5 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02557 2018, дата записи: 2012-2017 |
АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ. Том 1 Владислав Агафонников 1 Кант к 150-летию Московской консерватории (сл. А. Пушкина) 2.56 Родион Щедрин Русские народные пословицы (Посвящается Александру Соловьёву и Камерному хору Московской консерватории) 2 «Сладок будешь – расклюют…» 2.02 3 «Богу не грешен, царю не виноват…» 4.23 Ширвани Чалаев Из цикла «Посвящение» (сл. М. Лермонтова) 4 № 6 «Молитва» 2.34 5 № 7 «Из Гёте. Горные вершины» 2.44 Ефрем Подгайц 6 «Утешься, душа моя…» (сл. Г. Фальковича, пер. с укр. Д. Подгайца) 3.25 Валерий Кикта 7 «Грезы Андрея Рублева» 3.36 Олеся Евстратова 8 Молитва (сл. К. Р.) 4.08 Сергей Екимов 9 Кондак из Акафиста Святому Великому Благоверному князю Александру Невскому 5.59 Роман Леденёв 10 «Осень пришла» (сл. А. Плещеева) 7.25 (Посвящается Андрею Андреевичу Золотову) Давид Кривицкий 11 «Осень», интродукция к 7 картине II действия оперы «Доктор Живаго» 4.30 Юрий Евграфов 12 «О любви и небе» (сл. С. Росина) 2.13 Толибхон Шахиди «Экспромт Ad Libitum» для солирующего фортепиано и хора (первое исполнение) 13 I часть 3.38 14 II часть 5.17 Кузьма Бодров 15 «Gloria» для хора и фортепиано 3.57 Татьяна Чудова 16 «Трамвай поэзии», концерт для хора (сл. Е. Евтушенко) 6.25 Лора Квинт 17 «Публика» (сл. Е. Евтушенко) 2.35 Александр Чайковский 18 «Не могу напиться с неприятными людьми» (сл. А. Володина) 2.49 Александр Клевицкий 19 «Tu-cha», концертная пьеса для смешанного хора a capella 2.15 Общее время: 73.04 Камерный хор Московской консерватории Дирижер – Александр Соловьёв Солисты: Евгения Кривицкая, орган (1), Екатерина Мечетина, фортепиано (13–15), Андрей Винницкий, ударные (17, 19), Мария Челмакина, сопрано (3, 10, 12), Михаил Котельников, тенор (19) Записи по трансляции из Московской консерватории: 21 ноября 2016 г., Малый зал (1, 9, 15) 18 декабря 2017 г., Малый зал (2, 3) 20 ноября 2017 г., Малый зал (4–8, 15–17, 19) 17 ноября 2014 г., Рахманиновский зал (10) 20 ноября 2012 г., Малый зал (11) 30 октября 2015 г., Большой зал (12–14, 18) Звукорежиссеры: Михаил Спасский (1, 4–9, 12–19), Светлана Спасская (2, 3), Анастасия Рыбакова (10), Руслана Орешникова (11) Фирма «Мелодия» и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского при поддержке Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» представляют первый выпуск нового масштабного проекта – «Антология современной хоровой музыки композиторов России». Амбициозная идея – запечатлеть в звуках многообразие тенденций и трендов, существующих в композиторском творчестве – была воплощена Камерным хором Московской консерватории и его художественным руководителем, лауреатом Премии Москвы, профессором Александром Соловьёвым, ставшим инициатором проекта. Камерный хор, созданный в 1994 году выдающимся хормейстером современности профессором Б.Г. Тевлиным, стал полигоном для внедрения в концертную практику новых сочинений наших современников. Основа репертуарного списка коллектива последних лет – сочинения современных композиторов – издана в сборниках «Поёт Камерный хор» (составитель А.В. Соловьёв). Впечатляет обширная география гастрольных выступлений хора (как по городам России, так и за рубежом), являющегося участником множества фестивалей, среди которых «Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева», «Фестиваль российской культуры в Японии», «Голоса православной России», «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Другое пространство», «Дню Победы посвящается…», «Запечатленный ангел. 85-летию Р.К. Щедрина» и др. Камерный хор Московской консерватории – многократный победитель престижных международных конкурсов. В 2014 Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали World Choir Games (Латвия); в 2015 стал обладателем Гран-при на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» (Санкт-Петербург); постоянный участник специальных проектов на сценах Большого театра России. В первый диск «Антологии современной хоровой музыки композиторов России» вошли духовные и светские произведения московских композиторов разных поколений – Родиона Щедрина, Романа Леденёва, Владислава Агафонникова, Валерия Кикты, Ширвани Чалаева, Ефрема Подгайца, Александра Чайковского, Александра Клевицкого, Кузьмы Бодрова и других, а также сочинение таджикского композитора Толибхона Шахиди. Собрание отражает главные творческие установки Александра Соловьёва, стремящегося к стилевой универсальности и жанровой контрастности партитур. В записях участвуют пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и другие известные московские музыканты. «Антология» представлена в формате «live», передающим «дыхание зала» и неповторимое энергетическое напряжение исполнителей, концентрирующихся на максимально высокий результат «здесь и сейчас». В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА «ФИРМЫ МЕЛОДИЯ» И МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ» РЕДАКТОР — КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР — НАТАЛЬЯ СТОРЧАК МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА — МАРИНА БЕЗРУКОВА ДИЗАЙН — ИЛЬДАР КРЮКОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН НА ОБЛОЖКЕ КАРТИНА НАТАЛЬИ БЕКЕТОВОЙ «ПРОСТОРЫ». 2018 |
«Антология современной хоровой музыки композиторов России» – оригинальный, не имеющий прецедентов проект в истории отечественной звукозаписи. Грандиозность задачи – запечатлеть в звуках многообразие тенденций и трендов, существующих в композиторском творчестве – оказалась по плечу Камерному хору Московской консерватории, давно являющемуся полигоном для внедрения в концертную практику новых сочинений наших современников. Благодаря последовательной репертуарной политике художественного руководителя коллектива А.В. Соловьёва в его программах звучали произведения, представляющие самые разные стилистические течения. Некоторые партитуры изначально создавались в расчете на исполнительские возможности именно этого хора и дирижера и посвящены им. Практика фиксировать все выступления в аудиозаписи позволила сформировать из накопленного с годами архива уникальный контент, из которого были отобраны самые яркие партитуры для Антологии. Использовать формат «live», «живой звук» – свидетельство амбициозности и смелости маэстро Соловьёва, задающего себе и своим певцам высокие исполнительские планки и добивающегося высокого качества интерпретации в момент концерта. Кроме того «live» сохраняет нам «дыхание зала» и неповторимое энергетическое напряжение исполнителей, концентрирующихся на максимально высокий результат «здесь и сейчас». Первый выпуск «Антологии» посвящен преимущественно московским авторам, в большинстве своем – выпускникам Московской консерватории. Подборка сочинений на диске демонстрирует конгломерат индивидуальностей, очень разных по своим художественным устремлениям. Открывается сборник прологом – «Кантом к 150-летию Московской консерватории» Владислава Агафонникова, много и интересно пишущего для хора. Композитор, взяв за основу стихотворение «19 октября» А.С. Пушкина, создает искусную стилизацию в духе од и гимнов XIX века. Сопровождение органа (Евгения Кривицкая) подчеркивает торжественный и в то же время лирический строй музыки, воспевающей Московскую консерваторию как цитадель искусства. Два хора Родиона Щедрина на контрасте переключают слух в «наши дни». Жесткие диссонансные созвучия, экспрессивная динамическая палитра призваны передать суть пословиц, выбранных автором: «Сладок будешь – расклюют, горек будешь – расплюют» и «Богу не грешен, царю не виноват». У этого диптиха есть особая история. Созданный 7 декабря 2017 года, он прозвучал спустя неделю, в дни юбилейных празднеств в честь 85-летия Щедрина. Композитор не ошибся, поставив на титульном листе посвящение Александру Соловьёву и Камерному хору МГК: артисты сделали невозможное, подготовив в столь короткий срок сложнейшие сочинения, и запись отражает кураж и «нерв» момента. Настроениями «утешения», светлого покоя пронизаны произведения Ширвани Чалаева на стихи М.Ю. Лермонтова. Хор легко справляется и с запредельно высокой тесситурой, символически выражающей близость к «горнему миру», и с низким диапазоном (уверенно озвученным в профундовом регистре). Лирико-философскую линию продолжает хор «Утешься, душа моя…» Ефрема Подгайца – жемчужина хорового творчества автора. Богатая фактура позволяет продемонстрировать широту тембровой палитры Камерного хора МГК. «Грезы Андрея Рублёва» Валерия Кикты и «Молитва» Олеси Евстратовой написаны в традициях православных богослужебных песнопений, где право главенства – за красивой кантиленой. По контрасту петербургский композитор Сергей Екимов в «Кондаке из Акафиста Святому Великому Благоверному князю Александру Невскому» использует кластеры, вознося аллилуйю в очень экспрессивной манере. Сочинения композиторов старшего поколения, Романа Леденёва и Давида Кривицкого, относятся к направлению так называемой пейзажной лирики, где через образы природы иносказательно осмысляется сущность бытия. В данном случае оба автора обратились к теме «Осени», увядания природы и жизненных сил. Каждый мастер осмыслил этот сюжет по-своему. Атмосфера ностальгии и тоски («еще просит сердце света и тепла») доминирует у Леденёва; в изысканной миниатюре Кривицкого на стихи Б.Л. Пастернака больше элегической печали благодаря вальсовой основе. Совсем иной подход присутствует в партитуре «О любви и небе» Юрия Евграфова. Метафоричность, даже загадочность поэзии С.И. Росина («Если Солнце может в строки упасть, Луна во всех наших грехах пропасть, а Время беззвучно откроет пасть – как их оттуда украсть?!») предопределило прихотливость композиции. В ней важную роль играют фразы солирующего сопрано (Мария Челмакина), олицетворяющего хрупкость и призрачность любви. Как и опус Евграфова, «Экспромт Ad libitum» Толибхона Шахиди посвящен Камерному хору и А.В. Соловьёву. Интонации таджикского фольклора естественно вплетаются в насыщенную фортепианную фактуру (солистка – Екатерина Мечетина). Автор интересно строит драматургию композиции: первая часть написана как медитация-вокализ, во второй господствует яростное скандирование слов на таджикском фарси. Шахиди поясняет идею так: «Об абсурдности происходящего в пляске времени уже сказано много… но я в середине сочинения использовал одну фразу, где выделяется слово “инсон”. Оно имеет несколько переводов: “О стыд!” или “О совесть! О человек! Где ты в наше время…”». В миниатюре «Gloria» для хора и фортепиано Кузьма Бодров работает только со словом, вынесенном в заголовок. Хор распевает его, вновь и вновь завоевывая верхний диапазон. Думается, что напряженно звучащая тесситура призвана выразить душевный экстаз, а дискретные реплики рояля, словно колокольный звон, поддерживают это мрачное ликование. Гражданская тема находит также воплощение в произведениях на стихи Е.А. Евтушенко «Трамвай поэзии» Татьяны Чудовой и «Публика» Лоры Квинт. Оба сочинения несут в себе элементы театральности, которая является неотъемлемым элементом концертных программ Камерного хора: их необходимо не только слушать, но и смотреть. Это в полной мере относится к финальным произведениям диска. «Не могу напиться с неприятными людьми» Александра Чайковского – отдельный сценический номер, где пластика жеста и поз столь же значима, как и выразительная интонация. Шуточная «Tu-cha» Александра Клевицкого требует от певцов нешуточнойвиртуозности во владении различной манерой артикуляции. Камерный хор перевоплощается в виртуальную рок-группу, иронично эпатируя строгого академического слушателя, и с удовольствием изображает ритм-секцию, на фоне которой выплывает почти детская считалка, незамысловатая песенка «про тучу». «Камерный хор демонстрирует молодость, радость, современность творчества, желание поделиться со слушателями своими талантами. Музыкант Александр Соловьёв умеет находить в каждом сочинении его изюминку, отсюда прекрасное понимание формы сочинения и использование необходимых средств выразительности» (Валерия Тевлина, «Музыкальный клондайк», 2014, № 10). Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А.С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижером современности, народным артистом России, профессором Б.Г. Тевлиным. Коллектив – победитель многих престижных международных конкурсов в Италии (1998), Германии (1999), Польше (2003), абсолютный чемпион I Всемирной хоровой Олимпиады (Австрия). В 2002 году Камерный хор, единственный из коллективов России, представлял отечественное хоровое искусство на VI Всемирном форуме хоровой музыки в Миннеаполисе (США). В 2008 году запись Камерного хора под управлением Б.Г. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» удостоена престижной премии Echo Klassik-2008 в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX–XXI века»). С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории стал Маэстро Александр Соловьёв. Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. Основа репертуарного списка последних лет издана в сборниках «Поет Камерный хор» (составитель А.В. Соловьёв). Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником всероссийских и международных фестивалей, среди которых «Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева», «Голоса православной России», «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Другое пространство», «Дню Победы посвящается…», «Запечатленный ангел» (к 85-летию Р.К. Щедрина) и др. Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, К. Пендерецкого, Дж. Тавенера; антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», Симфонию № 1 А. Скрябина (совместно с Российским национальным оркестром, дирижер М. Плетнёв на лейбле Pentatone), «Формула успеха», «Многая лета» и другие. На фирме «Мелодия» была издана программа «Русская духовная музыка» (MEL CD 10 01447). В 2014 году Камерный хор во главе с Соловьёвым завоевал три золотые медали World Choir Games (Латвия); в 2015-м стал обладателем гран-при XI Международного конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Юрия Фалика «Поющий мир» (Санкт-Петербург). Хормейстеры коллектива: Алексей Вязников, Мария Челмакина, Тарас Ясенков. Александр Владиславович Соловьёв – дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончив с отличием дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, сформировался под влиянием своего учителя по аспирантуре, народного артиста РФ, профессора Б.Г. Тевлина. Безупречный художественный вкус Соловьёва отточило творческое общение со многими крупными хоровыми и симфоническими дирижерами; он участвовал в мастер-классах Куно Аренга (Эстония), Эрика Эриксона (Швеция); в качестве хормейстера подготовил ряд программ для Г. Рождественского, М. Плетнёва, В. Юровского, А. Лазарева, В. Полянского, А. Сладковского, А. Мустонена. С 2012 года – официальный представитель России во Всемирном хоровом совете World Choir Games международной ассоциации «Интеркультур», член жюри международных конкурсов хоров. С 2013 года Александр Соловьёв выступает в качестве дирижера специальных проектов на сценах Большого театра России; за большой вклад в развитие культуры награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ. С декабря 2013-го – декан по работе с иностранными учащимися Московской консерватории, член Ученого совета. В 2014 году ему было присвоено ученое звание доцента; был удостоен гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. В 2016 году Александр Соловьёв стал художественным руководителем Тульского государственного хора; профессором кафедры дирижерского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке; был награжден почетной грамотой Международного фонда единства православных народов; Магистр хора и Почетный член Ассоциации хоровых дирижеров Хорватии. Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность». С 2017 года – профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского. В 2018-м был удостоен звания лауреата Премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства как художественный руководитель Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается…». © Е. Кривицкая |