6 час.
О сайте2 | MEL CD 10 02571 (2 CD) 2019, дата записи: 1972, 1975, 1980, 1982 |
Диск 1 «Метель», музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина для симфонического оркестра (1974) 1 1. Тройка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.15 2 2. Вальс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.02 3 3. Весна и осень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.12 4 4. Романс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.40 5 5. Пастораль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.19 6 6. Военный марш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.30 7 7. Венчание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.08 8 8. Отзвуки вальса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.58 9 9. Зимняя дорога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.00 Музыка для камерного оркестра (1964) 10 I. Allegro con spirito . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.02 11 II. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.31 12 III. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.11 «Маленький триптих» для симфонического оркестра (1964) 13 I. Allegro moderato un poco rubato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.39 14 II. Con tutta forza, un poco maestoso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.19 15 III. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.27 «Время, вперед!», сюита из музыки к кинофильму для симфонического оркестра (1967) 16 1. Уральский напев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.15 17 2. Частушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.04 18 3. Марш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.55 19 4. Маленький фокстрот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 20 5. Ночь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.37 21 6. Время, вперед! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.25 Общее время: 76.14 Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио Дирижеры: Владимир Федосеев (1–9, 16–21), Геннадий Рождественский (13–15) Московский камерный оркестр. Дирижер – Рудольф Баршай (10–12) Записи: 1975 (1–9, 16–21), 1965 (10–12), 1970 (13–15) гг. Звукорежиссеры: С. Пазухин (1–9, 16–21), И. Вепринцев (10–15) Ремастеринг – Е. Барыкина Диск 2 Пять хоров на слова русских поэтов для смешанного хора (1958) 1 1. «Об утраченной юности» (слова Н. Гоголя) . . . . . . . . . . . . . . . . 4.07 2 2. «Вечером синим» (слова С. Есенина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.15 3 3. «Повстречался сын с отцом» (слова А. Прокофьева) . . . . . . . . . . . 4.29 4 4. «Как песня родилась» (слова С. Орлова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.05 5 5. «Табун» (слова С. Есенина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.16 «Ночные облака», кантата для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля на стихи А. Блока (1979) 6 1. «Ночные облака» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.33 7 2. «У берега зеленого…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.53 8 3. «Часовая стрелка близится к полночи…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.00 9 4. «Любовь» (отрывок из Гейне) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.36 10 5. «Балаганчик» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.18 Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для смешанного хора (1973) 11 1. Молитва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.16 12 2. Любовь святая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.40 13 3. Покаянный стих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.32 «Весенняя кантата» для смешанного хора и симфонического оркестра на стихи Н. Некрасова (1972) 14 1. Весенний зачин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.31 15 2. Песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.31 16 3. Колокола и рожки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.24 17 4. Матушка-Русь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.03 Общее время: 61.43 Треки 1–5 Василий Тимонин, тенор (1) Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И. Глинки. Дирижер – Владислав Чернушенко Треки 6–10 Мальчик – Елена Оболенская, меццо-сопрано (10) Девочка – Юлия Алисова, меццо-сопрано (10) Александр Сац, фортепиано (10) Московский камерный хор Инструментальный ансамбль Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, художественный руководитель и дирижер Владимир Федосеев (10) Дирижер – Владимир Минин Треки 11–13 Ирина Корнилова, меццо-сопрано (11) Валерия Голубева, сопрано (12) Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. Юрлова. Дирижер – Юрий Ухов Треки 14–17 Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер – Александр Юрлов Записи: 1982 (1–5), 1980 (6–10), 1975 (11–13) гг., с концерта 26 декабря 1972 г. (14–17) Звукорежиссеры: Г. Цес (1–5), И. Вепринцев (6–13), Е. Бунеева (6–10), А. Штильман (14–17) Ремастеринг – Н. Радугина Редактор – Наталья Сторчак Дизайн – Ильдар Крюков В оформлении использована фотография Екатерины Чижик. «Фирма Мелодия» представляет собрание избранных хоровых и симфонических сочинений Георгия Свиридова. Музыка Свиридова, неразрывно связанная с национальными, идущими из глубины веков традициями русской культуры, всегда воспринималась по-настоящему современной. И сегодня покоряет необыкновенная искренность и простота высказывания, лирическая взволнованность и распевность его творчества. По высказыванию Свиридова, он всегда испытывал тягу «к хоровому пению, к соединению душ в звуках, в совместной гармонии». В собрании представлен первый опус композитора для хора а капелла «Пять хоров на стихи русских поэтов» (1958) в исполнении Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И. Глинки под управлением Владислава Чернушенко. Впервые на диске «Мелодия» выпускает хоровой цикл «Ночные облака» на стихи А. Блока в исполнении Владимира Минина и Московского камерного хора, а также концертную запись кантаты «Весна» на стихи Н. Некрасова (фрагмент из поэмы «Кому на Руси жить хорошо») – одну из последних записей маэстро Александра Юрлова и Республиканской академической хоровой капеллы. Дополняет хоровую программу удивительная музыка к постановке драмы «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, осуществленной в Малом театре Москвы. Симфонический блок включает популярнейшие сюиты из музыки к кинофильмам «Метель» (1964) и «Время, вперед!» (1966), а также менее известные оркестровые сочинения – «Маленький триптих» и «Музыку для камерного оркестра» (оба – 1964). Оркестровые сочинения играют Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио под управлением Владимира Федосеева и Геннадия Рождественского и Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая. |
«Я хочу создать миф: “Россия”. Пишу всё об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог». Георгий Свиридов «…В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, […] к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира… Эта гармония […] соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма». Эти слова сказаны Свиридовым о Пушкине, однако можно с полным правом отнести их и к самому композитору. Начиная с первых сочинений, творчество Свиридова предстает на редкость гармоничным и цельным. С другой стороны, все трагические потрясения эпохи получили в нем своеобразное, но необычайно глубокое преломление – через тему одиночества, отчаяния человеческой души перед лицом хаоса… Неразрывно связанная с национальными, идущими из глубины веков традициями русской культуры, музыка Свиридова всегда воспринималась по-настоящему современной. Быть может, в этом и разгадка того столь быстрого отклика, столь широкой (и устойчивой!) популярности, которую она находила у слушателей и музыкантов. На протяжении всей жизни магистральной линией творчества Свиридова оставалась вокальная музыка. Судьба одарила композитора необыкновенным поэтическим чутьем, способностью раскрывать в музыке миры самых различных, порой противоположных индивидуальностей (Пушкина, Блока, Есенина, Некрасова, Бунина, Исаакяна, Маяковского, Пастернака, А. Прокофьева, Шекспира, Бернса и многих других). Свиридов к тому же овладел всеми тайнами вокального искусства, секретом «пропевания» человеческого слова. Автор свыше ста романсов и песен, Свиридов испытывал не менее сильную тягу «к хору, к хоровому пению, к соединению душ в звуках, в совместной гармонии». Немногочисленные оркестровые сочинения демонстрируют еще одну грань композиторского дарования Свиридова. Его партитуры, как правило, камерные по составу, тяготеющие скорее к инструментальным ансамблям, сохраняют мощь и разнообразие красок «большого» оркестра в сочетании с лирической хрупкостью звучания; строгая экономия средств вызвана тонким, «ювелирным» слышанием каждого инструмента. «Пять хоров на слова русских поэтов» (1958 г.) – первый цикл, в котором композитор успешно «опробовал» жанр хоровой музыки a cappella. Каждая из хоровых миниатюр вполне самостоятельна; необычен и отбор поэтов, столь непохожих по стилю, эпохам, даже масштабам дарования (Н. Гоголь, С. Есенин, А. Прокофьев, С. Орлов). Но через весь цикл проходит тонкое ощущение природы как неотъемлемой части бытия; пронзительно звучит тема юности – лучшей поры в жизни человека, которая уже не вернется. «Об утраченной юности» – так автор назвал открывающий цикл хор, написанный на прозаический текст Гоголя (отрывок из «Мертвых душ» – впрочем, автор назвал свое произведение «поэмой»). Печальный монолог человека, воспоминание об остроте чувств, померкнувших в безучастном равнодушии, композитор облекает в тона светлой грусти. Два хора на стихи Есенина, одного из любимейших поэтов Свиридова, принадлежат к высшим образцам его хоровой лирики. Первый («Вечером синим») – краткий, но предельно экспрессивный «плач» о безвозвратно погубленной молодости. Драматургическим центром цикла становится масштабная хоровая сцена «Повстречался сын с отцом»; трагедия братоубийственной войны раскрыта через эпическое обобщение – убитого сына оплакивает и убаюкивает в своем лоне мать-природа. Его сменяет удивительный по простоте и безыскусности хор «Как песня родилась». Завершающий цикл есенинский «Табун» («В холмах зеленых табуны коней…») привлекает контрастом рельефной суровости мужского хора и нежных переливов высоких голосов – словно эха далекой пастушьей песни… В 1964 г. на экраны Советского Союза вышел фильм Владимира Басова «Метель» по повести А. С. Пушкина. Экранизация превратила сентиментально-ироничную прозу в лирическую мелодраму. Но именно благодаря Свиридову картина обрела популярность. Спустя девять лет композитор дал своей музыке заслуженное право на самостоятельную жизнь, переработав кинопартитуру в девятичастную сюиту «музыкальных иллюстраций». Переплетение судеб и душевные переживания героев – жителей русской провинции начала XIX столетия – происходят на фоне незатейливых, но волнующих душу картин природы. Подлинными чувствами дышит и музыка, в которой оживает атмосфера далекой пушкинской России. Вальс, «жестокий романс», военный марш – подобно Чайковскому, Свиридов превращает бытовые, почти банальные «музыкальные иллюстрации» в живые образы. Сюиту обрамляет картина зимней дороги, извечный символ унылого, застывшего пейзажа и невозвратного пути, по которому мчится Тройка-Русь… В этом же году были закончены два симфонических опуса Свиридова – «Музыка для камерного оркестра» и «Маленький триптих». Два трехчастных цикла разительно отличаются друг от друга. «Маленький триптих», рассчитанный на большой оркестровый состав, глубоко связан с вокально-хоровой линией творчества композитора. Триптих выдержан в эпической традиции, идущей от Бородина, Калинникова и Рахманинова. Его три части воссоздают прекрасный и трагический образ Родины, какой она предстает в бессмертных строках Блока: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… Более сложен по замыслу и восприятию цикл «Музыки для камерного оркестра» с солирующим фортепиано, написанный для Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая. В его основу легла последняя редакция фортепианного квинтета, над которым композитор работал в 1944– 45 гг. В камерных сочинениях Свиридова раннего периода заметнее отражается влияние учителя – Дмитрия Шостаковича. Оно ощутимо и в «Музыке для камерного оркестра», особенно в последней части, написанной в форме пассакалии. Однако «аура Шостаковича» не затемняет яркой композиторской индивидуальности, неповторимого авторского замысла этого сочинения. Сквозь остроту гармонических «жесткостей», гримас зловещей скерцозности как яркие лучи прорезаются побеги русской песенности, гулкие отзвуки колокольных звонов. Двухсерийный художественный фильм «Время, вперед!» по роману Валентина Катаева вышел в широкий кинопрокат в 1966 г. Режиссер Михаил Швейцер, автор знаменитых экранизаций русской литературной классики, считал эту картину наиболее «кинематографичной» из всех своих работ. Он посвятил фильм 50-летию Октябрьской революции и стремился раскрыть дух «революционного созидания» начала 1930-х гг., показать подлинных героев тех лет – простых людей, одержимых идеей построения нового, счастливого мира. И снова, несмотря на блестящий актерский состав и яркие режиссерские находки, музыка Свиридова стала самой главной художественной составляющей этой картины. Именно «нерв» музыки позволил авторам фильма воплотить основную творческую задачу. «Ее волевые мотивы и ритмы – ключ к воплощению целой эпохи, – писал композитор Борис Чайковский. – Музыка эта – не бытовая, ничем не напоминающая мелодии тех лет. Но как точно уловил композитор определенное состояние, … образ, отразивший героический пульс времени!» Символом «пульса времени» стала тема, звучавшая в начальных кадрах фильма (составленных из кинохроники 1930-х годов) и завершающая симфоническую сюиту – властный голос трубы, прорываясь сквозь «рваную» пульсацию фортепиано и ударных, воспринимается как сакральный призыв к утопии, вдохновляющий миллионы людей на сверхчеловеческие подвиги. В 1973 г. московский Малый театр осуществил постановку драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Пьеса о трагической фигуре последнего представителя древнейшей династии Рюриковичей, за правлением которого последовали годы смуты, сыграла важнейшую роль в истории русского драматического театра. Образ главного героя был внутренне близок Свиридову, воплощая для него «идею мучительных нравственных исканий русских людей в эпоху безвременья» (Б. Чайковский). Постановка Бориса Равенских с участием выдающихся артистов (Иннокентия Смоктуновского, Виктора Коршунова, Евгения Самойлова) стала настоящим культурным событием московской жизни. Режиссура, актерская игра, музыка Свиридова составили высший художественный синтез, о котором мечтал К. С. Станиславский. Использовав фрагменты из прошлых сочинений, композитор написал для спектакля три оригинальных хора а cappella на тексты православного обихода. Свиридов обратился к памятнику древнерусского музыкального искусства – распевам Федора Крестьянина (XVI в.). Как писала музыковед М. Рахманова, «дух Древней Руси оживает в “Молитве” и “Покаянном стихе”, вдохновленных рахманиновскими хоровыми фресками, в мелодии хора “Любовь святая”, напоминающей о столь излюбленных нашей древней литературой образах “мудрых жен”». «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова – одно из самых светлых, «солнечных» произведений Свиридова. Она была закончена в 1972 г. и посвящена памяти Александра Твардовского, ушедшего из жизни годом ранее. Двух выдающихся поэтов, разделенных столетием, сближала горячая любовь к русскому народу, сочувствие его бедствиям и страданиям, вера в его силу, в право на лучшую жизнь. Композитор использовал три фрагмента из наиболее масштабного сочинения Некрасова – поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Однако Свиридова привлек не гражданский пафос некрасовской музы, а его тонкое чувство поэтики русского фольклора. Открывающий кантату «Зачин» – речитация, синтез древних обрядовых попевок и православной псалмодии в сопровождении красочных «пятен» оркестра. Вторая часть – лирическая «Песня» в исполнении женского хора без сопровождения, гимн беззаветной любви, в котором звучит и сочувствие тяжелой доле крестьянки. Третья часть («Колокола и рожки») напротив, поручена инструментам (гобои, кларнеты, арфа, челеста и колокола); в ней слышится разноголосица пастушьих наигрышей, «ауканья» и церковного благовеста. Венчает кантату торжественно-праздничный хор «Матушка-Русь». Впервые «Весенняя кантата» прозвучала 7 июня 1972 г. в Большом зале Московской консерватории в исполнении Республиканской академической русской хоровой капеллы и Госоркестра СССР под управлением Александра Юрлова. Это была последняя премьера Свиридова, осуществленная выдающимся хормейстером и близким другом композитора. «…О чем “Ночные облака”? Если сказать словами – о жизни человеческой. О кратковременности земного и вместе с тем о вечной смене и повторяемости… О красоте, которая спасет мир». Так писал в 1980 г. под свежим впечатлением от ленинградской премьеры кантаты «Ночные облака» друг и современник Георгия Свиридова, композитор Валерий Гаврилин. Александр Блок принадлежал (наряду с С. Есениным) к любимым поэтам Свиридова. Трепетная нить блоковской музы протягивается через все годы его творчества, воплотившись в десятках произведений – отдельных песнях, вокальных циклах, хоровых кантатах (судя по автографам композитора, он долгие годы мечтал объединить различные произведения в грандиозный цикл «большого Блока»). Окончательная редакция кантаты «Ночные облака» была создана в 1979 г. (первоначальная редакция под названием «Несказанный свет» возникла еще в 1972 г., но осталась неизданной при жизни композитора). Первые четыре части кантаты очерчивают круг земного бытия. Трепетный, парящий образ ночной природы и зарождающегося чувства девушки (первая часть, «Ночные облака») находит антитезу в третьей части, исполняемой преимущественно мужским хором («Догоревшая жизнь»); это иная сторона «ночного» мира – глухая и обреченная. Вторая часть – картина похорон девочки («У берега зеленого»), одновременно трагическая и светлая, содержит черты православной панихиды и народного плача. Как антитеза смерти, но с горьким налетом обреченности, провозглашает вечную власть любви четвертая часть («Любовь. Отрывок из Гейне»). Но последняя часть полностью меняет образно-психологическую направленность кантаты. Если первоначальный вариант блоковского цикла Свиридов заканчивал вознесением, «Несказанным светом», то в окончательной редакции финалом «Ночных облаков» становится «Балаганчик»: адская пляска под видом веселой забавы (в этой части к хору a cappella добавлен ансамбль из ударных инструментов, челесты и фортепиано). Хоровой возглас ужаса обрывается резким ударом там-тама – разверзлась преисподняя… «Создается впечатление, будто Свиридов только освободил музыку, заключенную в словах поэта, – писал первый исполнитель кантаты, руководитель Московского камерного хора Владимир Минин. – И достигнуто это минимумом нотных знаков. Только теми, без которых невозможно обойтись». Борис Мукосей |