3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02582 2018, дата записи: 1990, 2004 |
Александр Чайковский Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1987) 1 I. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.24 2 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.13 Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1987) 3 I. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.03 4 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22.44 Общее время: 72.27 Виктор Третьяков, скрипка Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер – Арнольд Кац Запись с концерта 24 сентября 1990 г. Звукорежиссер – Эдвард Шахназарян Назар Кожухарь, скрипка Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Дирижер – Александр Сладковский Запись 2004 г. Звукорежиссер – Алексей Барашкин Редактор – Наталья Сторчак Дизайн – Анна Ким Текст – Борис Мукосей |
Александр Владимирович Чайковский принадлежит к ведущим представителям отечественного композиторского искусства послевоенного поколения. Рожденный в музыкальной семье (отец – выпускник Московской консерватории, долгое время занимал должность директора Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; дядя – известный композитор Борис Чайковский), он мечтал о карьере пианиста, учась в классе Г. Г. Нейгауза в Центральной музыкальной школе и у Л. Н. Наумова в Московской консерватории. Неожиданно увлекшись композицией, он оказался в классе одного из крупнейших советских композиторов – Т. Н. Хренникова, с которым сохранил дружеские отношения до последних лет его жизни («…один из моих учеников, который пишет в своей музыке МУЗЫКУ», – говорил об А. Чайковском учитель). В дальнейшем он сам станет профессором, заведующим кафедрой сочинения Московской консерватории; в 2005–08 гг. будет ректором Санкт-Петербургской консерватории. Сегодня Александр Чайковский – художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, Почетный председатель Совета Союза композиторов РФ, арт-директор музыкального фестиваля «Молодежные академии России», член жюри престижных композиторских конкурсов, лауреат Премии правительства России и премии имени Д. Д. Шостаковича. Он успешно совмещает музыкально-общественную деятельность с активной композиторской работой в широком спектре жанров – от оратории до мюзикла. Инструментальный концерт – один из жанровых приоритетов в творчестве Александра Чайковского. Им написано 17 концертных циклов (для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, контрабаса, фагота и других инструментов). Нередко замысел сочинения был вдохновлен исполнительским искусством выдающегося музыканта – так, три концерта для альта посвящены Юрию Башмету, виолончельные концерты были написаны для Михаила Хомицера и Александра Князева. Первый концерт для скрипки, первая редакция которого появилась в начале 1980-х гг., а окончательная версия была завершена в 1987 г., автор писал для выдающегося скрипача Виктора Третьякова. Мировую премьеру сочинения осуществил талантливый музыкант, другой представитель школы Ю. И. Янкелевича Левон Амбарцумян. Но именно исполнение В. Третьякова принесло концерту международную известность – он с успехом играл его в Москве, Ленинграде, Казани, городах Германии. Летом 1990 г. скрипач осуществил студийную запись скрипичного концерта. Фирма «Мелодия» публикует запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 24 сентября 1990 г. с Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Арнольда Каца. Десятилетие спустя этой музыкой заинтересовался другой скрипач – Назар Кожухарь. Удивительно, но музыкант совсем другого поколения, иной творческой направленности нашел свой ключ к концерту Александра Чайковского, исполнив его по-своему убедительно и не менее ярко. Двухчастный скрипичный концерт охватывает круг самых разнообразных эмоциональных состояний – от утонченной лирики до мрачного трагизма. Пожалуй, именно трагическая образность становится определяющей – за ней композитор оставляет «последнее слово». Сольные высказывания преобладают над оркестровыми репликами: «герой» концерта ярко выделяется на фоне насыщенной, но ясной по звучанию фактуры, однако порой его голос с усилием пробивает толщу симфонической ткани, обостряя экспрессивность скрипичного тембра. Виктор Третьяков раскрывает драматургию концерта через напряженный интеллектуализм. В его интерпретации тень глубокого, сосредоточенного раздумья собирает образную палитру музыки в единую цветовую гамму (особенно выразительно звучит открывающее первую часть скрипичное соло). Иное выходит на первый план в исполнении Назара Кожухаря с участием Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Александра Сладковского: открытая, трепетная эмоциональность усиливает впечатление и от светлых, лирических эпизодов, и от «темных» пятен драматических кульминаций. Любое жизнеспособное музыкальное произведение инвариантно; оно существует во множестве исполнительских решений, отражающих меняющийся культурно-временной континуум исполнителей и публики. Две интерпретации скрипичного концерта Александра Чайковского, записанные на стыке переломных эпох в жизни нашей страны (рубеж 1980–90-х гг. и начало XXI столетия), по-разному трактуют эту музыку, написанную в традициях высокого академизма российской композиторской школы. Каждая из них актуальна и сегодня; не сомневаемся, что оба исполнения, представленные на одном диске, вызовут интерес у любителей современной академической музыки. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки Виктор Третьяков родился в Красноярске в 1946 г. Он окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Юрия Янкелевича, став одним из самых ярких представителей прославленной скрипичной школы («Огромное музыкальное дарование, острый, ясный интеллект, – писал о своем ученике Ю. Янкелевич, – Привлекает в нем огромная артистическая выдержка и какая-то особая выносливость, упругость»). В 1965 г. В. Третьяков стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, через год завоевал первую премию III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Виктор Третьяков выступал с крупнейшими музыкантами современности: С. Рихтером, М. Ростроповичем, Н. Гутман, Ю. Башметом, с дирижерами Н. Ярви, М. Янсонсом, Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, Д. Китаенко, В. Федосеевым, А. Дмитриевым и многими другими. География его гастролей охватывает страны Европы, Японию, США и Латинскую Америку. С 1983 г. он возглавляет кафедру скрипки Московской консерватории, также является профессором Высшей школы музыки в Кёльне; в 1986–94 гг. был председателем скрипичного жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Скрипач, дирижер, исполнитель-аутентист Назар Кожухарь родился в 1969 г. в Москве в музыкальной семье. Его педагогами в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории были Зинаида Гилельс, Евгения Чугаева, Олег Каган, Сергей Кравченко. Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей имени Д. Ойстраха в Одессе (1988) и Международного конкурса имени П. Локателли в Амстердаме (1995), он стал одним из инициаторов создания Факультета исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории. Помимо скрипки Назар Кожухарь играет на альте, виоле д’амур и виоле да гамба, дирижирует созданным им ансамблем старинной музыки The Pocket Symphony. Назар Кожухарь выступает с А. Любимовым, А. Рудиным, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, Т. Гринденко, П. Шрайером, М. Пекарским и другими исполнителями. Его репертуар охватывает пять веков инструментальной музыки – от Ренессанса до современных авторов. |