3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02581 (2 CD) 2018, дата записи: 31 октября 1979 г |
Диск 1 Иоганн Себастьян Бах Сюита для клавира ля минор, BWV 818 а 1 Prelude 1.36 2 Allemande 4.53 3 Courante 1.19 4 Sarabande 4.50 5 Menuet 0.47 6 Gigue 2.12 Доменико Скарлатти 7 Соната для клавира Фа мажор, K. 17 3.57 8 Соната для клавира соль минор, K. 8 5.44 9 Соната для клавира Соль мажор, K. 259 3.26 10 Соната для клавира Ре мажор, K. 96 («Охота») 5.04 Людвиг ван Бетховен Соната для фортепиано № 6 Фа мажор, соч. 10 № 2 11 I. Allegro 8.54 12 II. Allegretto 3.56 13 III. Presto 3.39 Общее время: 50.25 Диск 2 Фредерик Шопен Соната для фортепиано № 3 си минор, соч. 58 1 I. Allegro maestoso 9.37 2 II. Scherzo. Molto vivace 2.36 3 III. Largo 10.45 4 IV. Finale. Presto, ma non tanto 4.49 5 Ноктюрн Фа мажор, соч.15 № 1 5.22 6 Вальс Ля-бемоль мажор, соч. 64 № 3 3.19 7 Вальс Фа мажор, соч. 34 № 3 2.33 8 Ноктюрн ми минор, соч. 72 № 1 5.08 Общее время: 44.14 Михаил Плетнёв, фортепиано Запись из Большого зала Московской консерватории 31 октября 1979 г. Звукорежиссер – Михаил Пахтер Ремастеринг – Максим Пилипов Руководители проекта: Андрей Кричевский, Карина Абрамян Выпускающий редактор – Татьяна Казарновская Дизайн – Ильдар Крюков Перевод – Николай Кузнецов Фото: Александра Конькова, Валентина Кузьмина / ТАСС Цифровое издание: Дмитрий Масляков, Роман Томлянкин Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию уникальную находку из архивной фонотеки – трансляционную запись концерта Михаила Плетнёва в Большом зале Московской консерватории 31 октября 1979 г. Эта запись никогда прежде не издавалась на CD, не выходила на пластинке. Вот уже без малого 40 лет – с момента триумфальной победы на VI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского – имя Михаила Плетнёва не сходит с концертных афиш России и мира, продолжает быть предметом споров и дискуссий. Сегодня мы знаем Плетнёва и как выдающегося дирижера, создателя одного из лучших в нашей стране оркестров, и как талантливого композитора. Сегодня тем более интересны «ранние» записи выдающегося музыканта. Еще недавний студент Московской консерватории по классу Якова Флиера (Плетнёв был последним учеником, «лебединой песней» великого педагога), продолжающий обучение в аспирантуре (по классу Льва Власенко), 22-летний Михаил Плетнёв демонстрирует безупречность стиля и профессиональное мастерство. В программу концерта вошли произведения И.С. Баха, Д. Скарлатти, Л. ван Бетховена и Ф. Шопена. Музыка каждого из композиторов раскрыта в ее индивидуальном своеобразии (особенно следует отметить Третью сонату Шопена, интерпретация которой отличается редким единством, цельностью масштабного цикла). Уже с первых шагов исполнительской деятельности Михаил Плетнёв проявляет себя как зрелый, самостоятельный артист со сложившимся пианистическим стилем. |
«…Художник сложный, неординарный, со своим характерным, запоминающимся лицом. Им можно восхищаться или нет, провозглашать его лидером современного пианистического искусства или напрочь, “с порога”, отвергать все, что им делается (бывает и так), в любом случае знакомство с ним не оставляет людей равнодушными». Так еще в 1990 г. оценивал пианиста Михаила Плетнёва музыковед, крупный специалист по фортепианному искусству Геннадий Цыпин. Сложно поверить, что прошло ровно 40 лет с триумфальной победы Плетнёва – последнего ученика Я. В. Флиера – на VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. И все эти годы имя его не только не сходит с концертных афиш, но остается предметом дискуссий и споров. Иные лауреаты, подавая надежды в молодости, со временем бледнеют как музыканты, становясь «одними из» многочисленных исполнителей второго ряда. У Михаила Плетнёва, перешедшего двадцатилетний возрастной порог, главное было впереди – выступления по всему миру как пианиста и дирижера, создание собственного, первого в нашей стране частного оркестра, который сразу выдвинулся в число лучших симфонических коллективов в России, активная композиторская деятельность… Однако уже с первых лет большого пути в искусстве Плетнёв заявил о себе как зрелый, самостоятельный артист, обладатель сложившегося исполнительского стиля. «У Плетнёва сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение, – отзывался о 21-летнем победителе член жюри конкурса имени Чайковского, американский пианист и педагог Юджин Лист. – Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту». Как интеллектуального, мыслящего за роялем пианиста, который направляет поток вдохновения в гранитные берега логики, воспринимали Михаила Плетнёва многие. («Играналитического ума – уверенного, знающего, безошибочного», – писал в 1985 г. В. Чинаев в журнале «Музыкальная жизнь»). Неудивительно, что художник такого склада тяготеет к музыке XVIII столетия – кристальной чистоте музыкальных кружев И. С. Баха, рельефной ясности раннего классицизма К.Ф.Э. Баха и Д. Скарлатти (позже он посвятил этим композиторам сольные альбомы; «…одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетнёву место среди величайших пианистов всех времен», – писал журнал Grammophon Music Magazine в 1996 г.)… Свободными от претензий на «аутентизм», как и от пафоса романтизации, звучали под его пальцами сонаты Моцарта и Гайдна; еще не закончив консерваторскую аспирантуру, он покорил публику интерпретацией «Ариетты» из последней сонаты Бетховена. И все же главными «героями» исполнительского искусства Плетнёва были и остаются Чайковский и Рахманинов. Русские романтики, доводящие шкалу эмоциональной выразительности до «верхних пределов» – в их музыке он находил тот «баланс сердца и ума», который заставил звучать хорошо известные, заигранные произведения по-новому. Артист стремительно расширял репертуар, вовлекая в свою орбиту музыку Листа, Грига, Мусоргского, Прокофьева, Дебюсси, Шопена… Последний звучал «дискуссионно» для критиков – но тем больший интерес вызывал у публики; пресловутое отсутствие «спонтанности» компенсировалось филигранной отделкой каждой детали, тонкостью «произнесения» нотного текста. На фоне кардинальных изменений жизненного и культурного пространства, тем бóльший интерес вызывают «ранние» записи Плетнёва. Фирма «Мелодия» предлагает уникальную трансляционную запись сольного концерта в Большом зале Московской консерватории 31 октября 1979 г., ни разу не выходившую на пластинках и CD и теперь, 39 лет спустя, впервые представленную слушателям. Еще недавний студент Якова Флиера, продолжающий обучение в аспирантуре Московской консерватории (в классе профессора Льва Власенко), Михаил Плетнёв демонстрирует безупречность стиля и профессионального мастерства. Хронологически выстроенная программа концерта «играет» на контрастах и, одновременно, выявляет преемственность традиций фортепианной музыки, идущую сквозь века и эпохи. В движении от Баха к Шопену у Плетнёва нет «белых пятен». Мудрая простота малоизвестной клавирной сюиты (ля минор, BWV 818 a) оттеняется подчеркнуто «земной» бытийностью музыки Скарлатти: четыре сонаты волей исполнителя превращаются в миницикл, в котором как под увеличительным стеклом сияют красота и совершенство в «огранке» итальянского мастера. Шестая соната – одно из наиболее«солнечных» произведений молодого Бетховена, в котором на редкость гармонично уживаются завершающее и наступающее столетия, а юношеский задор еще не омрачен гнетом меланхолии; от робких аккордов первой части до стремительной моторики финала пианист неуклонно наращивает внутреннее напряжение. Второе отделение программы отдано Шопену. Интерпретация третьей сонаты – последнего крупного сочинения композитора – выделяется совершенством архитектоники, цельностью четырехчастного цикла; «баланс сердца и ума» помог исполнителю достичь того, что было камнем преткновения для иных «шопенистов». Последующие миниатюры, вероятно, были исполнены «на бис» – но они не звучат «приятным дополнением», каждый из двух ноктюрнов и вальсов раскрывается в индивидуальном «лица необщем выраженьи». «Хотелось бы, чтобы бессмертные шедевры … достойно звучали в ХХI веке и чтобы в них открывались все новые и новые грани, созвучные духу нового века и тех будущих времен, в которых предстоит жить», – скажет М. Плетнёв на пороге нашего столетия. С течением времени меняется, порой радикально, стиль и манера подлинного мастера-творца. Иным стало сегодня искусство Михаила Плетнёва. Но его «старые» записи не устаревают, оставаясь актуальной вехой исполнительского искусства и в наши дни. |