2 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02566 2018, дата записи: 2017 |
Вольфганг Амадей Моцарт Дивертисмент для струнного трио Ми-бемоль мажор, K. 563 1 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.05 2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.48 3 III. Menuetto. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.36 4 IV. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.16 5 V. Menuetto. Allegretto – Trio I – Trio II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.33 6 VI. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.10 Альфред Шнитке Струнное трио (1985) 7 I. Moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14.34 8 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.35 Общее время: 71.42 «Лубоцкий-трио»: Марк Лубоцкий, скрипка Катарина Андреассон, альт Ольга Довбуш-Лубоцкая, виолончель Запись сделана в церкви Викерс, Швеция в 2017 г. Звукорежиссер – Эндрю Галифакс Редактор – Наталья Сторчак Менеджер проекта – Марина Безрукова Дизайн – Анна Ким Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию запись камерной музыки Вольфганга Амадея Моцарта и Альфреда Шнитке, осуществленную трио под управлением выдающегося музыканта Марка Лубоцкого. Творчество этих композиторов, несмотря на 200-летний временной разрыв, имеет много общего. Это универсальность жанровой палитры, сочетание дерзновенного, смелого новаторства и ощущения преемственности, острое осознание трагичности земного бытия при сохранении объективного отношения к искусству. В камерной музыке обоих авторов, музыке, связанной с традицией домашнего музицирования, неторопливой дружеской беседы, слышна глубоко личная нота. Дивертисмент Ми-бемоль мажор Моцарта, написанный в год «трех великих симфоний» (1788), связан с именем его друга и покровителя, собрата по масонской ложе М. Пухберга. Необычна его шестичастная структура и печальное, почти трагическое окончание при внешнем сохранении мажорного звучания. Струнное трио Альфреда Шнитке (композитор был связан тесной дружбой с М. Лубоцким, которому посвятил три скрипичных сонаты) было написано в 1985 г. Это трагическая исповедь художника, синтез острейшего чувства современности и вневременных, вечных ценностей бытия. В исполнении участвуют многолетние ансамблевые партнеры Марка Лубоцкого, с 2003 г. объединившиеся в «Lubotsky-Trio»: известная шведская скрипачка, альтистка и дирижер Катарина Андреассон, а также виолончелистка, признанный мастер исполнения современной музыки Ольга Довбуш-Лубоцкая. |
Два сочинения, представленные на этом диске, разделяет расстояние в 200 лет. Поэтому необходимо пояснить, чем руководствовались исполнители, объединяя в одном диске миры двух великих композиторов, принадлежавших к абсолютно разным эпохам, живших в отдаленных друг от друга странах; художников, чьи судьбы, на первый взгляд, абсолютно не похожи. Почему только на первый взгляд? А потому, что судьба большинства великих художников во все времена и повсюду была и остается драмой, если не трагедией. И это ощущение фатальности, судьбоносности, неизбежности трагической развязки пронизывает музыкальные шедевры от партитур симфонической и камерной музыки Моцарта и Шуберта до важнейших сочинений Малера, Шостаковича, Шнитке. * * * Музыка Моцарта по своей природе лучезарна. Но лучезарность не исключает содержащегося в ней (особенно в созданных им в последние годы жизни сочинениях) того «фатального» знания, которое впоследствии назвали «темой судьбы, стучащейся в дверь» в отношении знаменитого лейтритма Пятой симфонии Бетховена. В мировой литературе о Моцарте создание Дивертисмента Ми-бемоль мажор для скрипки, альта и виолончели, K. 563 (1788 г.) связывают с именем Михаэля Пухбергa (Michael Puchberg). Цитируются письма Моцарта к Пухбергу, его «брату» по массонской ложе, содержащие просьбы композитора об оказании ему финансовой поддержки. И Пухберг действительно многократно выручал Моцарта в его чрезвычайно запутанных финансовых обстоятельствах. Что же касается Дивертисмента, иногда называемого «Puchberg-Trio», то в своем письме к Пухбергу от 8 апреля 1790 года Моцарт писал: «…завтра, в пятницу, граф Хадик (Graf Hadik) просил меня исполнить для него квинтет Штадлера («Stadler Quintett») и трио, которое я написал для Вас…». Дивертисмент состоит из шести частей. Вслед за значительным сонатным Allegro следует меланхоличное Adagio, затем элегантный менуэт. Четвертая часть Andante покoряет богатством и разнообразием вариаций, а отделенный вторым менуэтом финал, является квинтэссенцией всего сочинения. В этом особом финале с его слегка печальной, как будто прощальной темой отсутствует традиционная моторная виртуозность. Возникающая вскоре ритмическая фигура напоминает барабанную дробь, и с ее возникновением характер музыки драматизируется. И когда в коде финала эта дробь врывается неожиданно и непреклонно (словно взрывая своим резким появлением на сильной доле такта ощущение метрической уравновешенности), это производит впечатление разлома, катастрофы. Вслед за этим разломом мелодическая линия уходит вниз, в глубину. Все словно успокаивается и затихает, но заключающие финал аккорды скрипки сопровождает тот же зловещий ритмический рисунок в партиях альта и виолончели. * * * Моцарт был для Альфреда Шнитке одним из любимейших композиторов, «драгоценным сплавом глубины и простоты». Шнитке говорил, что «Моцарт нес в себе "гены” композиторов и более поздних, чем Бетховен. Он "не законсервирован” в своей эпохе, он "живой” и сейчас, с нами идущий через историю музыки и оплодотворяющий ее». Струнное трио Альфреда Шнитке состоит из двух неконтрастных частей, из которых вторая – Adagio – продолжает и углубляет трагический облик первой части. Может показаться странным, но при прослушивании Трио Шнитке вслед за Дивертисментом Моцарта светлая грусть открывающей его темы производит впечатление естественного продолжения музыкальной мысли Моцарта. Трио Шнитке – это трагическая исповедь художника. Это музыка современная и в то же время, как и музыка Моцарта, глубоко искренняя и человечная. Скорбь ухода, прощание, завершающие это сочинение Шнитке, перекликаются с интонациями, заключающими трио Моцарта. Только у Моцарта ведущий голос уходит вглубь, вниз, а у Шнитке этот голос поднимается все выше и выше, пока не растворяется в тишине неизведанного. Марк Лубоцкий В эпоху Вольфганга Амадея Моцарта, как и десятилетия спустя, важнейшим музыкальным жанром считалась опера. Сам композитор также выделял симфонию и концерт, открывшие ему наибольшие возможности для творческого самовыражения. Однако не стоит недооценивать тот вклад, который сделал Моцарт в камерно-инструментальную музыку. И не только по «количественному» принципу (камерное наследие занимает больше половины его сочинений в каталоге Кёхеля). В эпоху барокко и классицизма ансамблевое музицирование относили к «домашней» сфере. Эта музыка не предназначалась для открытых публичных выступлений, а потому была непритязательной в образно-эмоциональном и техническом отношении. С другой стороны, тотальная мода на музицирование, затронувшая все социальные слои в Германии и Австрии, востребованность музыки этого рода повлияла и на ее музыкальный уровень. «Беседа четырех умных людей» – так определял жанр струнного квартета Йозеф Гайдн, заложивший основы классического стиля камерно-инструментальной музыки. Сонаты для скрипки и клавесина стали первыми сочинениями, которые строгий Леопольд Моцарт счел возможным опубликовать как первый удачный творческий опыт своего семилетнего сына. Свой первый струнный квартет юный композитор написал в 1770 г. в гостинице итальянского города Лоди. Активный интерес к камерному творчеству проявил Моцарт и по возвращении из итальянских поездок, во время которых не только осваивал стиль opera seria, но изучал старинную полифонию, постигал премудрости контрапункта под руководством падре Мартини. В ходе путешествия в Париж (1777–1778) Моцарт посетил Мангейм: знакомство с выдающимися музыкантами и стилем «мангейской школы» вызвало целый ряд камерных и концертных опусов. Высший расцвет моцартовского творчества «венского периода» (1782–1791) отмечен десятками камерно-инструментальных произведений, по мастерству и вдохновению не уступающих операм, симфониям и фортепианным концертам. Результатом знакомства с «русскими» квартетами Гайдна стали шесть посвященных ему квартетов (1782–1785). Уже после создания «трех великих симфоний», в один год с представленным на диске Дивертисментом, К. 253 был закончен Струнный квинтет соль минор – одна из вершин камерной музыки венского классицизма. Камерно-инструментальные опусы (струнные квартеты и квинтеты, кларнетовый квинтет, сонаты для скрипки и фортепиано) композитор писал вплоть до последнего года жизни. «Немецкий композитор из России» – так сам Альфред Шнитке определял свою этно-национальную принадлежность. Родившийся в 1934 г. в городе Энгельсе, который в то время был столицей Автономной Республики Немцев Поволжья (в составе РСФСР), он был сыном немецкого еврея, переселившегося в СССР, и немки из рода первых колонистов, живших в России со времен Екатерины II. С раннего детства будущий композитор владел немецким и русским языками. В послевоенные годы, в подростковом возрасте Альфред Шнитке в семьей жил в Вене. Германия стала его вторым домом в последнее десятилетие жизни. Однако его личность и наследие неотделимы от сложной и многогранной картины отечественной культуры второй половины XX столетия. С начала 1960-х гг. в творчестве Шнитке все отчетливее проступают индивидуальные черты, которые делают его музыку узнаваемой среди пестрого, кричащего многоцветия музыкального авангарда и «постмодернизма». Ярким событием культурной жизни нашей страны стала премьера Первой симфонии (1974). Композитор был необычайно востребован в драматическом театре и кинематографе, но долгие годы оставался «музыкальным диссидентом». Его музыка почти не звучала в крупнейших концертных залах нашей страны, исполняясь только на периферии: в закрытом для иностранцев городе Горьком (Нижний Новгород), Новосибирске, Риге, Таллине вплоть до конца 1980-х гг. В творчестве Альфреда Шнитке трудно определить основное жанровое направление. Композитор отдал равную дань ораториальным, симфоническим, театральным, концертным, хоровым, камерным произведениям. Пожалуй, для большей части слушателей имя Шнитке связано с масштабными, концептуальными опусами (9 симфоний, оперы «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фауста», балеты «Лабиринты», «Пер Гюнт», Реквием). Однако камерно-инструментальная ветвь никогда не была на периферии интересов автора: от Первой скрипичной сонаты, посвященной Марку Лубоцкому (1963), вплоть до ансамблевых сонат для скрипки и виолончели 1994 г. и Вариаций для струнного квартета, законченных за несколько месяцев до смерти. Именно в камерной музыке Шнитке наиболее «обнаженным» становится принцип преемственности как одной из первооснов его стиля, ощущение глубокой и непрерывной связующей нити традиций – от григорианского хорала до нововенской школы, от «партесного» стиля до Шостаковича. Традиции камерного музицирования, связанные с атмосферой «домашнего» уюта, неторопливой дружеской беседы в творчестве венских классиков, приобретают интеллектуальную глубину; в XIX столетии обогащаются ярким эмоциональным тонусом; ряд композиторов ХХ века добавляет к этому пронзительную ноту «исповедальности», зеркального отражения внутреннего мира творца. Все эти качества заключены в камерно-инструментальных сочинениях Альфреда Шнитке, музыка которого передавала духовную атмосферу времени, одновременно оставаясь вневременной, связанной с глубинным бытием Вечности… Борис Мукосей Марк Лубоцкий (скрипка) родился в Ленинграде. Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Абрама Ямпольского, а затем аспирантуру у Давида Ойстраха. Исполнительские традиции этих великих музыкантов воплотились в искусстве Лубоцкого: в высоком уровне технического мастерства, в стремлении к максимальному совпадению эмоционального и интеллектуального компонентов. Доказательством этому служат многочисленные записи Лубоцкого классико-романтического и современного скрипичного концертного репертуара и камерной музыки. В студенческие годы он стал близким другом Альфреда Шнитке, который посвятил ему Второй скрипичный концерт и три скрипичных сонаты. К большой радости композитора Лубоцкий играл премьеры его Первого и Второго скрипичных концертов, а также вместе с Ириной Шнитке и Мстиславом Ростроповичем участвовал в премьере фортепианного трио Шнитке. Марк Лубоцкий – обладатель премий международных конкурсов, среди которых конкурс Моцарта в Зальцбурге, конкурс имени Чайковского в Москве. Он выступал со многими выдающимися дирижерами: Кириллом Кондрашиным, Юджином Орманди, Мстиславом Ростроповичем, Евгением Светлановым, Бернардом Хайтинком, Геннадием Рождественским, Куртом Зандерлингом и др.; прославленными оркестрами: Московским филармоническим оркестром, Английским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си, Лондонским симфоническим оркестром, оркестром «Филармония» (Лондон), оркестром Консертгебау (Амстердам), Роттердамским филармоническим оркестром и многими другими. Среди партнеров Лубоцкого по камерному ансамблю пианисты Любовь Едлина, Борис Берман, Петер Франкл, Ральф Готони и Бренно Амброзини. Марк Лубоцкий ведет успешную педагогическую деятельность. Некоторые из его учеников стали победителями международных конкурсов. Он преподавал в институте имени Гнесиных, в консерватории имени Свелинка в Амстердаме, был профессором Гамбургской Высшей школы музыки. Марк Лубоцкий проводил мастер-классы в университете Тохо в Токио, университете Окленда в Новой Зеландии, Гилдхоллской школе музыки в Лондоне, в Санкт-Петербургской консерватории и академии Сибелиуса в Хельсинки, а также в Гётеборге. Катарина Андреассон входит в число ведущих дирижеров, скрипачей и концертмейстеров Швеции. В возрасте 22 лет она стала первым концертмейстером симфонического оркестра Ольборга, а затем оркестра Гётеборгской оперы. С 1997 г. является первым концертмейстером Шведского камерного оркестра (ШКО) в г. Эребру. В качестве дирижера регулярно выступает с ведущими шведскими оркестрами, а также оркестрами Польши, Украины, Ирландии и Дании. Как солистка Катарина Андреассон дебютировала за рубежом в 1997 г.: в лондонском «Royal Festival Hall» она исполнила скрипичный концерт Говарда Блейка «Лидс» в сопровождении оркестра «Филармония». Исполнение Катарины было отмечено критиками как «страстное» и «виртуозно искрящееся». Первая аудиозапись Катарины Андреассон (концерты «Времена года» А. Вивальди) вышла на лейбле «Naxos» и спустя три месяца была удостоена «золотого диска». В 2000 г. Катарина исполнила концерт для скрипки Петериса Васкса «Далекий свет» на фестивале в г. Бэнтри графства Корк (Ирландия). Эта запись, осуществленная совместно с ШКО, была тепло встречена критиками разных стран. Как дирижер Шведского камерного оркестра Катарина осуществила запись концертов для флейты Вольфганга Амадея Моцарта (Патрик Галлуа, флейта/ лейбл «Naxos»); в качестве солистки вместе с ШКО – записи романсов для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена под управлением Томаса Даусгора (лейбл «Simax Classics»), двух скрипичных концертов Ханца Карла Грубера под управлением автора (BIS Records). В 2004 г. состоялась трансляция мировой премьеры концерта для скрипки Андерса Флодина, посвященного ей. Катарина гастролирует по всему миру и в составе камерных ансамблей. Регулярно выступает с «Лубоцкий-трио» на сцене Консертгебау в Амстердаме. В 1996–2001 гг. Катарина преподавала игру на скрипке в Школе музыки и музыкального образования при университете г. Гётеборга. В 2007 г. она получила диплом об окончании класса дирижирования профессора Йормы Панулы в Королевской академии музыки в Стокгольме. Ее международный дебют в качестве дирижера состоялся с оркестром Би-би-си в Белфасте. В 2008–2012 гг. Катарина была главным дирижером симфонического оркестра г. Карлcкуга. В 2012 г. Катарина стала преподавателем Академии музыки в г. Эребру, где ведет классы скрипки, камерной музыки и оркестра. В том же году она основала фестиваль камерной музыки в г. Нура и начала вести курсы оркестрового исполнительства и камерной музыки для молодых музыкантов. В 2012 г. она организовала Академический оркестр университета г. Эребру и с тех пор является его дирижером и художественным руководителем. В 2015 г. Катарина стала приглашенным профессором Университета Бразилиа (Бразилия). Также она проводила мастер-классы в Рио-де-Жанейро и Сан-Паоло. Кроме этого Катарина является приглашенным профессором дирижирования в Королевской академии музыки в Стокгольме. В 2016 г. она дирижировала ШКО на концерте во время банкета по случаю вручения Нобелевских премий, который транслировался в прямом эфире по всему миру. В 2017 г. дирижировала, в том числе, Королевским филармоническим оркестром в Стокгольме, Гетеборгским симфоническим оркестром и симфоническим оркестром г. Мальме. В 2018 г. дебютировала в Финляндии в качестве дирижера и солиста, а также выступила с ШКО в зале «Proms» в Лондоне и Эльбской филармонии в Гамбурге. Ольга Довбуш-Лубоцкая (виолончель) родилась в Саратове. Музыкальное образование получила в Москве и Гамбурге. После окончания Гамбургской Высшей школы музыки начала активную концертную деятельность в качестве солистки и участника ансамблей. Ольга Довбуш-Лубоцкая выступала с сольными концертами в Голландии, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Германии и России. Принимала участие в крупных музыкальных фестивалях, среди которых Камерный музыкальный фестиваль в Кухмо (Финляндия), Фестиваль имени Петра Великого (Нидерланды) и др. Ольга Довбуш-Лубоцкая выступает в ансамблях с пианистами Ириной Шнитке, Джеффри Мэджем, Ральфом Готони, Владимиром Сканави; скрипачами Александром Брусиловским, Катариной Андреассон, Марком Лубоцким; альтистами Владимиром Мендельсоном, Фердинандом Эрблихом и др. Вместе со скрипачом Марком Лубоцким является постоянным участником ансамбля «Лубоцкий-трио». В репертуаре Ольги Довбуш-Лубоцкой наряду с произведениями романтической эпохи большое место занимает музыка таких композиторов, как София Губайдулина, Альфред Шнитке, Александр Раскатов, Виктор Суслин, Валентин Сильвестров. В 2010 г. она участвовала в голландской премьере сочинения Софии Губайдулиной для виолончели, контрабаса и трех гитар «Repentance» в Гронингене. В настоящее время помимо концертной деятельности Ольга Довбуш-Лубоцкая ведет класс виолончели в Академии музыки имени Альфреда Шнитке в Гамбурге. Ольга Довбуш-Лубоцкая сотрудничает с лейблами BIS, NCA, «Brilliant Classics», «Мелодия». |