2 дня
О сайте4 | MEL CD 10 02528 2018, дата записи: 2017 |
София Губайдулина 1 Чакона (1962) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.59 Эдисон Денисов Три прелюдии (1994) 2 № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.44 3 № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.39 4 № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.01 Валентин Сильвестров Соната № 1 (1972) 5 I. Moderato, con molta attenzione . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.01 6 II. Andantino . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.41 Галина Уствольская 7 Соната № 6 (1947) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.17 Арво Пярт 8 «К Алине» (1976) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.37 Партита, соч. 2 (1958) 9 1. Toccatina . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.46 10 2. Fughetta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.58 11 3. Larghetto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.36 12 4. Ostinato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.01 Альфред Шнитке Соната № 3 (1992) 13 I. Lento . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.29 14 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.07 15 III. Lento . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.07 16 IV. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.23 Общее время: 68.36 Ольга Андрющенко, фортепиано Запись сделана в Большом зале Московской консерватории в июле 2017 г. Звукорежиссер – Михаил Спасский Ассистент звукорежиссера – Игорь Соловьев Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию фортепианные произведения русского музыкального авангарда 1960–90-х гг. в исполнении Ольги Андрющенко. Российская пианистка, ныне живущая в Германии, Ольга Андрющенко окончила Московскую консерваторию по классу исторического и современного исполнительского искусства профессора Алексея Любимова, затем совершенствовалась в аспирантуре Высшей школы музыки в Кёльне. Особое внимание она уделяет российской музыке ХХ–XXI столетий (на счету пианистки записи полных собраний фортепианной музыки Александра Мосолова и Николая Рославца). Свой первый диск на «Мелодии» Ольга Андрющенко рассматривает как продолжение работы над музыкой отечественного послевоенного авангарда. Подборка представленных произведений не совсем обычна. Бóльшую часть программы составляют сочинения «классиков авангарда», созданные в самом начале творческого пути и отдающие дань неоклассицизму («Чакона» Софии Губайдулиной, «Партита» Арво Пярта, соната № 1 Валентина Сильвестрова). Каждое из произведений по-своему дает представление о творческом облике их авторов. Другая часть посвящена музыке, созданной в иной период бытования этого направления – на стыке 1980-х и 1990-х гг. (Соната № 6 Галины Уствольской, Соната № 3 Альфреда Шнитке). Воздух свободы, принесенный «перестройкой», сильно повлиял на развитие авангарда, который из полулегального превратился в ведущее направление позднесоветского музыкального искусства. Своеобразным романтическим послесловием к программе звучат три прелюдии Эдисона Денисова (1994) – одно из последних сочинений мастера. |
буклет --------------------- Рубеж 1950-х – 1960-х гг. стал предтечей советского музыкального авангарда. «Железный занавес», отделявший нашу страну от западного мира, так и не открылся по-настоящему, но просочившиеся в краткой «оттепели» культурные явления дали новые всходы, которые поставили под сомнение догмы «социалистического реализма». Приезд Гленна Гульда, игравшего студентам Московской консерватории музыку нововенской школы, гастроли Игоря Стравинского, выступление Пьера Булеза как дирижера и композитора – на этом фоне взрослело новое поколение музыкантов. Многим из них предстоял нелегкий выбор между конформизмом и «внутренней эмиграцией». Годы замалчивания сменились новой волной либерализации 1980-х гг., когда вчерашние музыкальные диссиденты оказались на пике популярности. Диск, записанный российской пианисткой Ольгой Андрющенко, – продолжение ее работы по записи отечественной фортепианной музыки ХХ века (на ее счету полные собрания записей сочинений для фортепиано Н. Рославца и А. Мосолова). Обратившись к «началу пути» крупнейших представителей этого направления в нашей стране, пианистка также включила в диск ряд произведений, написанных уже в эпоху «перестройки», которая стала едва ли не сильнейшим испытанием для российского искусства. «Я желаю Вам идти Вашим “неправильным путем”» – пророчески напутствовал Д. Шостакович Софию Губайдулину, которой еще предстояло стать одной из крупнейших фигур русского музыкального авангарда. Переехав в 1954 г. в Москву из Казани, где она училась в консерватории по классу композиции у А. Лемана, Губайдулина поступила в Московскую консерваторию в класс Ю. Шапорина (впоследствии перейдя к Н. Пейко), а в 1963 г. окончила аспирантуру под руководством В. Шебалина. Одной из первых она вошла в круг влияния Э. Денисова, почувствовав в его музыке ту внутреннюю раскрепощенность, необходимость которой так остро ощущалась в «эпоху распахнутой форточки». Фортепианную «Чакону», созданную в 1962 г., сама Губайдулина еще не относит к числу своих «искренних» произведений (по собственному признанию, она нашла себя как композитор только к середине 1960-х гг.). С другой стороны, это сочинение, в котором юношеская дерзость своеобразно уживается с жестким конструктивизмом, указывает на важнейший духовный «маяк» Губайдулиной – творчество И.С. Баха, в котором она и сейчас находит «недосягаемый синтез интеллектуального и интимного». «Я не советский, я – русский композитор». Так лаконично выразил свою внутреннюю позицию Эдисон Денисов. Учившийся на радиофизика в Томском университете юноша осмелился написать Шостаковичу. Получив ответ, Денисов послал ему свои произведения, в которых великий композитор разглядел экстраординарное дарование. Однако ни Шостакович, ни начинающий автор не могли предположить, какая необычайная роль предстоит ему в русской и мировой музыке второй половины ХХ века. Окончив Московскую консерваторию и аспирантуру в 1959 г. по классу Шебалина, Денисов стал свидетелем и участником необыкновенных перемен, на время освеживших душное пространство советского искусства. Обретенная творческая свобода, абсолютно несовместимая с официальной идеологией, сделала его центром духовного притяжения для молодых композиторов 1960-х гг. Представленные на диске Три фортепианные прелюдии, впрочем, относятся к позднему творчеству Эдисона Денисова – они были созданы в 1994 г., накануне трагически сократившей его жизнь автомобильной катастрофы. «… Есть еще знаменательное в том, как современный музыкант, искусству которого вовсе заказано развитие средств в том смысле, как понимали это в XIX веке, начинает постепенно и закономерно заворачивать назад», – эти строки, написанные выдающимся культурологом А. Михайловым о поздних сочинениях Альфреда Шнитке, можно с полным правом отнести и к последним опусам Денисова. На заре композиторского пути он уже обращался к жанру фортепианных прелюдий, теперь же, замыкая круг собственной звуковой вселенной, автор черпает вдохновение в хрупкой полетности романтического фортепиано. «Я верю в то, что творчество Г. Уствольской обретет всемирное признание всех, кому дорого настоящее музыкальное творчество», – писал Шостакович об одной из самых талантливых своих учениц. Впрочем, сама Галина Уствольская неоднократно указывала на внутреннюю независимость от творчества учителя. Во многом она была, скорее, антиподом Шостаковича и в жизни, и в искусстве. Творчество Уствольской не вписывается ни в какие рамки стилевых направлений; «порой оно кажется пределом, крайней точкой развития авангарда, за которой искусство уже смыкается с неискусством» (О. Гладкова). До самого конца своей долгой жизни Уствольская не покидала родной Ленинград и продолжала творить. Редкие исполнения ее сочинений не вызывали интереса широкой публики. Лишь в конце 1980-х гг. музыка Уствольской получила признание за рубежом. Отечественным любителям музыки еще предстоит оценить истинный масштаб ее значения в русской культуре. Сама автор не считала фортепиано основным направлением своего творчества, однако каждая из ее шести фортепианных сонат, сочинявшихся на протяжении 40 лет, глубоко индивидуальна по замыслу; нередко их исполняют как единый цикл. Последние две сонаты для фортепиано были написаны во второй половине 1980-х гг. В музыке Уствольской сложно говорить о стилевой эволюции, но именно Пятую и Шестую сонаты отличает плотность фактуры – она «приближается к пределу, за которым следует самоуничтожение инструмента» (О. Гладкова). Эта музыка, пожалуй, самое правдивое нравственное зеркало русской интеллигенции ХХ века: не смягченная «спасительной ложью» оптимизма, она передает ужас одиночества перед бездной духовной пустоты. Фортепианная партита (1958) принадлежит к раннему, «ученическому» периоду творчества Арво Пярта, в то время первокурсника Таллинской консерватории (его педагогами были В. Тормис и Х. Эллер), и посвящена крупнейшему эстонскому пианисту, ученику П. Хиндемита Бруно Лукку. Неоклассическая структура, графичная фактура сочетаются здесь с «ударной» трактовкой фортепианного звучания в духе Бартока. Исключение составляет третья часть (Largo), разворачивающаяся в драматический монолог. По-настоящему Пярт «обрел себя» в фортепианной пьесе «К Алине» (1976), которая и сегодня остается одним из популярнейших его произведений. Внешним поводом послужило «музыкальное приношение» знакомой девушке (по аналогии с бетховенской «К Элизе»); но непритязательная на первый взгляд миниатюра свидетельствует о внутреннем перерождении автора. Пройдя через эксперименты с додекафонией, алеаторикой и техникой коллажа, приняв православное крещение, Арво Пярт на долгие годы углубился в изучение средневековой музыки. В результате напряженных творческих поисков возник образ звучания, который сам композитор назвал «tintinnabuli» (лат. «колокольчики»). В этой музыке «каждое мгновение переживается как вечность, а субъективноеначало растворяется в объективном вселенском» (Н. Говар). Арво Пярт верен своему стилю «новой простоты» более сорока лет, оставаясь ведущим композитором уже XXI столетия. «…Безусловно, самый интересный композитор современности, даже если большинству дано понять это гораздо позже ...», – так высказался Арво Пярт о Валентине Сильвестрове. Яркий неординарный талант молодого композитора из Киева отметил в 1960-е гг. и мэтр европейского музыковедения Теодор Адорно. Как и многие композиторы-шестидесятники, Сильвестров прошел через увлечение додекафонией. Он входил в группу «киевского авангарда», в 1970 г. был исключен из Союза композиторов Украинской ССР… Однако собственный композиторский путь привел его к осознанию лирической сути музыкального искусства: «…Если нет оттенка печали или сквозящей грусти, то нет и музыки… Авангард – это, по сути, музыкальный романтизм». Музыку Сильвестрова, в которой хрупкий лиризм «ускользающей красоты» вуалирует строгую конструктивность логики, нередко называют «Послесловием…» (Т. Чередниченко). Первая фортепианная соната – это, скорее, «предисловие» к творческому пути композитора. Сочиненная в 1960 г., в период обучения автора в Киевской консерватории (по классу Б. Лятошинского), она предшествует его первому «демонстративному» сочинению в серийной технике (Пять пьес для фортепиано). Но в простоте интонаций, ненавязчивой искренности двух следующих друг за другом медленных частей сонаты безошибочно угадывается почерк будущего мастера – «авангардиста-романтика», певца воспоминаний и печали… Творчество лидера российского музыкального авангарда Альфреда Шнитке известно прежде всего масштабными вокально-симфоническими полотнами которые невольно оставляют в тени камерную музыку. Между тем, его фортепианные сочинения отражают самые различные векторы пианизма ХХ столетия. Последняя, Третья фортепианная соната сочинялась уже тяжелобольным автором в 1992 г. в Германии. Композитор отдавал последние силы творчеству: в это же время Шнитке работал над 6 и 7 симфониями, оперой «Джезуальдо», «Историей доктора Иоганна Фауста», Concerto grosso № 6 и Тройным концертом. Внешне соната воссоздает форму старинной «sonata da chiesa» с ее чередованием медленных и быстрых частей. Ощущение звучащей пустоты двухголосия сменяется образами исступленного, сметающего все на своем пути движения … Борис Мукосей Ольга Андрющенко родилась в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу, а после – Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано и исторических клавишных инструментов профессора А.Б. Любимова. Также занималась органом в классе профессора А.А. Паршина. Продолжила последипломное образование в качестве стипендиата DAAD института Гёте в Высшей школе музыки в Кёльне (профессор А. Валдма), а затем в аспирантуре (Soloklassen) Высшей школы музыки в Ганновере (профессор В.В. Крайнев). Совершенствовалась в мастер-классах М. Билсона, К. Богино, В. Маргулиса, Д. Башкирова, М. Воскресенского, К. Кеммерлинга и др. В 2002–2004 гг. Ольга Андрющенко была солисткой Московской государственной академической филармонии. С 2004 г. живет в Германии. Ольга Андрющенко – обладательница наград многих международных конкурсов пианистов: Franz Schubert und die Musik der Moderne ( «Франц Шуберт и современная музыка») в Австрии, Musica Antiqua в Бельгии, Vanna Spadafora в Мессине, конкурсов имени Шуберта (Дортмунд), Баха (Лейпциг), Н. Рубинштейна и Скрябина в Париже. В ноябре 2011 г. она стала лауреатом Первого Международного конкурса хаммерклавиров (замок Кремсег, Австрия). Ольга Андрющенко выступала во многих престижных залах мира, среди которых Большой зал Московской консерватории, залы имени П.И. Чайковского и Международного Дома музыки в Москве, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Auditorium Conciliazione (Рим), Гевандхауз (Лейпциг), Beethoven-Haus (Бонн), Schumann-Saal (Дюссельдорф), Rolf-Liebermann-Studio des NDR (Гамбург), Дворец изящных искусств (Брюссель), Консертгебау (Брюгге), «Город музыки» (Париж), Oji hall (Токио) и др. Она принимала участие во многих престижных фестивалях: к 100-летию со дня рождения М.В. Юдиной (Москва, 1999), к 125-летию А. Шёнберга (Москва, 1999), «Шёнберг-Кандинский» (Вена, 2000), «Год музыки И.С. Баха» (Москва, 2000), «Душа Японии» (Москва, 2000), фестиваль Ференца Листа (Веймар, 2000), VI Российский фестиваль Г.Г. Нейгауза (Саратов, 2002), фестивали имени А.Д. Артоболевской (Москва, 1995, 2005; Уфа, 2004), St. Gallen Steiermark Festival (Санкт-Галлен, Австрия, 2003, 2004), Тюрмер-фестиваль в Майсене (Германия, 2003), Euregio Musikfestival (Оснабрюк, Германия, 2004), «Памяти Олега Кагана» (Кройт, Германия, 2004), фестиваль в Сартене (Франция, 2004), Festival delle Città (Портогруаро, Италия, 2004), фестиваль камерной музыки в Лукке (Италия, 2006), «Виват, Россия!» (Дюссельдорф, 2013). Выступала с сольными концертами в Брюсселе во Дворце изящных искусств в зале Генри ле Буфа (фестиваль Europalia. Russia, 2005) и в Токио в рамках фестиваля российской культуры в Японии (2009). Ольга Андрющенко сотрудничает с Шёнберг-центром в Вене, Шубертовским обществом в Дуйсбурге, интернациональным Рахманиновским обществом в Дармштадте, Бехштейн-центром в Кёльне и в Дюссельдорфе, генеральным консульством Российской Федерации в Бонне и во Франкфурте, певцом и дирижером Петером Шрайером, камерными коллективами. В 2014 г. Ольга сотрудничала с немецкими телерадиокомпаниями WDR и NDR (участие в документальном фильме о Вольфганге Босбахе и в фестивале «Монолог» – к 80-летию Альфреда Шнитке вместе с народным артистом России Алексеем Любимовым). В 2016 г. лейбл «Naxos» выпустил компакт-диск всех фортепианных сочинений Александра Мосолова в исполнении Ольги Андрющенко, а в 2017 – запись всех фортепианных произведений Николая Рославца. |