6 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02535 (2 CD) 2018, дата записи: 1969, 1973, 1974 |
И.С. Бах Шесть сюит для виолончели соло Диск 1 Сюита для виолончели № 1 Соль мажор, BWV 1007 1 Prélude 2.33 2 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.10 3 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.22 4 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.43 5 Menuet I, II 2.58 6 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.45 Сюита для виолончели № 2 ре минор, BWV 1008 7 Prélude 4.17 8 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.24 9 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.08 10 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.34 11 Menuet I, II 3.16 12 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.43 Сюита для виолончели № 4 Ми-бемоль мажор, BWV 1010 13 Prélude 4.42 14 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.00 15 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.33 16 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.21 17 Bourrée I, II 5.40 18 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.34 Общее время: 69.51 Даниил Шафран, виолончель Записи 1970 (1–6), 1973 (7–12), 1974 (13–18) гг. Звукорежиссеры: Д. Гаклин (1–6), Ю. Кокжаян (7–18) Ремастеринг – М. Пилипов Диск 2 Сюита для виолончели № 3 До мажор, BWV 1009 1 Prélude 4.03 2 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.27 3 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.59 4 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.05 5 Bourrée I, II 3.32 6 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.42 Сюита для виолончели № 5 до минор, BWV 1011 7 Prélude 8.00 8 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.12 9 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.11 10 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.44 11 Gavotte I, II 5.01 12 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.06 Сюита для виолончели № 6 Ре мажор, BWV 1012 13 Prélude 4.52 14 Allemande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.45 15 Courante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.24 16 Sarabande . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.37 17 Gavotte I, II 3.59 18 Gigue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.01 Общее время: 77.49 Даниил Шафран, виолончель Записи 1969 (1–6), 1973 (7–12), 1974 (13–18) гг. Звукорежиссеры: Д. Гаклин (1–6), Ю. Кокжаян (7–18) Ремастеринг – М. Пилипов Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Татьяна Казарновская Дизайн – Ильдар Крюков Перевод – Николай Кузнецов Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию одну из лучших фондовых записей виолончельного искусства – сольные сюиты Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Даниила Шафрана. «Паганини ХХ века», «музыкант, ... обладающий самым певучим звуком среди всех существующих исполнителей-струнников», «…его искусство достигает граней сверхъестественного»… Такими восторженными эпитетами встречала отечественная и зарубежная музыкальная критика Даниила Борисовича Шафрана. Его творческий путь, продолжавшийся более 60 лет, составил целую эпоху в российском и мировом исполнительском искусстве ХХ в. Шафран был одним из первых советских виолончелистов обратившихся к баховскому творчеству. «Путь к Баху» выдающегося виолончелиста был, однако, долгим и сложным – по собственному признанию, он относился к его виолончельным сюитам как к «инструктивной» музыке, лишь записи П. Казальса, с которыми он познакомился после войны, перевернули его представление о виолончельном Бахе. Еще долго в его репертуаре были лишь отдельные произведения либо их части; наконец, он исполнил и записал с композитором А. Волконским сонаты Баха для виолончели и клавесина. Впервые полный цикл сюит для виолончели соло был исполнен Даниилом Шафраном в концертном сезоне 1966 г. в Москве. Обычно в студийной записи Шафран суммировал на пластинках свои высшие исполнительские достижения, работая над записью произведения после многочисленных концертных исполнений. Осуществленная в 70-е гг. запись шести виолончельных сюит И.С. Бах, безусловно, стала одной из вершин исполнительского искусства Даниила Шафрана. Свойственный исполнителю благородный артистизм органично объединяет масштаб целого с отточенной, скрупулезной передачей каждой детали. |
буклет ----------------- «Паганини ХХ века»… «Музыкант, ... обладающий самым певучим звуком среди всех существующих исполнителей-струнников»… «…его искусство достигает граней сверхъестественного»… Такими восторженными эпитетами встречала отечественная и зарубежная музыкальная критика Даниила Борисовича Шафрана. Его творческий путь, продолжавшийся более 60 лет, составил целую эпоху в российском и мировом исполнительском искусстве ХХ века. Музыкальное дарование Шафран унаследовал от отца – Б.С. Шафрана, более трех десятилетий возглавлявшего группу виолончелей оркестра Ленинградской филармонии. Отец и стал его первым учителем. При том что серьезные занятия будущего виолончелиста начались довольно поздно, в восемь с половиной лет, уже в десять он дал первый сольный концерт, в одиннадцать выступал с оркестром. А в 1937 г. четырнадцатилетний Данила Шафран завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве – самый юный участник конкурса покорил жюри своей феноменальной одаренностью. К тому времени он был учеником детской группы при Ленинградской консерватории, где занимался под руководством замечательного педагога, профессора А.Я. Штримера, у которого он учился вплоть до окончания консерватории в 1950 г. После конкурса музыкант получил в подарок виолончель, сделанную в мастерской Антонио и Иеронима Амати в 1630 г., с этим инструментом Даниил Шафран не расставался до самой смерти. В 1941 г. Шафран решил идти на фронт в составе народного ополчения, но его эвакуировали в Новосибирск, где он продолжил активную концертную деятельность. В 1943 г. молодой виолончелист переехал в Москву и стал солистом Московской филармонии. В 1949 г. Даниил Шафран одержал победу на Международном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, год спустя – на Международном конкурсе виолончелистов имени Г. Вигана в Праге (в обоих случаях он разделил первую премию с Мстиславом Ростроповичем). В 1959 г. Д. Шафран стал первым советским музыкантом, избранным Почетным академиком Всемирной академии музыкантов в Риме. Итальянские газеты писали, что Шафран вписал золотую страницу в летопись Римской филармонии. Трудно назвать страну, где не гастролировал этот выдающийся артист. Интенсивность концертной деятельности он сочетал с обширным, постоянно пополняемым репертуаром. Даже среди виолончельной классики Шафран находил редкие полузабытые сочинения (концерты К. Давыдова, пьесы Д. Поппера); осуществил множество виолончельных транскрипций (скрипичной сонаты С. Франка и альтовой сонаты Д. Шостаковича, ноктюрнов Ф. Шопена, «Четырех строгих напевов» И. Брамса, «Сюиты в старинном стиле» А. Шнитке); обращался к масштабным исполнительским циклам (виолончельные сонаты и сюиты И.С. Баха, сонаты Л. ван Бетховена). Особое место в репертуаре Шафрана занимала музыка современных отечественных композиторов: он одним из первых стал регулярно исполнять сонату Д. Шостаковича и в 1946 г. осуществил ее первую запись в ансамбле с автором; в 1960 г. дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле сонатой М. Вайнберга («Экстраординарно музыкален и технически совершенен», – писал тогда о виолончелисте видный американский критик). Ряд произведений был написан специально для Шафрана и возник в творческом соавторстве с ним. При работе в студии звукозаписи Даниил Шафран, как правило, «суммировал» на пластинке многолетний опыт работы с сочинением, записывая его после многочисленных концертных исполнений. И в то же время никогда не останавливался на достигнутом – запись не становилась для него «…тем пределом, который бы хотелось зафиксировать навечно. С течением времени, – признавался Шафран, – многое меняется, многое играется иначе; ведь сама сущность музыки в ее постоянном и вечном движении». Наиболее интенсивной студийной работой артиста отмечены 1970–80-е гг. Его последний концерт в Москве состоялся в Большом зале консерватории в 1992 г., но и в последние годы жизни он регулярно давал мастер-классы в России и за рубежом. «Это был музыкант, с которого можно было бы написать портрет не только истинного петербургского интеллигента или последнего романтика, но и “трудоголика” в самом лучшем смысле слова – человек, буквально “прикованный” к виолончели и не представлявший своей жизни без постоянного общения с музыкой», – писал в некрологе о Данииле Шафране музыкальный журналист А. Варгафтик. Произведения для виолончели занимают видное место в камерно-инструментальном наследии Иоганна Себастьяна Баха. Они были созданы в течение 1717–1723 гг., в период службы в г. Кётене, условия которой способствовали расцвету баховского творчества именно в инструментальных жанрах. В эти же годы из под пера Баха возникли скрипичные сонаты и партиты, «Английские» и «Французские» клавирные сюиты, первый том «Хорошо темперированного клавира»… Но больше всего кётенский князь Леопольд любил виолу да гамба (барочный вариант виолончели), на которой с удовольствием играл; возможно, для совместного музицирования со своим высоким покровителем Бах написал ансамблевые сонаты для виолончели с клавесином. Однако Шесть сюит для виолончели соло едва ли предназначались Бахом для любительского исполнения; их и сегодня называют «высшим пробным камнем для любого виолончелиста». Масштаб трудностей виртуозно-технического и художественного плана, которые ставит Бах перед исполнителем, отодвинул их широкое распространение более чем на полтора столетия (особенно выделяется шестая сюита, написанная для усовершенствованного пятиструнного инструмента и требующая даже от современного виолончелиста поистине уникальных возможностей). Только в начале ХХ века, благодаря Пабло Казальсу, виолончельные сюиты Баха прочно вошли в концертный репертуар. Именно запись Казальса, с которой Даниил Шафран познакомился после войны, перевернула его представление о баховской музыке. К тому времени молодой виолончелист уже имел международное признание, с успехом исполнял классический и современный репертуар, но, как и большинство виолончелистов своего времени, относился к сюитам Баха как к «инструктивным» сочинениям. Его собственная «дорога к Баху» заняла более трех десятилетий – от исполнения отдельных частей сонат и сюит в период учебы в консерватории к целым произведениям, концертным циклам 1960-х гг. и наконец, к полной грамзаписи всех сюит, сделанной в период с 1969 по 1974 гг. Первым из советских виолончелистов Даниил Шафран имел в репертуаре все виолончельное наследие Баха; его интерпретация сольных сюит стала одной из признанных вершин музыкально-исполнительского искусства минувшего столетия. Внешне виолончельные сюиты Баха следуют одной схеме шестичастной композиции (вступительная прелюдия, за которой следует ряд определенных танцевальных пьес), однако каждой из них свойственны индивидуальные черты. Тон задает прелюдия, определяющая основной характер сюиты в целом – лирическая, кантиленная во второй, полная импровизационной патетики в четвертой и эпически развертывающаяся в последней. Исполнение музыки Баха позволяет охватить в полном объеме все грани мастерства Шафрана. Виолончелист много лет работал над штрихами и мельчайшими нюансами исполнения баховских сюит, не удовлетворившись ни одной из существующих в его время исполнительских редакций, но фактически создав свою собственную. Стилистическая чистота сочетается в этой записи с живой, не «музейной» эмоциональностью, подлинно «современным артистическим темпераментом» (А. Ивашкин). Свойственный исполнителю благородный артистизм органично объединяет масштаб целого с отточенной, скрупулезной передачей каждой детали. Борис Мукосей |