6 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02570 2018, дата записи: 13/03/1990 |
Иоганн Себастьян Бах Хроматическая фантазия и фуга ре минор, BWV 903 1 Фантазия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.08 2 Фуга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.07 Итальянский концерт для клавесина Фа мажор, BWV 971 3 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.58 4 II. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.32 5 III. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.30 Партита ми минор, BWV 830 6 I. Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.15 7 II. Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.48 8 III. Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.11 9 IV. Air . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.34 10 V. Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.22 11 VI. Tempo di Gavotta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.52 12 VII. Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.46 Общее время: 50.07 Николай Луганский, фортепиано Запись из Рахманиновского зала Московской консерватории 13 марта 1990 года. Звукорежиссер – Петр Кондрашин Ремастеринг – Максим Пилипов Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию запись сольного концерта Луганского 1990 года. В программе сочинения Иоганна Себастьяна Баха. «Романтический герой», «пианист всепоглощающей чувствительности»… Именно таким, как правило, воспринимает публика Луганского – вдохновенного интерпретатора сочинений Рахманинова, Чайковского, Шопена, Шумана, Листа… А вот имя Баха нечасто появляется в его концертном репертуаре. Хотя стоит напомнить, что в 1988 г. пианист был удостоен Серебряной медали Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге В 1990 г. пианист заканчивал ЦМШ при Московской консерватории по классу профессора Т.Н. Николаевой. В свое время советская пианистка одержала убедительную победу на первом международном Баховском конкурсе в 1950 г. Она завоевала признание одного из лучших интерпретаторов музыки лейпцигского кантора во второй половине ХХ столетия. Выдающееся исполнительское мастерство Учителя, несущего свет великой традиции «русской бахианы», не могло пройти бесследно для начинающего пианиста. Именно как наследник традиций русской исполнительской школы интерпретирует Баха 18-летний Николай Луганский. Программа концерта отражает широкий стилевой и жанровый спектр клавирного наследия И.С. Баха. «Хроматическая фантазия и фуга», задуманная композитором в начале 1720-х гг. в Кётене для «большого» клавесина с двумя мануалами (клавиатурами) и педалью; Партита № 6, вместе с пятью другими опубликованная Бахом в первом выпуске «Клавирных упражнений» в Лейпциге, (1731); «Итальянский концерт» для клавира соло, законченный в 1735 г. и ставший своеобразным итогом развития концертного жанра в творчестве Баха... Освоение баховского репертуара стало для Николая Луганского важнейшей вехой на пути к высшим достижениям фортепианного искусства. «Ранний» концерт пианиста и сегодня воспринимается убедительной творческой победой, ярким вкладом в исполнительское искусство конца ХХ столетия. |
Вот уже более двух десятилетий имя Николая Луганского известно миллионам любителей музыки. Народный артист России, профессор Московской консерватории, обладатель престижнейших музыкальных премий мирового значения – он дает десятки концертов в год, выступая в лучших залах мира с прославленными дирижерами и оркестрами. «Мелодия» публикует никогда не издававшуюся ранее трансляционную запись одного из первых сольных выступлений Н. Луганского (на пластинках был выпущен лишь дебютный концерт юного музыканта, прошедший в 1986 г.). Оно состоялось в марте 1990 г. в Рахманиновском зале Московской консерватории и позволяет взглянуть на одного из крупнейших пианистов современности с необычной стороны. «Романтический герой», «пианист всепоглощающей чувствительности»… Так обычно воспринимает публика Луганского – вдохновенного интерпретатора сочинений Рахманинова, Чайковского, Шопена, Шумана, Листа… Кажется, это амплуа сопровождает артиста с первых шагов его концертной деятельности, со времен побед на Всероссийском конкурсе имени Рахманинова и Международном конкурсе имени Чайковского. Но программа данного концерта пианиста (в то время еще ученика выпускного класса ЦМШ при Московской консерватории по классу профессора Т.Н. Николаевой) была целиком посвящена творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Это имя в дальнейшем нечасто появлялось в его концертном репертуаре, хотя двумя годами ранее пианист был удостоен Серебряной медали Международного конкурса имени Баха в Лейпциге. Когда-то на первом баховском конкурсе, прошедшем в год 200-летия со дня смерти композитора, убедительную победу одержала Татьяна Николаева. Советская пианистка завоевала признание одного из лучших интерпретаторов музыки лейпцигского кантора во второй половине ХХ столетия. В ее репертуаре были все прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», концерты, сюиты и другие клавирные сочинения. Глубокое изучение творчества Баха было и остается неотъемлемой составляющей русской фортепианной педагогики. В своем классе Т. Николаева не навязывала ученикам собственных исполнительских трактовок, однако выдающееся исполнительское мастерство Учителя, несущего свет великой традиции «русской бахианы», не могло пройти бесследно для начинающего пианиста. По собственному признанию Луганского, баховские концертные циклы Николаевой наряду с искусством М. Гринберг, С. Рихтера, Э. Гилельса стали фундаментом его артистической индивидуальности. Именно как наследник традиций русской исполнительской школы интерпретирует Баха 18-летний Николай Луганский. Программа концерта отражает широкий стилевой и жанровый спектр клавирного наследия И.С. Баха. «Хроматическая фантазия и фуга», задуманная композитором в начале 1720-х годов в Кётене для «большого» клавесина с двумя мануалами (клавиатурами) и педалью, демонстрирует высший синтез важнейших составляющих баховского творчества – импровизационности и строгого интеллектуализма; концертность изложения приближает ее к органным фантазиям; предельная даже для Баха насыщенность тонально-гармонических средств, которая многократно усиливается в звучании на фортепиано, требует от исполнителя тончайшего чувства колорита, «ювелирной» педальной техники. Партита № 6, вместе с пятью другими опубликованная Бахом в первом выпуске «Клавирных упражнений» в Лейпциге (1731), отличается свободой трактовки сюитного цикла, необычным сочетанием танцевальности, патетики и проникновенного лиризма, взаимодействием различных образных сфер. «Итальянский концерт» для клавира соло, законченный в 1735 г. и ставший своеобразным итогом развития концертного жанра в творчестве Баха, принадлежит к наиболее исполняемым его произведениям – в нем преобладает энергичная моторика движения, во многом предвосхищая концертность уже следующей, классической эпохи; скорбный характер медленной части оттеняет солнечную жизнерадостность финала. Вполне естественно, что динамичные образы быстрых частей и концертная патетика импровизационных эпизодов лучше удались молодому исполнителю – сильное впечатление оставляет начало «Хроматической фантазии», ярко и вдохновенно звучат крайние части «Итальянского концерта», токката и танцевальные части партиты. Не менее убедителен Луганский и в «рациональной» полифонической сфере – четкость «произнесения» в звучании, удивительная прозрачность самой сложной и насыщенной фактуры отличает фугированные части и эпизоды; строгая сдержанность уравновешивает внутреннее напряжение в кульминациях «Фантазии». Возможно, эта сдержанность покажется излишней в звучании лирических частей, осторожной умеренности медленных темпов; порой возникает впечатление, что юный музыкант «осаживает» свои эмоции, удерживаясь от романтизации размеренного течения музыкальной мысли. Но это не приводит его к сухому академизму; идеалом пианиста уже в эти годы является высший баланс «ratio» и «emotio», соответствующий формуле Г. Нейгазуа «страсть плюс интеллект», постижение исполняемой музыки в ее культурно-историческом контексте наряду с эмоциональностью переживания «здесь и сейчас». Освоение баховского репертуара стало для Николая Луганского важнейшей вехой на пути к высшим достижениям фортепианного искусства. Более того, этот «ранний» концерт пианиста и сегодня воспринимается убедительной творческой победой, ярким вкладом в исполнительское искусство конца ХХ столетия. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ ДИЗАЙН – ИЛЬДАР КРЮКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |