамина Бриттена; две пьесы для фортепианного дуэта, опубликованные под опусом 23 (как и «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром), написаны в период пребывания композитора в США. Работа над соч. 23 (1940–41) велась одновременно с вокальным циклом на стихи Микеланджело, в окружении масштабных опусов Скрипичного концерта и антивоенной «Симфонии-Реквиема». «Интродукция и Рондо-бурлеска» – замечательный образец бриттеновского «необарокко»; холодноватая ирония, с которой патетическая тема Интродукции противопоставляется моторно-энергичному Рондо, как будто намеренно полемизирует с графичной бесстрастностью музыки Стравинского. «Элегическая мазурка» должна была войти в сборник «Посвящение Падеревскому» (этой публикацией, объединившей 17 композиторов разных стран, американское издательство Boosey & Hawkes отметило 50-летие исполнительской деятельности великого польского пианиста и исследователя, крупнейшего интерпретатора творчества Шопена). Но и здесь по-бриттеновски звучат ритмообразы польских мазурок, а столь характерная для Шопена ностальгическая печаль окутана в туманную дымку английских берегов. Среди других композиторов «английского музыкального Возрождения» Йорк Боуэн выделялся особым пристрастием к фортепианной музыке, яркой индивидуальностью пианистического стиля, продолжающего традиции европейского романтизма. Разносторонний в своих музыкальных талантах (Боуэн в совершенстве владел игрой на альте и валторне, выступал как органист и дирижер), он обладал поистине выдающимися данными пианиста; его концертный репертуар простирался от венских классиков до поздних романтиков и русских композиторов (включая Метнера, жившего в Лондоне с конца 1920-х годов). Фортепианное творчество представлено в композиторском наследии Й. Боуэна во всем жанровом многообразии (4 фортепианных концерта, 6 сонат, 24 прелюдии, 12 этюдов, сюиты, баллады, рапсодии, ноктюрны, экспромты – всего более 130 сочинений для фортепиано в две и четыре руки). «Тема с вариациями» для двух фортепиано, соч. 139 (1951) – последнее сочинение Боуэна для фортепианного дуэта. Классическая структурирован«Интродукция и Рондо-бурлеска» – замечательный образец бриттеновского «необарокко»; холодноватая ирония, с которой патетическая тема Интродукции противопоставляется моторно-энергичному Рондо, как будто намеренно полемизирует с графичной бесстрастностью музыки Стравинского. «Элегическая мазурка» должна была войти в сборник «Посвящение Падеревскому» (этой публикацией, объединившей 17 композиторов разных стран, американское издательство Boosey & Hawkes отметило 50-летие исполнительской деятельности великого польского пианиста и исследователя, крупнейшего интерпретатора творчества Шопена). Но и здесь по-бриттеновски звучат ритмообразы польских мазурок, а столь характерная для Шопена ностальгическая печаль окутана в туманную дымку английских берегов. Среди других композиторов «английского музыкального Возрождения» Йорк Боуэн выделялся особым пристрастием к фортепианной музыке, яркой индивидуальностью пианистического стиля, продолжающего традиции европейского романтизма. Разносторонний в своих музыкальных талантах (Боуэн в совершенстве владел игрой на альте и валторне, выступал как органист и дирижер), он обладал поистине выдающимися данными пианиста; его концертный репертуар простирался от венских классиков до поздних романтиков и русских композиторов (включая Метнера, жившего в Лондоне с конца 1920-х годов). Фортепианное творчество представлено в композиторском наследии Й. Боуэна во всем жанровом многообразии (4 фортепианных концерта, 6 сонат, 24 прелюдии, 12 этюдов, сюиты, баллады, рапсодии, ноктюрны, экспромты – всего более 130 сочинений для фортепиано в две и четыре руки). «Тема с вариациями» для двух фортепиано, соч. 139 (1951) – последнее сочинение Боуэна для фортепианного дуэта. Классическая структурированность формы органично сочетается с романтической свободой высказывания; каждая из десяти вариаций на 24-тактную, песенно-хоральную тему звучит как самостоятельная миниатюра. Драматургическим центром цикла становятся пятая и шестая вариации, их эмоционально окрашенная лирика оттеняется скерцозностью обрамляющих пьес. Предпоследняя вариация – своего рода мини-интродукция перед финалом, который наполняет тему мощью торжественного апофеоза. В годы, когда послевоенную Европу стремительно захватывал звуковой хаос авангарда, неоромантический пафос Боуэна казался безнадежным анахронизмом, но спустя полвека творческий посыл автора оценивается иначе: мы различаем в нем интонации диккенсовской печали, стремления вновь пробудить в слушателе «слишком человеческое». «…Пусть у тебя будет сердце, которое никогда не ожесточится, и характер, который никогда не испортится, и прикосновение, которое никогда не ранит». «Различные этапы моей карьеры как будто проходили в разных комнатах, и все же они принадлежат одному дому», – отзывался о своем непростом творческом пути Ричард Родни Беннетт. Один из самых известных учеников Пьера Булеза, посещавший курсы современной музыки в Дармштадте, и успешный кинокомпозитор, неоднократно номинированный на «Оскар» (среди наиболее известных его кинопартитур «Убийство в Восточном экспрессе», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Николай и Александра»); джазовый пианист, завсегдатай клуба Ронни Скотта в Лондоне и смелый экспериментатор в техниках сериализма и коллажа… Его сочинения вобрали в себя всю яркую и противоречивую палитру англоамериканской музыкальной культуры второй половины ХХ века. «Дивертисмент» для двух фортепиано (1974) выглядит не просто забавной шуткой. Представить типичные жанры поп-музыки 1970-х в традиционной оболочке четырехчастного цикла – едва ли кто-то, кроме Беннетта, мог дать себе столь необычное творческое задание. «Лирическую» первую половину цикла («Грустная самба» в сонатной форме и медленный «Кантри-блюз») уравновешивает вторая, «скерцозная» – гибрид рэгтайма и вальса сменяет финальное «хард-роковое» Рондо. Как и два столетия назад «сонатно-симфонический цикл» Беннетта по-своему отражает культурное пространство современного мира… Борис Мукосей |