3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02584 (2CD) 2018, дата записи: 1960-1963 |
Диск 1 Людвиг ван Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром № 1 До мажор, соч. 15 1 I. Allegro con brio 14.13 2 II. Largo 11.11 3 III. Rondo. Allegro 8.30 Фредерик Шопен Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор, соч. 11 4 I. Allegro maestoso 19.22 5 II. Romance. Larghetto 9.48 6 III. Rondo. Vivace 9.53 Общее время: 73.02 Бэлла Давидович, фортепиано Симфонический оркестр Московской государственной филармонии (1–3) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио (4–6) Дирижер – Арвид Янсонс Записи: 1962 (1–3), 1960 (4–6) гг. Звукорежиссеры: Валентин Скобло (1–3), Александр Гроссман (4–6) Ремастеринг – Надежда Радугина Диск 2 Фредерик Шопен 14 вальсов 1 Ми-бемоль мажор, соч. 18 .5.11 2 Ля-бемоль мажор, соч. 34 № 1 4.54 3 ля минор, соч. 34 № 2 5.14 4 Фа мажор, соч. 34 № 3 2.23 5 Ля-бемоль мажор, соч. 42 3.46 6 Ре-бемоль мажор, соч. 64 № 1 1.52 7 до-диез минор, соч. 64 № 2 3.54 8 Ля-бемоль мажор, соч. 64 № 3 3.00 9 Ля-бемоль мажор, соч. 69 № 1 4.14 10 си минор, соч. 69 № 2 3.52 11 Соль-бемоль мажор, соч. 70 № 1 2.23 12 фа минор, соч. 70 № 2 3.03 13 Ре-бемоль мажор, соч. 70 № 3 2.40 14 ми минор, B. 56 2.48 Общее время: 49.23 Бэлла Давидович, фортепиано Записи 1961–1963 гг. Звукорежиссер – Валентин Скобло Ремастеринг – Надежда Радугина Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию записи Бэллы Давидович. Двойной диск приурочен к 90-летнему юбилею выдающейся пианистки. По семейному преданию, трехлетняя Бэлла, еще не зная нот, по памяти подобрала шопеновский вальс. Так или иначе, именно Шопен стал путеводным маяком для пианистки, которая в 1949 г. разделила I премию Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве с прославленной польской пианисткой Г. Черны-Стефаньска. В то время она была студенткой Московской консерватории, где училась у двух крупнейших представителей русской фортепианной школы – Константина Игумнова и (после его смерти) Якова Флиера. С начала 1950-х гг. Бэлла Давидович активно концертировала в Советском Союзе и за рубежом, много записывалась на пластинки. В 1979 г. вслед за сыном, скрипачом и дирижером Д. Ситковецким, пианистка эмигрировала в США, с триумфом выступила в Карнеги-холле и на других крупнейших концертных площадках американского и европейского континентов, преподавала в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Десятилетие спустя она снова начала выступать в Москве. В юбилейный диск вошла одна из лучших записей Б. Давидович – собрание вальсов Фредерика Шопена; а также Первый фортепианный концерт Шопена и Первый концерт Бетховена, с которого начался исполнительский путь артистки (в девять лет она исполнила концерт Бетховена в родном Баку). Эти записи, осуществленные в начале 1960 х гг. с участием дирижера Арвида Янсонса, ранее не издавались за пределами СССР. |
буклет ---------- Бэлла Давидович: «Особенно мне нравился вальс Шопена си минор. Мне было три с половиной года» Бэлла Давидович – всемирно известная пианистка, педагог, одна из лучших интерпретаторов музыки Шопена. Заслуженная артистка РСФСР (1972). Родилась в 1928 году в Баку в семье хирурга, заслуженного врача Азербайджанской ССР Михаила Наумовича Давидовича и заслуженной артистки Азербайджанской ССР, концертмейстера Азербайджанского государственного театра оперы и балета Люси Исааковны Ратнер. Занималась на фортепиано с шести лет. «В доме у нас стояло пианино, к маме приходили коллеги из театра, пели, – рассказывала Бэлла Давидович в интервью Дмитрию Ситковецкому. – Было радио, мне сделали наушники, чтоб я его слушала. Я залезала на стул возле пианино, пыталась подбирать: заметили, что я подбираю в правильной тональности. Выяснилось, что у меня абсолютный слух. Особенно мне нравился Вальс Шопена си минор. Мне было три с половиной года. Руки и сейчас небольшие. Но тогда они были совсем маленькие, и я пыталась двумя руками подбирать. Может быть, не до конца. Но, во всяком случае, можно было узнать Вальс Шопена си минор. Его я играла, уже выучив, в четырнадцать лет. В пять лет меня привели в школу для экзамена. Тогда создали группу особо одаренных детей при Азербайджанской консерватории… Меня поставили спиной к клавиатуре, сыграли менуэт Анны Магдалины Бах два раза. Спросили: ты можешь повторить двумя руками? Я подошла, не зная нот, и повторила от начала до конца то, что запомнила. Сыграла по слуху все, что мне сыграли два раза. Это произвело впечатление на профессуру. Меня зачислили в группу одаренных детей. Сразу дали стипендию двести рублей. Тогда это были большие деньги». В девять дебютировала с оркестром, исполнив Первый концерт Бетховена под управлением Николая Аносова. Выпускница школы для одаренных детей при Азербайджанской государственной консерватории. В 1947–1954 гг. училась в Московской консерватории и аспирантуре у Константина Игумнова и Якова Флиера, которых вспоминает с огромной благодарностью: «Константин Николаевич требовал уважения к тексту: длительность должна быть одинаковой в правой и левой руках. И надо снимать их одновременно. Это есть и в Первом концерте Шопена, когда ноты одновременно берутся и держатся. Или в прелюдах: весь прелюд играешь, не снимая с клавиатуры рук, как написал Шопен. Если правая лежит на клавиатуре, а левая порхает в воздухе, это отсутствие культуры игры на рояле. Никаких лишних движений. А если слушатель видит, как левая снимается, он слышит только верхний голос. В марте 1948 года Константин Николаевич скончался. Встал вопрос, к кому идти учиться. Все были живы – вся наша группа замечательных педагогов. Я могла поступить к любому. Но точно знала, что хочу заниматься у того, кто был учеником Игумнова: его метод мне был знаком, близок. И речь могла идти только о двух. Либо Лев Николаевич Оборин, либо Яков Владимирович Флиер. Ученица Флиера, Любовь Едлина, спросила, может ли он меня послушать. Флиер сказал: пожалуйста. И я принесла ему “Рапсодию на тему Паганини” Рахманинова, еще в сыром виде. Он сел за второй рояль, аккомпанировал мне. И я поняла, что только Яков Владимирович, больше никто. С осени 1948 года я стала его студенткой». В 1949 году победила на IV Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (поделив первую премию с Галиной Черны-Стефаньской). За несколько лет завоевала славу одной из лучших пианисток страны. В 1950 году вышла замуж за скрипача Юлиана Ситковецкого, победителя III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей и Фестиваля молодых музыкантов в Праге. В 1954 году родился их сын – Дмитрий Ситковецкий, ставший известным скрипачом и дирижером. «Познакомились мы, когда я была на третьем курсе. Я пришла аккомпанировать ученику Абрама Ямпольского, у которого был в свое время студентом Юлиан. И в доме у профессора Ямпольского, за инструментом, сказала: а кто мне перевернет ноты? Мой солист был Эдуард Грач. Прозвучало: “Я могу”. Так я познакомилась с Юлианом. Юлик увидел меня за роялем и предложил сыграть с ним в клубе МГУ. Тогда еще на улице Герцена. Это был сборный концерт. Я аккомпанировала ему Романс Глиэра и Кампанеллу Паганини. Единственная репетиция у нас была, мы в основном проболтали. А потом пошли на концерт. Ну, мне не привыкать видеть публику. Но что и как я играла? Это был позор моей жизни. Я понимала, когда все закончилось, что Юлик последний раз меня провожает в Серебряный переулок, где я снимала угол… Я реабилитировалась потом, уже став его женой, в наших совместных записях. Как аккомпаниатор и как партнер в сонатах». С 1962 года преподавала в Московской консерватории. Активно гастролировала в СССР и за рубежом. В 1978 году эмигрировала в США, через год дебютировала в Карнеги-холле. Несколько лет спустя приняла американское гражданство и стала преподавать в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. Выступала с такими оркестрами, как Нью-Йоркский филармонический, Филадельфийский, Бостонский симфонический, Кливлендский, Питтсбургский симфонический. Активный участник жюри международных фортепианных конкурсов, среди которых Конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Конкурс имени Шопена в Варшаве, Конкурс имени Бузони в Больцано. «Осень 1979 года – дебют в Карнеги-холле. Для этого дебюта мой менеджер, Жак Лайзер, сделал очень много. Интервью, фотографии появлялись в самых нужных, престижных журналах, газетах, имя мое мелькало. Перед тем, как я поехала в Карнеги-холл, мне позвонили: все билеты проданы. Спросили, разрешаю ли я сидеть на сцене. Естественно, я разрешила. Вот там я уже увидела надпись “Sold out”. Это было очень приятно, неожиданно для меня. Но были мои друзья. В программе – мои любимые авторы: в первом отделении я сыграла Двадцать четыре прелюдии Шопена. Которые вышли на пластинке еще до моего дебюта. А во втором отделении – “Арабески” и “Карнавал” Шумана. Которые тоже были записаны и продавались перед концертом… В артистическую ко мне пришел Фима Бронфман, я знакома была с его родителями, еще в Баку. Потом они уехали в Ташкент, где родился Фима. Пришел Гари Граффман – я до того слышала о его концертах в Москве, мне рассказывал профессор Яков Зак. Жена его интересовалась Львом Толстым в то время, и Зак их повез в Хамовники, в музей. И с Гари можно было общаться по-русски. Приходил венгерский пианист Андраш Шифф: в 1972 году, когда я вела мастер-курс с моими коллегами из Московской консерватории в Веймаре, он приходил на эти уроки. И уже тогда заставил о себе помнить. Мне было очень приятно с ним встретиться». С 1988 года стала вновь выступать в России, в том числе в дуэте с Дмитрием Ситковецким. В репертуаре Давидович – сочинения Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Дебюсси, Сен-Санса, Рахманинова, Гершвина, Прокофьева, Шостаковича. Главным композитором ее жизни был и остался Шопен; интерпретации Бэллы Давидович входят в большинство собраний лучших исполнений его музыки. В 2013 году вышла ее автобиографическая книга «Мои воспоминания». «Когда я писала книгу, я знала, что посвящу ее слушателям. Они разбросаны по всему миру. Я вела, в общем, кочевую жизнь. Меня всюду прекрасно принимали. Так и появилось на книге посвящение: моим слушателям. И я очень рада, что они теперь прочтут мою книгу». Илья Овчинников (по материалам книги: Дмитрий Ситковецкий. Диалоги. М.: Музыка, 2017) Бэлла Давидович – одна из самых знаменитых женщин-пианистов нашего времени. Впервые ее имя получило мировую известность после триумфа на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1949 году, сам факт проведения которого стал символом возвращения к миру после разрушительной Второй мировой войны. В возрасте девяти лет Бэлла Давидович дебютировала с оркестром, исполнив Концерт № 1 Людвига ван Бетховена. В 90 лет легендарная пианистка выпустила альбом на «Фирме Мелодия», и большая часть сочинений, которые вошли в альбом, прежде не издавалась за пределами Советского Союза. Видео с анонсом альбома только за первые сутки после публикации собрало более ста тысяч просмотров в социальных сетях. Бэлла Давидович окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, обучаясь в классах Якова Флиера и Константина Игумнова (последнему были посвящены несколько сочинений Сергея Рахманинова, и он же стал их первым исполнителем). Будучи носителем легендарной русской фортепианной школы, как пианист и педагог, Бэлла Давидович посвятила себя как сольной карьере, так и преподаванию, а позже перенесла традиции русской фортепианной школы из альмаматер в школу Джульярд в США. Эмиграция в 1979 году разделила жизнь Бэллы Давидович на два совершенно разных периода. Будучи «советским» пианистом, она регулярно выступала в СССР и Восточной Европе и сравнительно редко появлялась в европейских и американских концертных залах. Однако спустя всего несколько недель после приезда в Нью-Йорк билеты на ее сольный концерт в Карнеги-холле были полностью распроданы. И с этого началась ее мировая карьера, которая продолжалась более трех десятилетий. Во время «перестройки» Бэлла Давидович и ее сын Дмитрий Ситковецкий, всемирно известный скрипач и дирижер, стали первыми эмигрантами, которые официально были приглашены Госконцертом выступить в Москве. Дискография Бэллы Михайловны включает диски и пластинки выпущенные «Фирмой Мелодия», лейблами Philips, Orfeo и Novalis. Среди дирижеров, которые регулярно приглашали ее в качестве солиста для выступлений и записей, Юджин Орманди, сэр Невилл Марринер, Евгений Светланов, Клаус Теннштедт, Курт Зандерлинг, Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Кристоф фон Донаньи, Риккардо Мути, Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Кристоф Эшенбах, Неэми Ярви, Майкл Тилсон Томас, Дэвид Цинман, Семен Бычков, Джеймс Конлон и Леонард Слаткин. Бэлла Давидович – единственная на сегодняшний день артистка, отметившая свои 70-е и 75-летние юбилеи на сцене легендарного Королевского Концертгебау в Амстердаме. По окончании карьеры концертирующей солистки Бэлле Давидович опубликовала книгу воспоминаний, предлагающую увлекательные, а иногда и шокирующие размышления о ее художественной жизни «до» и «после» эмиграции в США. Бэлла Давидович входила в состав жюри таких престижных конкурсов пианистов, как конкурс имени Шопена или конкурс королевы Елизаветы. Кроме того, она стала героиней нескольких документальных фильмов и телевизионных программ, включая программу цикла «В гостях с Дмитрием Ситковецким» («Ain’t Necessarily So»), который доступен на medici.tv. |