17 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02598 2019, дата записи: 2016, 2019 |
С. СЛОНИМСКИЙ Реквием для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра 1 Lacrimosa . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.04 2 Dies irae . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.07 3 Requiem aeternam . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.11 4 Lux aeterna . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.47 5 Tuba mirum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.31 6 Agnus Dei . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.23 7 Rex tremendae majestatis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.56 8 Domine Jesu . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.17 9 Hostias . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.07 10 Sanctus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.38 11 Benedictus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.06 12 Libera me . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4.03 13 Kyrie eleison . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.25 14 Lacrimosa . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.48 Два хора на стихи А.С. Пушкина 15 «Если жизнь тебя обманет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.07 16 «Вакхическая песнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.45 Две русские песни 17 «Печальное сердце моё» . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 3.57 18 «Люби жену, да не бей!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 2.39 Общее время: 57.01 Татьяна Минеева, сопрано Полина Шамаева, меццо-сопрано Андрей Башков, тенор Дмитрий Кузнецов, бас Дирижер – Лев Конторович Симфонический оркестр Московской консерватории. Художественный руководитель – Вячеслав Валеев Академический Большой хор «Мастера хорового пения». Художественный руководитель – Лев Конторович Камерный хор Московской консерватории. Основатель хора – профессор Б.Г. Тевлин. Хормейстеры: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Алексей Вязников Тульский государственный хор. Главный дирижер – Георгий Августинович, главный хормейстер – Сергей Сидоренко Хормейстеры: Сергей Васильев, Алексей Зайцев Художественный руководитель хоров – Александр Соловьёв Запись из Большого зала Московской консерватории 10 октября 2016 г. (1–14), 26 февраля 2019 г. (15–18) Звукорежиссеры: Светлана Спасская (1–14), Руслана Орешникова (15–18) Мастеринг – Руслана Орешникова РЕДАКТОР – КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ПОЛИНА ДОБРЫШКИНА МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА – МАРИНА БЕЗРУКОВА ДИЗАЙН – ИЛЬДАР КРЮКОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА ОБЛОЖКЕ: НАТАЛЬЯ БЕКЕТОВА «ХРАНИТЕЛИ ПЕТЕРБУРГА», 2019 ГОД. В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА «ФИРМЫ МЕЛОДИЯ» И МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ» Изданием «Реквиема» Сергея Слонимского «Фирма Мелодия» продолжает выпуск «Антологии современной хоровой музыки России». Идея «Антологии современной хоровой музыки России», предложенная профессором, дирижёром Александром Соловьёвым, нашла воплощение как совместный проект «Фирмы Мелодия» и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского при поддержке Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» и Фонда развития творческих инициатив. Если первый выпуск «хоровой антологии» включал в себя произведения московских авторов различных стилевых направлений, то данный диск посвящен творчеству корифею Санкт-Петербургской композиторской школы – профессору Сергею Слонимскому. Это «огромный мастер хорового творчества, – так характеризует Слонимского известный исследователь его творчества, профессор Московской консерватории Елена Долинская, – его хоровая музыка выдвигает на первый план искренность, простоту, мелодичность, высокую глубину чувств». Хор звучит в сочинениях Слонимского самых разных жанров (операх, балетах, симфониях) как важнейший тембровый и драматургический стержень. «К Реквиему композитор может обратиться только раз в жизни», – полагает автор. «Реквием» для солистов, хора и оркестра, законченный в 2003 году, С. Слонимский считает одним из наиболее концептуальных своих произведений. Он написан на традиционный латинский текст и включает невольные или сознательные аналогии с известнейшими сочинениями заупокойного жанра (Моцарта, Верди). В высшем синтезе традиции и современности – залог выдающегося композиторского мастерства, секрет эмоционального воздействия, которое окажет эта музыка на глубокого и чуткого слушателя. Запись «Реквиема» Сергея Слонимского осуществлена на премьере сочинения, 10 октября 2016 года в Большом зале Московской консерватории. В исполнении принял участие сводный хор, включивший Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (художественный руководитель обоих коллективов Александр Соловьёв) в сопровождении Симфонического оркестра Московской консерватории (художественный руководитель Вячеслав Валеев). За пультом – выдающийся маэстро свешниковской школы Народный артист РФ, профессор Лев Конторович. На диске также представлены хоровые миниатюры Слонимского, представляющие его творчество более ранних лет. |
буклет -------------- О хоровом творчестве С. М. Слонимского Созданием сочинений для хора Сергей Слонимский (р. 1932) занимается на протяжении всего творческого пути, став прижизненным классиком. Сама жанровая панорама петербургского мастера исключительно обширна: он автор 33 симфоний, девяти опер (среди них «Виринея», «Мария Стюарт», «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного»), трех балетов («Икар», «Принцесса Пирлипат», «Волшебный орех»), большой серии инструментальных сочинений, вокальных циклов, фортепианных пьес, музыки для кино и драматических театров. Прибавим к этому много десятилетний педагогический труд в Петербургской консерватории, написание уникальных книг (как исследовательского плана – «Симфонии Прокофьева» (1958), «Мелодика» (2018), так и мемуарных или исторических). Врожденный литературный слух композитора имеет генетические корни: Сергей Слонимский – сын выдающегося писателя Михаила Леонидовича Слонимского, участника знаменитого литературного объединения «Серапионовы братья». Ему суждено было пережить необоснованную травлю в 1946 году, а его сыну – серию унизительных запретов: например, балета «Икар» и квартета «Антифоны», опер «Мастер и Маргарита» и «Видения Иоанна Грозного». Подверглась и смысловой «корректировке» кантата «Голос из хора» на текст Александра Блока для солистов (меццо-сопрано, баритон), хора, органа и камерного оркестра. Вместе с тем, по мнению композитора, именно с этого сочинения он начинался как самобытный композитор, в практике которого хор будет играть ведущую роль в таких крупных и традиционно не хоровых жанрах, как балет («Икар» с посвящением: «Памяти моего отца М. Л. Слонимского»). И, напротив, Слонимский создает оперные партитуры, где хор лидирует (хоровые стасимы в «Антигоне») или заменяет традиционно оркестровую преамбулу к опере (оркестровые вступления, увертюры) песней героини с хором («Виринея»). Мощными по концепции хоровыми фресками отмечал Слонимский исторические события, важные для всей страны. Например, в 2014 году с посвящением «К 70-летию окончания Второй мировой войны» родилась оратория «Час мужества» на стихи Анны Ахматовой. Подчеркнем что вокальное слово (в оратории и кантате, в опере или в камерной вокальной музыке) всегда было и остается у Слонимского важной составляющей в его много десятилетнем диалоге со зрителем – слушателем. В числе его крупных сочинений для хора, кантат и ораторий свое место заняли хоровой концерт «Тихий Дон» и ораториальная сюита «Виринея». Отдельные сочинения Слонимский пишет для разных инструментальных сопровождений хоровых составов. В том числе, например, «Хоровые игры» для детского хора, мальчика-солиста и двух ударных инструментов; «Вечерняя музыка» для хора без сопровождения (без слов) и там-тама; «Запев и позывные» для камерного хора без сопровождения; «“Песнь песней” Соломона» для сопрано, тенора, камерного хора, гобоя, валторны и арфы; хоры без сопровождения на стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, Б. Окуджавы, Софокла. Слонимский справедливо считает Requiem одним из самых знаковых произведений. Он говорит, что композитор имеет право обратиться к этому жанру только один раз в жизни. Requiem создавался в 2003 году для традиционного состава: солистов, смешанного хора и симфонического оркестра. Ему предшествовало написание Одиннадцатой симфонии. В заупокойной мессе Слонимского 14 частей. По сравнению с каноном в этом жанре, Реквиемом Моцарта, здесь есть некоторые отступления, важнейшее из которых – начало монументальной композиции не с Kyrie eleison, а с Lacrimosa. «Слёзная» часть, важнейшая со времен Моцарта, приобретает особую этико-смысловую роль горького прощания, жажды прощения. В силу этого композитор проводит ее дважды, повторяя в виде обрамления (№№ 1 и 14). В этой изумительной мелодии есть тончайшие переклички с аналогичным номером Реквиема Моцарта. По силе экспрессии и глубине чувств Реквиему предшествовали две работы – инструментальное Трио для скрипки, виолончели и контрабаса памяти композитора Бориса Клюзнера и «Король Лир», dramma per musica. Длительные творческие узы соединяют Слонимского с композиторами и исполнителями Москвы: не только с его коллегами-шестидесятниками (Шнитке, Губайдулиной, Денисовым), но и, в частности, с хоровиками, что успешно трудятся в Московской консерватории. Еще при жизни Б. Г. Тевлина Слонимский лелеял надежду на исполнение Реквиема с его хором. Переданные профессору ноты вдохновили этого замечательного музыканта, всегда открытого исполнению новой музыки. Судьба, однако, распорядилась по-иному, Тевлин не успел осуществить московскую премьеру Реквиема Слонимского. Замечательный мастер Л. З. Конторович представил слушателям Большого зала Московской консерватории 10 октября 2016 года удивительную музыку этой фрески. Была сделана запись, и композитор очень высоко оценил тонкость воплощения хормейстером своей молитвенной музыки. Запись диска, которая осуществлялась Консерваторией, была дополнена четырьмя хоровыми миниатюрами петербургского Мастера – две из них написаны на тексты Пушкина и тонкими нитями связаны с традициями русского романса XIX века, о котором Слонимский говорит, что это его «любимое столетие». Пушкинское слово, к которому неоднократно обращались композиторы этого столетия, золотого для художественной культуры, в музыке С. Слонимского находит свое, очень тонкое решение. Оба пушкинских хора созданы в 1977 году. Элегическая миниатюра «Если жизнь тебя обманет» открывается излюбленным Слонимским приемом – солирующий одноголосный зачин поручен сопрано. Вакхическая песнь «Что смолкнул веселия глас?» – застольная-дифирамб в честь «нежных дев и юных жён». Десятилетием ранее, в 1967 году, были сочинены две песни на народные слова – «Печальное сердце мое» (лирическая) и «Люби жену, да не бей!» (свадебная плясовая). Слова этих песен записаны Сергеем Слонимским от К. М. Дроздова в Кульинском районе Псковской области в 1965 году во время одной из фольклорных экспедиций композитора в его любимый район Псковщины, столь богатый песенными сокровищами. Песня «Люби жену, да не бей!» решена как народная игровая сценка, во время которой композитор просит певцов, чтобы группы хора были расположены в последовательности (слева направо): басы, тенора, альты. А в конце все певцы должны бить в ладоши. С. М. Слонимский – огромный мастер хорового творчества и почитатель уникальных отечественных мастеров. Что же особенно ценит петербургский мастер в хоровых партитурах? Ответ дан В. Терещенко, в интервью которому композитор подчеркнул, что «безусловной ценностью для него является примат мелодизма, линеарное полифоническое мышление, чуткое отношение к слову. К негативным тенденциям в хоровом письме композитор отнес нарочитое укрощение фактуры – сведение ее лишь к гармонической вертикали (“столбам”), ритмическую остинатность, неоправданное увлечение внешними сонорными эффектами»*. Отсюда – сама хоровая музыка Слонимского выдвигает на первый план искренность, простоту, мелодичность, высокую глубину чувств. Доктор искусствоведения, профессор Е. Б. Долинская ----------------------- * В. Терещенко. О хоровом творчестве Танеева и не только // Сергей Слонимский – собеседник. М., 2014. С. 135 Поклонники отечественной хоровой музыки получили великолепный подарок – фирма «Мелодия» совместно с Московской консерваторией инициирует издание цикла компакт-дисков «Антология современной хоровой музыки композиторов России». «Хоровая музыка – исконное лицо России, отражающая неспешно, степенно, глубоко ее мировоззрение, надежды, чаяния» – так прокомментировала музыковед Татьяна Журбинская издание первого выпуска, в который вошли духовные и светские произведения московских композиторов разных поколений – Родиона Щедрина, Романа Леденёва, Владислава Агафонникова, Валерия Кикты, Ширвани Чалаева, Ефрема Подгайца, Александра Чайковского, Толибхона Шахиди, Александра Клевицкого, Кузьмы Бодрова и др. в исполнении Камерного хора Московской консерватории. Круг авторов отражает главные творческие установки Александра Соловьёва, автора концепции издания «Антологии», стремящегося к стилевой универсальности и жанровой контрастности при выборе программ современных авторов. Второй выпуск «Антологии» – «Cанкт-Петербург. Сочинения С. Слонимского», представляет собой монографический портрет одного из классиков современной музыки – Сергея Михайловича Слонимского, творчество которого неразрывно связано с его родным городом. В записи Реквиема С. Слонимского приняли участие Симфонический оркестр Московской консерватории (руководитель – Вячеслав Валеев), Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением народного артиста РФ, профессора Льва Конторовича, Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (руководитель хоров – Александр Соловьёв). Лев Зиновьевич Конторович в 1964 году окончил с отличием Московское государственное хоровое училище имени А. В. Свешникова, в 1969 – с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где занимался хоровым дирижированием у профессора К. Б. Птицы, симфоническим дирижированием у профессора Л. М. Гинзбурга и инструментовкой у А. Г. Шнитке. С 1996 года профессор Л. З. Конторович преподает в Московской консерватории; с 2012 года – заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства, с 2017 – заведующий кафедрой хорового дирижирования, с 2018 – декан факультета симфонического и хорового дирижирования. С 2005 года Л. З. Конторович – художественный руководитель Академического Большого хора «Мастера хорового пения». Академический Большой хор – один из лучших хоровых коллективов нашей страны. Каждая встреча с этими прекрасными музыкантами приносит мне большую радость. Дмитрий Шостакович Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А. В. Свешников. В разное время им руководили такие замечательные музыканты, как Н. С. Голованов, И. М. Кувыкин, К. Б. Птица, Л. В. Ермакова. В 2005 году с приходом Льва Конторовича в Академический Большой хор, коллектив получил новое название – «Мастера хорового пения». Под его руководством обновленный состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист. За 90 лет творческой деятельности хор исполнил свыше 15 тысяч произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. История Тульского государственного хора связана с именами известных композиторов и исполнителей: Вано Мурадели, Андрея Эшпая, Яна Френкеля, Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича. Особый вклад в развитие и приумножение традиций Тульского государственного хора внес народный артист России Иосиф Михайловский, возглавлявший коллектив на протяжении четырех десятилетий, его имя ныне присвоено Тульской областной филармонии. Сегодня под управлением Александра Соловьёва Тульский государственный хор принимает участие в престижных российских и международных фестивалях федерального уровня, задействован в масштабных премьерах и знаковых культурных проектах. Главный хормейстер хора – Сергей Сидоренко, главный дирижёр – Георгий Августинович, хормейстеры: Сергей Васильев, Алексей Зайцев. «В последние годы профессиональный энтузиазм Тульского государственного хора, его заинтересованность в изучении новой музыки и, в частности, участие в исполнении Реквиема Сергея Слонимского, – свидетельствуют о серьезной и качественной работоспособности коллектива, его высоких исполнительских возможностях!» (Лев Конторович). Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижером современности, народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – победитель международных конкурсов хоров в Италии, Германии, Австрии, Польше, Латвии, России. В 2008 году запись Камерного хора под управлением Б. Г. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» была удостоена престижной премии Echo Klassik‑2008 в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX–XXI века»). С августа 2012 года художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории – лауреат Премии Министерства обороны РФ и Правительства Москвы, профессор кафедры хорового дирижирования А. В. Соловьёв. Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. Основа репертуарного списка последних лет издана в сборниках «Поет Камерный хор». Главный хормейстер хора – Мария Челмакина, хормейстеры: Алексей Вязников, Тарас Ясенков. Симфонический оркестр Московской консерватории, состоящий из студентов оркестрового факультета, является гордостью alma mater. Его история началась практически одновременно с историей Московской консерватории и деятельностью Московского отделения Русского музыкального общества. Уже в те годы наиболее талантливые учащиеся-инструменталисты играли в общедоступных симфонических собраниях Императорского Русского музыкального общества под управлением Н. Г. Рубинштейна. В разные годы консерваторский оркестр возглавляли А. Мелик-Пашаев и М. Тэриан, Ф. Мансуров и А. Лазарев. За дирижерским пультом стояли такие мастера, как П. Булез, М. Ростропович, К. Кондрашин, А. Левин, Д. Китаенко, Е. Светланов и Г. Рождественский. С 2010 года во главе оркестра один из ярких учеников Г. Н. Рождественского Вячеслав Валеев, лауреат международных конкурсов, лауреат «Премии Рождественского». С 2009 года преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, ныне – доцент. профессор Александр Соловьёв, автор проекта «Антология современной хоровой музыки композиторов России» |