13 час.
О сайте2 | MEL CD 10 02553 2019, дата записи: 1993 |
Иоганнес Брамс Соната для альта и фортепиано № 1 фа минор, соч. 120 1 I. Allegro appassionato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.34 2 II. Andante un poco Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.47 3 III. Allegretto grazioso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.02 4 IV. Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.58 Соната для альта и фортепиано № 2 Ми-бемоль мажор, соч. 120 5 I. Allegro amabile . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.13 6 II. Allegro appassionato – Sostenuto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.43 7 III. Andante con moto – Allegro – Più tranquillo . . . . . . . . . . . . . . . . 7.59 Два напева для голоса, альта и фортепиано, соч. 91 8 I. Gestillte Sehnsucht («Утихшая тоска») Сл. Ф. Рюккерта . . . . . . . . . . 6.09 9 II. Geistliches Wiegenlied («Колыбельная Богородицы») Сл. Лопе де Веги, пер. Э. Гайбеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.52 Общее время: 56.24 Святослав Белоногов, альт Георгий Майорский, фортепиано Наталья Загоринская, сопрано (8, 9) Запись 1993 года. Звукорежиссер – Пётр Кондрашин «Фирма Мелодия» представляет диск камерной музыки Иоганнеса Брамса, посвященный памяти выдающегося советского и российского звукорежиссера Петра Кирилловича Кондрашина. Сын прославленного дирижера, Пётр Кондрашин в течение 25 лет был одним из ведущих звукорежиссеров «Фирмы Мелодия», под его руководством были осуществлены студийные и концертные записи крупнейших музыкантов-солистов, оркестров, театральных коллективов. В 1990-е гг. П. Кондрашин организовал собственную фирму, но ряд сделанных им записей не были изданы по финансовым причинам. Одну из них «Мелодия» возвращает к жизни. Поздняя камерная музыка Брамса – две сонаты для альта и фортепиано, а также «Два напева» для голоса и фортепиано с альтом звучат в исполнении известных музыкантов, выпускников РАМ имени Гнесиных, в те годы начинавших свой исполнительский путь. Это оперная и концертная певица, в будущем солистка театра «Геликон-Опера» Наталья Загоринская, альтист Святослав Белоногов (концертмейстер группы альтов в симфонических и камерных оркестрах, игравший под управлением В. Синайского, В. Спивакова, М. Плетнёва, М. Ростроповича, И. Менухина) и пианист-концертмейстер Георгий Майорский, сегодня работающий на престижных фестивалях и мастер-классах Западной Европы. Высокое качество данной фонограммы – как исполнительское, так и техническое – позволяет отнести ее к лучшим записям академической музыки, запечатленным в 1990-е гг. Спустя четверть века слушатели получили возможность оценить одну из последних работ мастера отечественной звукорежиссуры. |
буклет ----------- Памяти звукорежиссёра Говорят, на детях именитых родителей природа отдыхает. Если наследники выбирают иное направление деятельности, то сравнивать некорректно. Пётр Кондрашин (1945–2010) – сын выдающегося советского дирижера Кирилла Кондрашина (1914–1981). Музыкант в четвертом поколении, Пётр Кириллович продолжил семейную династию на особом поприще. В 1966 году юный студент-теоретик, выпускник Гнесинского училища, кроме музыки увлекавшийся радиотехникой и магнитофонами, пришел на только что образованную Всесоюзную студию грамзаписи фирмы «Мелодия». Главным наставником для Петра Кондрашина стал мэтр советской звукорежиссуры Давид Исаевич Гаклин. Вскоре молодому ассистенту стали поручать и ответственные самостоятельные студийные работы. Безусловно, важным фактором явилось доверие отца. Кирилл Кондрашин, руководивший тогда Симфоническим оркестром Московской филармонии, не раз записывал свой коллектив под команды сына из аппаратной. В дотошности монтажа и стремлении достичь максимального результата маэстро Кондрашин не допускал родственного снисхождения. 25 лет Пётр Кириллович был одним из ведущих звукорежиссеров Всесоюзной студии грамзаписи. Он записывал С. Рихтера, Н. Гутман, Н. Демиденко, О. Кагана, Р. Керера, Е. Кисина, В. Крайнева, В. Спивакова; солистов Большого театра; многие постановки Камерного музыкального театра под управлением Б. Покровского. Работал с композиторами Д. Шостаковичем, А. Волконским, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Сильвестровым, А. Тертеряном, Р. Щедриным, А. Шнитке. В 1991 году Кондрашин организовал свою частную студию KonClaRec – Kondrashin Classical Recordings. Именно на базе этой студии в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, была записана летом 1994 года представленная здесь программа из произведений Иоганнеса Брамса. Все трое исполнителей (Наталья Загоринская, Святослав Белоногов и Георгий Майорский) тогда были в начале творческого пути. Несколько ночных смен записи прошли с азартом и вдохновением. Но выпуск полностью готового диска не состоялся в силу прозаических финансовых причин. Одна из европейских фирм-партнеров KonClaRec внезапно обанкротилась. Цифровой «мастер»-оригинал остался у исполнителей, как говорится, до лучших времен. И вот теперь, прослушав запись Сонат для альта и песен Брамса, новое поколениередакторов возрожденной «Мелодии» решило: спустя 24 года эта работа мастера звукорежиссуры ничуть не утратила качества, а приобрела винтажную ценность, как выдержанное вино или коньяк. Выпуск подобного CD – дань памяти и знак уважения Учителю, одному из создателей кафедры звукорежиссуры на базе Академии имени Гнесиных Петру Кирилловичу Кондрашину, десятки выпускников которого запечатлевают для истории многоголосное звучание сегодняшней музыкальной жизни. Татьяна Елагина В начале 1890-х гг. Иоганнес Брамс твердо решил оставить композиторскую деятельность. «…Я подумал, что уже слишком стар, – писал он другу, – … что достиг достаточно многого и мог бы теперь жить спокойно и не иметь в старости забот». Брамс не был уверен, будет ли его скромный голос слышим в «поствагнеровском», бесповоротно меняющемся мире. Но все изменила встреча с выдающимся кларнетистом Рихардом Мюльфельдом: его игра зажгла в 58-летнем композиторе новую искру вдохновения. Вслед за Трио и Квинтетом с участием кларнета были написаны две сонаты для кларнета и фортепиано, соч. 120 (1894). Сам автор одобрил их альтовую исполнительскую редакцию. Прилив сил, радость жизни, овеянная мудрым спокойствием закатных лет – таким предстает Брамс в своих последних камерных опусах. «Спокоен в радости и спокоен в страдании и горе, в этом красота настоящего человека», – это жизненное кредо Брамс исповедовал с юности; он следовал ему вплоть до последних дней. Более интимный, личностный тон высказывания характеризует Сонату № 1 фа минор. Зашифрованные в ее интонациях, гармонических оборотах звуковые символы позволяют услышать в ней лирическое послание автора ближайшим друзьям – Кларе Шуман и Йозефу Иоахиму (исполнением этой сонаты с Иоахимом Брамс хотел отметить день рождения Клары в 1894 г.). Начинаясь с балладного унисона фортепиано, почти точно цитирующего хорал из «Страстей по Матфею» Баха (его слова – «Я хочу быть рядом с тобою» – могут быть восприняты как последнее выражение просветленной любви к Кларе), образный круг сонаты проходит путь от страстной патетики главной партии Allegro appassionato к жизнерадостному финальному Vivace. Наиболее выразительна вторая частьсонаты (Andante un poco Adagio, Ля-бемоль мажор), мистическая созерцательность которой продолжает линию Adagio из кларнетового квинтета; ее оттеняет танцевальная безыскусность третьей (Allegretto grazioso). Многообразен мир образов и Сонаты № 2 Ми-бемоль мажор, завершающей долгий путь Брамса в области камерно-инструментальной музыки. Оглядывая пройденное, автор невольно выхватывает из памяти вспышки творческих озарений; и эта соната так же освещена тайными маяками символов, на этот раз обращенных внутрь духовного мира самого художника. Первая часть звучит подобно дружеской беседе после долгой разлуки – ее спокойная задушевность чередуется с всплесками бурной радости, открытого выражения эмоций; композиционная структура Allegro amabile во многом напоминает заглавную часть первой скрипичной сонаты (в альтовом исполнении это сходство еще более очевидно). Неожиданный контраст дает Скерцо (Allegro appassionato, ми-бемоль минор), мятежный пафос которого заставляет вспомнить «вертерианские» порывы раннего Брамса. Финальная часть сонаты – умиротворяющее Andante con moto в излюбленной для позднего Брамса вариационной форме, ее завершает энергичный росчерк Allegro. Программу диска дополняют Два напева для голоса, альта и фортепиано,соч. 91. «Будет время, и я пришлю тебе чудесную старинную католическую песенку, чтобы вы пели ее дома; ты нигде не найдешь колыбельной прекраснее», – писал Брамс в 1863 г. скрипачу и альтисту Йозефу Иоахиму. Недавно Иоахим женился на певице Амалии Шнеевайс; подарок Брамса – «Колыбельная Богородицы», которую могли бы исполнить супруги под аккомпанемент автора – поспел к рождению их первого ребенка. Два десятилетия спустя композитор решил издать песню, дополнив ее еще одной с таким же составом исполнителей («Утихшая тоска»). Обе песни, воссоздающие барочный принцип «облигатного» инструментального сопровождения вокальной музыки, были опубликованы в 1884 г. Первая песня (стихи Ф. Рюккерта) отдаленно напоминает знаменитое «Одиночество в поле»: нерушимый покой природы способен утешить любое страдание. Вторая (слова Лопе де Вега в переводе Э. Гейбеля) основана на рождественском напеве XIV века, известном в Германии с текстом «Joseph, liebe Joseph mein» – Мария просит ветер утихнуть, чтобы не разбудить лежащего в колыбельке Иисуса. Борис Мукосей Святослав Белоногов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе профессора Вячеслава Михайловича Трушина в 1992 г. В студенческие годы стал концертмейстером в Молодежном симфоническом оркестре социалистических стран и участником Международного квартета (1983–1987 гг.). С 1997 г. является концертмейстером группы альтов в Тенерифском симфоническом оркестре (Orquesta Sinfónica de Tenerife, OST). Также выступает и как исполнитель на виоль д’амур. Важным аспектом деятельности музыканта является и педагогическая деятельность. В 1988 г. Святослав завоевал звание лауреата на Всесоюзном конкурсе альтистов во Львове, в 1993 г. – на конкурсе Струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича в Санкт-Петербурге. В 1989–1990 гг. работал в Государственном Малом симфоническом оркестре с дирижерами Василием Синайским и Владимиром Понькиным, затем в Российском Национальном оркестре, художественный руководитель и главныйдирижер Михаил Плетнёв (1990–1994) и в камерном оркестре «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова (1994–1997). Святослав Белоногов играл под руководством таких всемирно известных дирижеров, как Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Марис Янсонс, Василий Петренко, Лю Цзя (Lü Jia) и многие другие. Среди значимых выступлений Святослава Белоногова фестиваль в Кольмаре (Франция, 1996), исполнение Концерта для скрипки, фортепиано и струнного квартета Э. Шоссона вместе с Владимиром Спиваковым и Брижит Анжерер (Brigitte Engerer), неоднократное исполнение сольной партии в «Дон Кихоте» Р. Штрауса вместе с такими виолончелистами, как Антонио Менезес (Antonio Meneses), Стивен Иссерлис (Steven Isserlis) и Денис Шаповалов. Также Святослав Белоногов исполнял сольную партию в «Гарольде в Италии» Г. Берлиоза с оркестром Тенерифе под руководством Эдмона Коломера (Edmon Colomer), в Двойном концерте М. Бруха с кларнетистом Пьерлуиджи Бернардом (Pierluigi Bernard) под руководством Кристиана Бадеа (Christian Badea). Вместе с Андреем Кеворковым Святослав Белоногов был одним из первых исполнителей Симфонии для двух солирующих альтов, рок-группы и симфонического оркестра Владимира Росинского под управлением Джосефа Понса (Josep Pons). В концертном репертуаре Белоногова также Концерт для альта Г. Ф. Телемана, концерты для виоль д’амур А. Вивальди и К. Граупнера, Бранденбургский концерт № 6 и Концерт Ми-бемоль мажор для альта И. С. Баха, Концертная симфония для скрипки и альта В. А. Моцарта, «Lacrimae» Б. Бриттена, «Траурная музыка» П. Хиндемита, Соната для альта с оркестром Н. Паганини и «Sonata da Chiesa» Ф. Мартена (обе версии: для виоль д’амур с органом, а также в сопровождении струнных). Святослав – постоянный участник Международного музыкального фестиваля Канарских островов в качестве солиста и в составе оркестра. Был приглашенным солистом международных фестивалей в Макао и в Сент-Урсане (Saint-Ursanne) в Швейцарии. Камерная музыка занимает значительное место в карьере Святослава Белоногова. Он был одним из основателей трио Dei Birilli с кларнетистом ПьерлуиджиБернардом и пианисткой Софией Ансуорт (Sophia Unsworth). амечательный концертный дуэт сложился за последние годы с пианистом и композитором Густаво Диас-Хересом (Gustavo Díaz-Jerez): в их репертуаре произведения для альта или виоль д’амур с фортепиано. Первой студийной записью Святослава Белоногова стала Литургия Гии Канчели для альта и симфонического оркестра «Оплаканный ветром», сделанная в 1992 г. вместе с Московским государственным симфоническим оркестром под управлением Фёдора Глущенко. Имя Белоногова можно увидеть на авторских CD русского композитора Валерии Бесединой и современных испанских авторов Энрике Гимера (Enrique Guimerá) и Густаво Диас-Хереса. Креативный опыт – участие в 2012 г. в записи CD, где все композиции написаны компьютером Iamus. В 2017 г. Святослав Белоногов и Густаво Диас-Херес осуществили оригинальный проект, выпустили диск из произведений современных русских и канарских композиторов для виоль д’амур и фортепиано. В одном из треков – пьесе «В настроениях моря» Лидии Кавиной – звучит удивительный ансамбль виоль д’амур и терменвокса, на котором играет автор. Георгий Майорский родился в Москве. Окончил фортепианное отделение Государственного музыкального училища имени Гнесиных и в 1989 г. фортепианный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в классе профессора Б.М. Берлина. Окончил аспирантуру по концертмейстерскому мастерству и работал ассистентом профессора Московской консерватории В.Н. Чачавы в Государственной классической академии имени Маймонида, а также до 1998 г. преподавал в Государственном училище имени Гнесиных. В 1988–1997 гг. работал концертмейстером концертного отдела Московской государственной филармонии. С 1998 г. Георгий Майорский живет и работает в Германии. До 2005 г. был коррепетитором и концертмейстером вокального отделения Высшей школы музыки и театра в Рóстоке. С 2004 г. – доцент вокального отделения Высшей школы музыки и театра Гамбурга, где в 2011–2013 гг. вел курс изучения русского вокального репертуара. Георгий Майорский в течение ряда лет аккомпанирует на мастер-классах известных певцов: Эдды Мозер, Бригитты Фассбендер, Ангелы Деноке, Рери Грист, Роберта Холла, Маргрет Хониг. Неоднократно был коррепетитором на Eutiner Festspielen. С 2005 г. – постоянный музыкальный руководитель и концертмейстер на Конкурсе Моцарта в Гамбурге. Георгий Майорский – лауреат и дипломант международных конкурсов. Гастролировал во многих странах Европы и США. Наталья Загоринская родилась в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу приМосковской консерватории по классу фортепиано у профессора, выдающейся пианистки Т. П. Николаевой. Затем поступила на вокальный факультет Московской консерватории к профессору В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой, в классе которой также прошла и ассистентуру-стажировку. В 1991 г. Наталья Загоринская была приглашена в Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» под руководством Д. Бертмана, где работает в настоящее время. В 1998 г. была удостоена национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. В 2006 г. ей было присвоено звание Народной артистки России. В репертуаре Натальи Загоринской ведущие партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан» Моцарта, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Фальстаф» Верди, «Русалка» Дворжака, «Средство Макропулоса» Яначека, «Диалоги кармелиток» Пуленка и многих других. Наталья Загоринская также выступает как камерная певица, она известный интерпретатор музыки XX и XXI веков. Ей посчастливилось сотрудничать с такими музыкантами, как Эдисон Денисов, Геннадий Рождественский, Александр Бахчиев, Виталий Катаев, Владимир Понькин, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Рейнберт де Леу, Гюнтер Хербиг, Фридрих Церха, Петер Этвош, Дьордь Куртаг, Хайнц Холигер, Петер Рундель, Томас Эйдс, Оливье Кюандэ, Эмилио Помарико, а также с ансамблями современной музыки Intercontemporain (Париж), Asko Schönberg (Амстердам), MusikFabrik (Кёльн), Die Reihe (Вена), Klangforum (Вена), UMZE Chamber Ensemble (Будапешт), Remix Ensemble casa da musica (Порту), Contrechamps (Женева), Nieuw Ensemble (Амстердам), Le Nouvel Ensemble Moderne (Монреаль), Birmingham Contemporary Music Group. Она участвовала во многих международных фестивалях, среди которых Festival d’Automne a Paris, Mozartwoche, Aldeburgh Festival of Music and the Arts, Эдинбургский фестиваль, Festival International de Santander, Manifeste, Festival International de Colmar, Зальцбургский фестиваль, Люцернский фестиваль и др. Концерты с ее участием проходят в лучших залах мира: в Большом зале Московской консерватории, Карнеги-холле (Нью-Йорк), Гранд-Опера (Париж), Венском Концертхаусе и Музикферайн, Концертгебау и Музикгебау (Амстердам), Виктория-холле (Женева), Солитер (Моцартеум, Зальцбург) и др. |