2 дня
О сайте5 | С60 30583 002 1990, дата записи: 1989 |
Сторона 1 Охотник и Венера (музыка и слова народные) — 2.26 Разносчик (музыка и слова И. Селезнева) — 2.17 Почему я безумно люблю (авторы неизвестны) — 3.06 Мария (автор музыки неизвестен — А. Толстой) _2.19 Шарф голубой (А. Титов — автор слов неизвестен) — 3.55 Время изменится (музыка и слова Ю. Борисова) — 3.14 В аллею черные спустились небеса... (Т. Лещенко-Сухомлина — И. Анненский) — 3.00 Сторона 2 Музыка Т. Лещенко-Сухомлиной Ангел (Ф. Сологуб) — 2.13 Ах вы, кони мои вороные (автор слов неизвестен) — 2.50 Площадь та имеет башню (Н. Тихонов) — 1.00 Уходит любовь (С. Чесноков) — 1.46 Мне так больно... (Г. Галина) — 1.53 Растрелли — 2.23 Река Воркута. Странный город — 4.26 На стреме стояла шпана... — 1.33 Песня о Доброте — 2.05 (слова Т. Лещенко-Сухомлиной) Татьяна Лещенко-Сухомлина, пение, гитара Сергей Чесноков, гитара Звукорежиссер Г. Любимов. Редактор В. Заветный Художник В. Лыжина. Фото В. Барановского Ленинградская студия грамзаписи. Запись 1989 года. Вы услышите сейчас голос человека удивительной судьбы. Судьбы уникальной, драматической. Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина многое видела, многое пережила. Волны жизни бросали ее через моря и океаны, она жила в Америке, во Франции, в Испании; судьба одарила ее знакомствами и дружбой с интереснейшими современниками: Владимиром Маяковским и Дос Пассосом, Жоржем Сименоном и Андре Дереном, Николаем Тихоновым и Александром Солженицыным, Тихоном Чурилиным и Ильей Эренбургом... Два спутника ее жизни — замечательный скульптор Дмитрий Филиппович Цаплин и публицист Василий Васильевич Сухомлин — особые вехи в ее жизненной и творческой биографии. Судьба коснулась Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной и своим черным крылом: много лет по необоснованному обвинению провела она в лагерях в Воркуте. По профессии переводчица, она впервые познакомила советских читателей с творчеством Сименона, перевела один из самых читаемых романов нашего времени «Женщину в белом» Уилки Коллинза. Много интересного можно рассказать об этой женщине, всегда жизнерадостной, отзывчивой. В Москве ее дом всегда открыт — теплый приют для друзей, приют вдохновенья и творческого труда. Она живет щедрой жизнью. Не оглядываясь назад, не думая о врачах и болезнях. Отдавая себя людям и искусству. Много тайн хранит в себе биография и судьба Татьяны Ивановны. Одна из них, безусловно, не является секретом ни для кого: ее страсть, ее горячая любовь к музыке, к пению, к гитаре. «Дорогой, большой друг мой! Хочу непременно сказать Вам и повторить снова и снова, что в нашем домике в Лозанне Вы дали нам настоящий концерт русских песен — концерт высокого мастерства и к тому же очень волнующий. Вы владеете гитарой как профессионал, а голос Ваш берет за душу и придает необычайную выразительность песням, которые Вы исполняете. Я всегда любил русскую музыку — как классическую, так и народную, столь разнообразную в Вашей прекрасной стране. Но я не знаком с теми старыми песнями, которые Вы так хорошо сохранили в памяти. Вы сумели передать всю заложенную в них грусть и глубину. Боль шое спасибо, моя дорогая Татьяна. Любящий Вас Жорж Сименон. Лозанна, 19 апреля 1979 г.» «Первое мое воспоминание — о маме и о музыке, — рассказывает Татьяна Ивановна. — мама играет на рояле, и звуки ля-бемоль-мажорного этюда Шопена сливаются с солнечным сиянием, с ароматом цветущих акаций и моря... Мы живем в Одессе, близ берега. Нам с Юрой — моим братом-близнецом — по два года». В детстве она училась в Екатерининском «институте благородных девиц» в Москве, где игру на рояле преподавали Рахманинов. Скрябин, Вилыиау. Светский хор вел Авранек, а церковный хор — композитор Чесноков. Ее взяли петь на клиросе за тоненький, но точный голосок. «...Умчалися года, но в памяти так живо, Так ярко и свежо былое, как вчера... Печальный этот романс, помню, пела прекрасным голосом, аккомпанируя себе на рояле, моя мать. Но мы с братом, моим близнецом, еще охотнее слушали слабый, слегка надтреснутый голос моего отца, по профессии агронома. Он пел под гитару украинские песни и разную старину. Особенно проникновенно пел отец про «Воздушный корабль» как в непроглядную ночь летел корабль на всех парусах по синим волнам океана, и плыл па нем искать сына могучий император. Так ясно видел отец все, о чем пел, это отчетливо передавалось нам, детям». Бабушка Татьяны Ивановны — Александра Евгеньевна Прохорова — тоже была певуньей, замечательно исполняла народные песни и старые романсы. Ученица молодого Игумнова, ее мама, профессиональная пианистка Елизавета Николаевна Лещенко, прекрасно играла. И музыка, гитара обворожили девочку с ранних лет навсегда, на всю жизнь, помогли чувствовать прекрасное, творить добро, сострадать. Любовь к музыке прошла через всю ее жизнь и, быть может, помогла выжить под ударами судьбы. Память о любимом брате-близнеце, в 14 лет герои чески погибшем в годы гражданской войны в рядах Красной армии на Северном Кавказе, до сих пор как рана в ее сердце... Жизнь у Татьяны Ивановны сложилась не просто, в ее судьбе были роковые трагические часы: арест в годы сталинщины, беспросветность лагерей. Впрочем, как не кощунственно это звучит, но именно любовь к музыке, к пению, к гитаре помогали преодолевать эту беспросветность... «Мы, наверно, счастливые люди, у нас есть близкий друг Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина. Это удивительный человек, очаровательный, добрый, талантливый во всем, уникальная певица, исполняющая множество никому неизвестных песен. Татьяна Ивановна — представительница той, увы, уходящей эпохи, носительница подлинной русской культуры, духовности, которых нам так не хватает сегодня. И в то же время она наша современница, активно живущая всеми нашими тревогами и заботами. И главное — она любит общаться с людьми, делиться с ними своим духовным богатством, дарить им свои прекрасные песни. Долгие годы мы, друзья Татьяны Ивановны, были единственными слушателями ее песен и рассказов. Как много хранит она в памяти. Какие великолепные песни сочиняет сама». Так написали на телевидение после передачи «Зеленая лампа» Е. Шендерович, профессор Московской консерватории. Е. Дюкина, театровед, О. Дюкина. учение музыкальной школы имени Прокофьева, и другие... «В тайге посреди палаток я включила телевизор, увидела Вас. Не могу описать, как мне была приятна эта встреча с Вами. Шла передача «Взгляд». Вы пели. рассказывали, читали свои стихи. Ваш голос. Ваше лицо мне были очень радостны, и так чудесно появились Вы в таит среди нас, усталых и грязных. Лена Шраго». Эти письма в числе многих пришли на Центральное телевидение после одной из передач о Т. И. Лещенко-Сухомлиной. Ей аккомпанировали замечательные музыканты. влюбленные в гитару, в песню: Владимир Сазонов. Михаил Минин, Борис Кремогат, Диттель, Чесноков... Но с особой нежностью и грустью вспоминает Татьяна Ивановна о Юрии Анатольевиче Лосеве, который пел в хоре Свешкникова. У него был абсолютный слух, он прекрасно играл на гитаре, обладал баритоном мягкого бархатного тембра. Во всем его облике было что-то богатырское, русское. Они пели и играли дуэтом. Сначала казалось, что каждый из них сам по себе, казалось, что общего между ними нет. Огромный, могучий красавец Юрий Анатольевич со своей большой 12-струнной гитарой, поющий с великолепной силой и размахом разбойничьи песни, и изящная, хрупкая Татьяна Ивановна, с тончайшим мастерством поющая на разных языках мира песни любви и страсти. Способный на самопожертвование, на подвиг. Ю. Лосев погиб на дельтапланере. Последний их совместный вечер был 14 марта 1979 года в Центральном Доме литераторов. Свой репертуар она подбирала всю жизнь. Ее коллекцию русских романсов и песен, начиная с конца XVIII века, приобрел Московский музей музыкальной культуры имени Глинки. Много было и гитар у Татьяны Ивановны. В своем очерке о гитаре, опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия», Татьяна Ивановна рассказывает о судьбе трех инструментов, которые были у нее последнее время. Одну из гитар, наверное, самую уникальную, она подарила в 1970 году Эрмитажу, и гитара эта хранится ныне в постоянной экспозиции в зале № 171 в особом шкафу под портретом Параши Жемчуговой, ибо сотворил гитару крепостной Шереметевых Иван Андреевич Батов. Вторая гитара работы Ивана Краснощекова. сделанная им в 30-е годы прошлого века, поселилась в музее-лицее А. С. Пушкина под Ленинградом в комнатке Михала Яковлева, лицейского товарища великого поэта, впоследствии ставшего композитором. Третья гитара работы мастера Косолапова 1934 года, пленительная по звуку и форме, приобретенная случайно у пожилой женщины прям : улице, не покидает хозяйку. «Нет, — вспоминает Татьяна Ивановна, — как ни странно, не знаменитых певцов и певиц помню я ярче всего — их тоже, конечно, помню, но перед моим мысленным взором прежде всего встает из далекого прошлого проселочная дорога от Костромы до глухой деревеньки Насонки. Мы едем в имение моего прадеда. По дороге мчится тройка, за ней другая, а ямщики поют, да как поют Мы с Юрочкой, моим братом-близнецом, слушаем их восхищенно. Песня, вернее отзвук ее, остается в памяти навсегда — широкая прекрасная, не по «книжному» спетая, а как бог на душу положит, как талант и врожденная русская музыкальность подскажут...» В редкостной памяти Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной остались и песни ямщика, и песни бабушки, мелодии, напетые матерью в далеком золотом детстве. Многие песни и романсы вряд ли нынче кто-либо помнит, кроме Татьяны Ивановны, и никто не поет их — как чарующе поет их она. Всю жизнь ей хотелось напеть их на грампластинку. Чтобы жизнь их продолжалась и чтобы их пели другие. Прекрасно, что такой день настал. И пластинка эта перед вами — ее вторая пластинка! Дай бог не последняя... Ф. МЕДВЕДЕВ |