6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 02541 2017, дата записи: 1949-2016 |
Модест Мусоргский Пьесы для фортепиано 1 Porte-enseigne polka (полька «Подпрапорщик»), 1852 г. . . . . . . . . 3.10 2 Souvenir d’enfance («Воспоминание детства»), 1857 г. . . . . . . . . . 4.30 3 Скерцо до-диез минор, 1858 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.56 4 «Уголки» (скерцо), № 1 из цикла «Детские игры», 1859 г. . . . . . . 2.38 5 Impromtu passionné («Воспоминание о Бельтове и Любе»), 1859 г. . 3.03 6 Intermezzo in modo classico, 1862 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.50 7 «Няня и я», № 1 «Из воспоминаний детства», 1865 г. . . . . . . . . . 1.53 8 «Первое наказание», № 2 «Из воспоминаний детства», 1865 г. . . . 1.32 9 «Дума», 1865 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.45 10 La Capricieuse («Шалунья»), 1865 г. 2.40 11 «Швея» (скерцино), 1871 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.20 12 «На южном берегу Крыма» («Гхурсуф у Аю-Дага. Юрсуф. Из путевых заметок»), 1879 г. . . . . . . . . . 4.39 13 Une larme («Слеза»), 1880 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.05 14 Meditation. Feuillet d’album («Раздумье. Листок из альбома»), 1880 г. 4.30 15 «В деревне» (экспромт), соч. 1880 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.48 16 «Близ южного берега Крыма. Байдары» (каприччио), 1880 г. . . . . 3.04 Транскрипции М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка», 1880 г. 17 Ярмарочная сцена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.45 18 Гопак веселых паробков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 BONUS Модест Мусоргский – Самуил Фейнберг 19 Серенада из цикла «Песни и пляски смерти» . . . . . . . . . . . . . . 5.35 Общее время:68.18 Виктория Постникова (1, 2, 5, 7–8) Мария Юдина (9, 13, 14) Александр Бахчиев (4, 6, 10–12, 15–18) Елизавета Мазалова (3) Сергей Каспров (19) Записи: 1982 г. (1, 2, 5, 7–8), 4 сентября 1949 г. (9, 13, 14), 1971 г. (4, 6, 10–12, 14–18), 2016 г. (3), 2017 г. (19) Звукорежиссеры: И. Вепринцев (1, 2, 4–8, 10–12, 14–18), Г. Катунина (3), М. Спасский (19) Ремастеринг – Е. Барыкина (1, 2, 4–18) Редактор – Н. Сторчак Дизайн – И. Крюков Перевод – Н. Кузнецов |
буклет ------------- «Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца... мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы ни избрали для беседы...» Из письма М.П. Мусоргского В.В. Стасову «Пианист Мусоргский был не только первоклассный, но и вряд ли уступал Рубинштейну» – так отзывался о пианистическом даровании композитора один из современников. Будучи самоучкой, он лишь в детстве занимался с московским педагогом «фильдовской» школы А. Герке. Его транскрипциисобственной музыки (например, колокольного звона из оперы «Борис Годунов») производили в авторском исполнении еще больший эффект, нежели в театре. Яркий пример пианизма Мусоргского – фортепианная партия в романсах и песнях, которая, как правило, выходит за рамки аккомпанемента и становится носителем образно-драматической выразительности. Сам Мусоргский нередко аккомпанировал певцам и в последние годы жизни, по словам Д. Леоновой, «довел искусство аккомпанемента до такой степени художественного совершенства, до той виртуозности, о которых до него не имел представления ни один музыкант, выступавший на концертной эстраде». Заслуженная популярность «Картинок с выставки» невольно затмила остальную часть фортепианного творчества Мусоргского, а ведь он обращался к нему на всем протяжении композиторского пути. Именно фортепианная музыка позволяет проследить глубокую эволюцию его краткого, но необычайно насыщенного творческого пути. Полька «Подпрапорщик» – самое раннее из сохранившихся произведений композитора, сочиненное в 13-летнем возрасте (в то время он начал учиться в Школе гвардейских подпрапорщиков). Насколько глубоко отличие между этой салонной «безделушкой» и следующей пьесой – «Souvenir d’enfance» ( «Воспоминание детства»), написанной пять лет спустя, когда Мусоргский, еще не отказавшись от военной карьеры, уже вошел в круг друзей А. Даргомыжского и М. Балакирева. Мусоргский стремился создать программную звуковую картину, основываясь на характерном народно-песенном тематизме. Сочинение Скерцо до-диез минор (1858) и оркестрового Скерцо Си-бемоль мажор относится к началу серьезных музыкальных занятий юного Мусоргского с Балакиревым. Скерцо должно было войти в незавершенную сонату для фортепиано в четыре руки. По оригинальности музыкального материала это зрелое, самостоятельное произведение, его фактура несет в себе черты подлинной «оркестровости» (позже сам Мусоргский создал оркестровую редакцию пьесы, посвятив ее А. Бородину). Еще более самобытно «Intermezzo in modo classico» («Интермеццо в классическом роде»), законченное в 1862 г. и фактически завершающее «ученический» период Мусоргского. Заключенная в рамки «классической» формы, эта пьеса выражает подлинный национально-эпический дух, который позже раскроется в хоровых сценах опер и финале «Картинок с выставки». Две разнохарактерные пьесы были написаны в 1859 г. «Уголки» (с подзаголовком «Kinder-Scherzo») должны были открывать предполагавшийся цикл «Детские игры» – первое обращение Мусоргского к теме детства. «Impromtu passionne» (страстный экспромт с подзаголовком «Воспоминание о Бельтове и Любе по роману А. Герцена “Кто виноват”») – отражение романтического чувства к Надежде Петровне Опочининой, другу и ценителю произведений Мусоргского, который посвятил ей много вдохновенных страниц. «Детскую» тему продолжает миницикл «Из воспоминаний детства» из двух пьес, законченный в 1865 г. Поводом к его сочинению послужила смерть матери композитора. Глубокая утрата вызвала желание запечатлеть в музыке воспоминания о беззаботной жизни в родном Кареве. Мусоргский в этих пьесах запечатлел мир, словно увиденный глазами ребенка (особенно интересна вторая, незаконченная пьеса – «Первое наказание» с подзаголовком «Няня запирает меня в темную комнату»). В этом же году были написаны еще две пьесы. Первая – «Дума» – была написана на тему, сочиненную Вячеславом Логиновым, и посвяшена товарищу композитора по «коммуне», в которой он жил, поддавшись увлечению идеями Чернышевского. Каприччио «Шалунья» написано на темуЛ. Гейдена (ученика Балакирева, родственника знаменитого русского адмирала) и посвящено Н.П. Опочининой. Пьеса «Швея» (авторский подзаголовок «Скерцино») была закончена в 1871 г., в период работы над циклом «Детская» и второй редакцией «Бориса Годунова». «Швея» посвящена известному московскому пианисту и дирижеру, основателю филармонического училища П.А. Шостаковскому. Основанная на непрерывной «журчащей» фигурации, она отличается яркими колористическими находками. Следующие пьесы были написаны Мусоргским в последние годы жизни. Две пейзажных зарисовки («На Южном берегу Крыма» и «Близ Южного берега Крыма», 1879–1880) сочинены после возвращения из концертной поездки по югу России и Малороссии с певицей Д.М. Леоновой, с которой композитор работал в последние годы. Мусоргский был глубоко впечатлен крымскими красотами («От Байдар и Чёрного моря чуть не спятил с ума»). В 1880 г. также были закончены «Une larme» («Слеза»), «Meditation» («Раздумье» с подзаголовком «Листок из альбома») и «В деревне». Последняя пьеса, посвященная замечательному актеру, литератору и рассказчику И.Ф. Горбунову, выделяется на фоне двух лирических миниатюр своим национально-жанровым и в то же время концертным характером. «В деревне» строится как ряд свободных вариаций на тему в народном духе, по-своему отражая актерское дарование Горбунова – создателя ярких бытовых образов на сцене Александринского театра. Программу диска дополняют две авторские транскрипции фрагментов из оперы «Сорочинская ярмарка», осуществленные в последний год жизни композитора. Выдающийся пианист, композитор и педагог Самуил Евгеньевич Фейнберг был автором множества фортепианных транскрипций, среди которых выделяются переложения двух песен Мусоргского («По-над Доном сад цветет» и «Серенада» из «Песен и плясок смерти»). Глубоко понимавший суть творчества Мусоргского, Фейнберг раскрыл в своем переложении трагическую суть «Серенады», обнажая под мнимой «обольстительностью» музыки застывший холод смерти. Пьесы Мусоргского звучат в исполнении ведущих российских пианистов конца ХХ века Виктории Постниковой и Александра Бахчиева. Ряд пьес был записан гениальной пианисткой первой половины прошлого столетия Марией Юдиной. Две пьесы записаны в 2016–2017 гг. молодыми исполнителями, лауреатами престижных международных конкурсов Елизаветой Мазаловой и Сергеем Каспровым. Борис Мукосей |